Гл. 2. Ореховская широта -20

Наконец-то «Ноев ковчег» с  ореховскими жителями, дробно простучав всеми своими колесами на вечно недочиненном с прорухами мостике через Вежболовский овраг, выбрались, наконец, к последнему и самому заветному участку пути. Вот уже показался и въезд в аллею, именуемую «Проспект», ведущую прямо к вратам усадьбы.… Но что это?  - «Тпру!», - кричит Федот. - Зачем остановились, ведь уже на подъезде? – возмущается Вера Егоровна.

Увы, придется вылезать, и это тогда, когда все уже сгорают от нетерпения, - как назло сполз с верхов велосипед Шурика, – а впереди - крутая, хотя и самая последняя осклизшая и размытая глиняная горка. Брать ее предстоит с риском для рыдвана.
Но вот и эти трудности минуют, сердце сладко сжимается: видна крыша дома и знакомые тёмные купы сада…
— Мама! Ключи от дома у тебя? – спрашивает Верочка.
Управляющий Николай Васильевич замирает в почтительном ожидании. Вера Егоровна ищет ключи и в отчаянии, сетуя на всегдашнюю рассеянность брата Николая, -  заявляет:
— А ведь Коля забыл нам дать ключи! Как же мы теперь войдём, не ломать же старинную дверь.
— В кухне и коридоре замки висячие, - дозвольте сшибить?
Больше ничего и не остаётся. Но вот замки взломаны, - и  Вера Егоровна Микулина со своими дочерьми, - Верой и Катей и младшим сыном Александром и совершенно потрясенной ухабистой дорогой Мадам входят в родимый дом…

Первым делом Катя бежит в зал - запустить старинные настенные часы. Их остановили прошлой осенью в одиннадцать утра, когда все под зиму уезжали из Орехова. Это только ее, Катино, послушание – «запускать время», хотя и другие претенденты пустить ореховские часы тоже есть. Но вот уже качнулся медный маятник, подтянуты гири на цепях – ого, уже полдень! – и дедовские часы вновь бьют, как и год, и два, и двадцать лет назад: гулко, солидно, уверенно…  Начинается новая и такая любимая, и такая привычная ореховская жизнь… На стене выгоревший, засиженный мухами календарь 1902 года. Нет, так не пойдет: сейчас уже весна 1903-го, - совсем другое дело! Скорее выставить балконную дверь... И вот, в затхлый воздух зала врываются запахи и звуки деревенской весны. На старинных прудах урчат лягушки, в высоченных столетних липах парка гулко перекликаются птицы, и  как звонко, как музыкально резонирует в ответ им тысячеголосое эхо в необозримом соборном небесном куполе… Бьют часы, а в лесах второй отсчитывает какие-то только ей известные вехи бытия ранняя кукушка. Самое начало мая, а она уж гукает вовсю! И запахи дурманят: сырая земля, трава, жабник, ландыши и зацветающая черемуха…

Кате скоро семнадцать, она и думать об отдыхе не думает: в ней столько необузданных сил, горячности, каких-то пока еще неосознанных стремлений, - с восторгом и испугом она прислушивается к этой закипающей в ней силе… Для чего она дается? Божия ли она? На что она уйдет и к чему приложится? А пока чувствуешь – все тебе по плечу!

В доме милая суета: разборка вещей, мытье полов, развешивание занавесок, а Катя уже летит стремглав на простор, -там тишина, только сестрица-кукушка не унимается… Над землей дрожит нагретый воздух. Закинешь голову, - пространства бесконечные, - а под тобой весь шар земной, и ты вращаешься вместе с ним вокруг Солнца… Как хорошо!

***
Вот и овраг – Катина земля! Место свободных полетов ее неудержимого любознания: она - пламенный археолог, она геолог, она историк и немного географ, именно здесь, каждый год, едва запустив свое городское платье по периметру комнаты и переодевшись в заправского парня –  шаровары, ботинки, старая блуза и какая-то немыслимая дедовская шляпа, Катя, пристегнув к поясу весьма нешутошный охотничий нож в самодельных кожаных ножнах, убегает в овраг, чтобы скорее зарыться во влажные заросли лучезарно-синих, прохладных незабудок, в чистейшую как слеза, прозрачную виндзорскую акварель речки Вежболовки, или, точнее, того, что от нее осталось. На дне этого-то оврага и сокрыты все заветные Катины помыслы и вожделения. Это – камни, причудливые окаменелости с четкими следами морских раковин самых разных видов: когда-то давно, до ледников здесь, в Орехове было море!

С раннего детства Катя одержима ореховскими древностями. Ее мысль парит где-то там – за тысячи и сотни тысяч лет до…. Зачем она не стала археологом! Правда, много-много позже она найдет свою стезю и любимое дело - реставрацию древней русской станковой живописи – фресок и икон, и в то же время останется она и при камнях, - очень древних, освященных тысячами литургий, вобравших в себя столетия не поддающихся никаким другим земным измерениям человеческих молений, стенаний и воздыханий; часами на шатких деревянных лесах, в высоте под куполом, где изогнувшись, в великом напряжении будет совершать она свое тончайшее и трепетное служение искусству воскрешения древнего храмового благолепия и священной красоты…

Но пока она собирает только редкие камни и окаменелости с отпечатками настоящих морских раковин, правда, жарко мечтая при этом о зубе мамонта – ведь нашел же его здесь в свое время покойный мамин брат и первый ее воспитатель - самый младший из братьев Жуковских – Володенька (1854†1873), одареннейший, милый, безвременно, в девятнадцать лет подкошенный дифтеритом юноша, недозрелый, но так много обещавший колос, как и Катя, бывший страстным археологом, натуралистом, великолепным, тонким рисовальщиком, - это был прямо-таки юный Дюрер… «Наш профессор», называли его родители. Бедный юноша, быть может, даже самый способный из всех детей Жуковских, - он даже не мог получить полного гимназического образования – все скуднейшие ресурсы семьи были отданы на образование Ивану и Коленьке Жуковским – старшим сыновьям, толстый Варя - Валериан - уже был на втором плане, а Володя – вообще за немногими перерывами жил в деревне и был вместе со стариком сеттером Фигаро – умнейшей охотничьей собакой Николая Егоровича, первым нянькой своей маленькой сестры Верочки – Катиной мамы. Как только бабушка Анна Николаевна смогла пережить его кончину!

Анне Николаевне, родившей Верочку - свое одиннадцатое дитя в 46 лет, совсем уже некогда было ею заниматься. Она металась между Ореховым и Москвой, дольше оставалась в Москве, где учились сыновья, занималась хозяйством и там, и там как заправский управляющий, ведь от того, продастся ли горох осенью, зависело, смогут ли мальчики заплатить за учебу. Но гороховина, - как писала моя бабушка в биографии Николая Егоровича, что-то худо шла… Анна Николаевна была вынуждена считать каждый грош, отказывать себе в обедах – «Я уже пообедала!» - часто говорила она,  - смотреть за всеми и за всем. Она даже не могла во всю свою жизнь позволить себе вволю предаться скорби и слезам, постепенно, кажется и разучившись предаваться долго столь бесцельным занятиям. С шестнадцати лет, как лишилась матери, она стала воплощением служения, и так вплоть до ее последнего 95-летия, и, может быть, потому Господь и даровал душе ее великую силу, а к силе духовной прибавил и телесную крепость.

В этой второй части моего столь неспешного, претыкающегося отступлениями рассказа именно Анна Николаевна, хозяйка Орехова, и будет главным героем. Но это еще впереди, - куда нам торопиться? Ведь как алмаз требует, чтобы сияние всех граней его было усмотрено и явлено, так и человек: с разных сторон загляни ему в лицо: то приблизься, то отойди подальше, и даже совсем в сторонку – охват земной человеческой жизни так беспримерно велик, как велика и бездонна тайна личности каждого человека, и потому, чтобы хоть штрихами наметить живой образ, как много нужно облететь мысленных пространств, как во многое нужно пристально и близко – в микроскоп - вглядеться, чтобы луч Божия познанья открыл путь к этим глубинам личностного, высветив и грани, и складки.

***
Обидно, но Кате мамонтов зуб все-таки в руки нейдет. «Как же это бабушка Анна Николаевна могла запамятовать, где Володенька-то его нашел»? Но Катя  не унывает, - она никогда не унывает! – потому, что ей все интересно: кто бы мог подумать, -Владимирское Ополье, Орехово с одним только этим крохотным ручьем в овраге пересохшей Вежболовки, и вдруг - море, оставившее такие неотразимые следы своего здесь пребывания. И так, видно, с детства эта мысль о море, о затопленной когда-то, тысячелетия назад, ореховской земле ее поразила, что спустя полвека, уже в моем детстве, в том же самом овраге, в той же неземной лазури незабудок, захваченная бабушкиными рассказами про былое Ореховское море, я испытывала потрясение всего своего сознания и зрения. Я была тогда маленькая и мозг мой не мог мыслить тысячелетиями, но я эти недомыслимые глыбы несомненно каким-то образом представляла, ощущала, причем в каком-то единстве, целостности и грандиозности единовременно свершающихся метаисторических действий…

То ли Орехово выходило из моря, то ли море покрывало Орехово с его гречишными полями (почему не могу я теперь вспомнить лик этих полей, каким он действительно тогда был, вспомнить так, как бы я этого хотела, хотя вот и забыть не забуду никогда – этого розового перламутра, жемчугов и купающихся в этих жемчугах и излучениях душистой амбры пчел) и лугами, где я знала каждый махонький и самый простой цветок, который жил в моем сердце в своей мизерной неповторимости, почти как личность, - он был моим товарищем, какой-нибудь тончайший, надломленный,  жалкий колокольчик, с которым мы не так уж и разнились по ростам; и васильки, и забредшие в поля одичавшие львиные зевы из давнишних ореховских цветников, и проселочная, мягкая и теплая для босых ног моих ореховская и одновременно для меня всегда и вселенская пыль; и неожиданно выплывающими среди полей и холмов из лощин небольшие соборы дубов, желуди которых я тут же бросалась, не знаю зачем, набирать в свой подол – они всегда вызывали у меня в детстве такой же священный восторг, как камни у бабушки…

Все это с самого начала жизни свидетельствовало мне о том, что Орехово – земля не простая, таинственная, не такая, как многие другие, даже пусть очень красивые и живописные земли и страны.

Во-первых, море, и наши с бабушкой сокровища – найденные  в оврагах древние морские окаменелости. А во-вторых, исторические тайны, которые в моем детском сознании всегда сливались и с тайнами природными. Вода… Вот это ощущение скрытого моря в месте, где даже искупаться было негде (затянутые ряской рукотворные пруды в парке были не в счет), оно всегда как-то подспудно присутствовало, пыталось изобразиться мысленно на внутреннем экране сознания. А потом, уже позднее, попалось мне в печати и сообщение о том, что около речек наших - Ворши, Вежболовки, Ундолки и других малых ручейков, очень много родников. Оказывается, действительно, в наших местах находилось и никуда не уходило большое подземное озеро чистой воды, которое так часто пробивалось на поверхность родниками. И все эти места уже в наши поздние времена славились как экологически чистая  водоохранная зона. Воды Ворши в среднем и нижнем течении использовались и ныне, наверное, еще используются, рыбными хозяйствами…

Сейчас, когда я это пишу, не один окиян-море вод утек, просыпалось время песком сквозь пальцы, истлели все косточки, зарос буйными травами и случайно подсаженными цветочками родной погост  некоторыми – далеко не всеми! - оставшимися памятниками упокоившихся здесь Жуковских. Мир нашей семьи, а тем более мир живших до нас когда-то помещиков Ляпуновых, а еще раньше  Всеволожей, – этот мир в Орехове нынче умер. Его там нет – он, как Китеж-град, ушел от нахлынувшей другой жизни под воды своего таинственного Светлояра - великого праморя…

Люди заблуждаются, разучившись чувствовать и даже задумываться о сакральном значении главного места их земного бытия. Человек ли красит место, место ли человека – но они должны найти друг друга и соединиться, как муж и жена – как одна плоть и одна душа. И в этом Божественная тайна Родины, Отечества, своего места на земле, без которого человеку свое от Бога данное земное предназначение в должную меру не исполнить.

На фотографиях: На крыльце Ореховского дома с прабабушкой «тётей Маней» - Марией Александровной Микулиной (о ней рассказывалось в 1 части), с Алексеем Георгиевичем Микулиным, двоюродным дядей автора. И, наконец, автор, а рядом с ним – велосипед.
Ниже – Ореховский парк, который никого кроме нас тогда (1950 год) не видел, но знавал-то он много лучшие времена…

Продолжение следует...


От автора: восстанавливаю утраченную переписку с читателями при тех. редактировании структуры книги, соответствующую данной главке.

Рецензии на произведение «21. Воздыхания окованных. Продолжение 5 главы»
На странице отображаются все рецензии к этому произведению в обратном порядке, с 2 по 1
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «21. Воздыхания окованных. Продолжение 5 главы» (Екатерина Домбровская)

В суете быстротекущей жизни редко задумываешься о значимости в судьбе человека места его земного пребывания. В самом деле история русской культуры знает немало примеров того, как иссякала дарованная Богом способность творить у людей, волею судьбы вынужденных покинуть родную землю. Как тосковали, как сердцем тянулись к памятным с детства местам, питавшим их творчество живительными родниками.
Какие точные нашли Вы слова: «И в этом божественная тайна Родины». Добавлю, что в этом смысл и значение Вашего труда – заставить задуматься о собственном предназначении на родной земле, о достойном его исполнении.
С уважением,

Татьяна Алейникова   24.11.2011 18:27   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Вы знаете, я так и думаю, что тут есть тайна: наша связь с землей нашей. Но сейчас, мы все оторваны, изолированы, многие совсем лишены корней. Города такие как Москва, становятся ужасны, а была она - сказкой из сказок...
Вот у меня нет Орехова, нет и Москвы, нет теперь и монастыря. который отдали новым деятелям от патриархии,- и вот я пишу: живет только сердце и то, что в сердце. Слава Богу. что оно успело в себя впитать Родину. Что будет с последующими? Ничего хорошего...

Екатерина Домбровская   24.11.2011 18:42   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «21. Воздыхания окованных. Продолжение 5 главы» (Екатерина Домбровская)

Бегу,бегу по строчкам с жадностью и вдруг Ваше:"Но это ещё впереди,- куда нам торопиться? Ведь как алмаз требует,чтоб сияние всех граней его было усмотрено...так и человек: с разных сторон загляни ему в лицо." И приостановлюсь и дух переведу. И немножко назад отступлю,вернусь,чтоб услышать Вашу дивную речь,проникнуться красотой Вашего Орехова,постоять под высоченными столетними липами..."Кормящий ландшафт".
Вчера пригласила на Вашу страничку Владимира Плотникова-Самарского.Он человек-энциклопедия.Всё на свете знает. И ,когда я упомянула ему о Гумилёве и "Кормящем ландшафте",он немедленно сообщил,что прочёл 4 его книги. С первой главы оценил Вас и я счастлива.Пошли настоящие читатели и серьёзные отзывы.Будьте здоровы,моя дорогая. Галина.

Галина Алинина   15.09.2011 10:48   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Очень благодарна Вам за Плотникова-Самарского - хоть бы почитал! Как важны были бы его соображения для меня!
Наверное, Вы уже насовсем поселились в Орехове. Милости просим! А ведь вы живете где-то на Волге, о которой начался рассказ в 59 главе - и дальше: Микулины - Синбирские, Бугульминские - весь воздух и дух Поволжья - там сейчас живу я...
Ваша К.

Екатерина Домбровская   15.09.2011 11:15   Заявить о нарушении правил / Удалить


Рецензии
" И вот, в затхлый воздух зала врываются запахи и звуки деревенской весны. На старинных прудах урчат лягушки, в высоченных столетних липах парка гулко перекликаются птицы, и как звонко, как музыкально резонирует в ответ им тысячеголосое эхо в необозримом соборном небесном куполе… Бьют часы, а в лесах второй отсчитывает какие-то только ей известные вехи бытия ранняя кукушка. Самое начало мая, а она уж гукает вовсю! И запахи дурманят: сырая земля, трава, жабник, ландыши и зацветающая черемуха…" Вслед за одной из читательниц увязалась по Вашей дороге в Орехово. Просто задохнулась и оглохла от гулких звуков мая.Как Вам это писалось, Катя? Как теснились звуки и запахи в памяти, чтобы покорило меня сегодня вновь очарование того дня? Галя.

Галина Алинина   31.03.2013 15:23     Заявить о нарушении
Дорогая Галя! Вы знаете, раньше никогда не замечала за собой, но теперь стала вспоминая что-то часто мгновенно слышать неповторимый и единственный запах - меня самое это поражает. раньше не было и близко такого: память о запаха раньше была в мозгу - я помнила о том, как они мне запомнились. А теперь просто ощущаю - правда на мгновение.
Жизнь наша настолько трудна и горька, вероятно, поэтому, Бог милостивый дает мгновения воспоминаний в их полноте, чтобы душа успела хоть в долю секунды вздохнуть и расправиться...
Спасибо, Галечка за любовь Вашу к Орехову и к автору тоже. Она взаимная у нас!

Екатерина Домбровская   31.03.2013 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.