Отрочество Ленинск - Кузнецкий

 

25 февраля 1948 года мы приехали в город Ленинск - Кузнецкий  — город (с 1925), административный центр Ленинск-Кузнецкого района.
Ленинск-Кузнецкий — один из городов Кузбасса. Основное богатство города — уголь, запасы которого исчисляются миллионами тонн.  Население 107,8 тыс. чел. (2011г.)
 Город, если  редко падал снег,  превращается в город с черным снегом. Между железнодорожным вокзалом и  так называемом  четвертом участком, где мы поселились, находился  завод «Полукоксования». От него бежала красная фенольная вода в реку Иня без  очистки, в зависимости от направления ветра невозможно  было дышать, из-за пряного запаха фенола исходящего от завода и этого ручья. Чтобы попасть в школу №34, где мы учились,  приходилось перепрыгивать этот ручей в овраге, необходимого мостика не было. Соседский мальчишка, пошел учиться в первый класс. Не удачно перепрыгнул этот ручей с красной водой, упал в промазутченную воду и не стал  ходить в школу. Вернее пошел в школу в следующем учебном году.
Ученики школы отличались от учеников  города Мариинска. Одежда школьников состояла из фуфайки (куртки на  вате). Обувь - шахтерские «чуни» (галоши) с пришитыми голенищами  из прорезиновой ткани. Прорезиновая ткань получалась при раздирания  бывших в употреблении резиновых транспортерных лент на слои, которые состояли из ткани пропитанной резиной. Школьные ранцы портфели заменяли самодельные сумки из  клеенки.
Военнопленные
Лето 1948 года. Знакомство с  Ленинском- Кузнецком. Маленькая речка Иня. «Согра» - кустарник в пойме реки- заросли ивы, черемухи, смородины, калины, шиповника,   волчьей ягоды и т.д.  Летом мы пропадали на реке Иня купание до посинения.   Однажды мы группой возвращались с реки, решили пройти мимо мясокомбината. Подошли к территории огороженной колючей проволокой и размещенными на ней помещениями для проживания - бараками. Да это лагерь для военнопленных японцев! Ворота открыты настежь, нет охраны, злых собак?  Около ворот установлены столы, я потом понял, для игры в настольный теннис.  Почти у каждого японца на шее  как шарф вафельное белое  полотенце. Солнечный жаркий день, группа мужчин, весело переговариваясь,  играет в настольный теннис, совершенно не похоже как описывают в художественной  литературе концентрационные лагери для военнопленных.
. Я иду по железнодорожному полотну от проспекта Кирова к станции Кольчугино (сейчас Станция Ленинск – Кузнецкий –I). Мужчина военнопленный японец по рельсам катит ручную железнодорожную тележку. Чтобы проехать на ответвление пути он в ручную перевел стрелку, прокатил за нее свою тележку и, вернув стрелку в первоначальное положение, покатил  тележку  дальше.  Я подошел в станции. Двое мужчин железнодорожников спрашивают у меня: «Пацан, японец стрелку переводил?». Я ответил: «Да. Переводил и прокатил тележку за стрелку и вернул ее в исходное положение». Железнодорожники не видели эти действия,  проверять поленились и, поверив мне не стали проверять.  Военнопленный  иначе не мог поступить, он не сумасшедший.
В районе банопрачечного комбината находилась зона для военнопленных немцев. Мне сосед говорил, что она называлась  Кузбасс. Построенные в виде каре одноэтажные кирпичные и деревянные бараки, некоторые существуют и поныне и  в них живут сегодняшние горожане.
 Около  банопрачечного комбината (сейчас на этом месте теплая платная автостоянка) стихийно организовался базарчик, который называли «Немецкий». Пленные немцы на нем обменивали свои поделки на продовольствие: хлеб, овощи носильные вещи.  В дальнейшем на этом базарчике торговали жители окрестных улиц города овощами, молоком, куриными яйцами, семечками подсолнуха, махоркой, брезентовыми тапочками, различными поделками которые пользовались спросом.
Мне рассказывали, когда военнопленные японцы, немцы возвращались домой, каждому были выданы шерстяной костюм  и наручные часы.
 Забитые огольцы -  дети шахтеров.  Их отцы  помногу работали в  шахте и приходили домой только ночевать.  У них не было времени проверить, как учатся их чада, да и при проверке отцы не могли, сказать правильно ли они выполнили домашнее задание.   Они сами окончили в школе три четыре класса, война заставила пойти работать. Опасная тяжелая работа, которая толкала шахтера к пьянству в  выходные и праздничные дни тем более, во всех ларьках буфетах  города водка продавалась на разлив, и в не ограниченном количестве, были бы деньги.  Я, приехавший из другого города, «ученик с ленцой», отличался улучшенной школьной подготовкой от местных учеников.  При работе на уроке попадалось малоизвестное слово. Ученики класса затруднялись объяснить его значение. Я  часто, был из тех, кто мог объяснить его значение.  Меня поражало, ученик при разговоре даже с учительницей мог оговориться и вставить матерное слово в свою тираду. Говоря компьютерным языком,   матерное  слово  в его  в лексике присутствовало  «в фоновом режиме».   Оно  применялось  как слово связка.  В переменках, на улице мат составлял третью часть речи огольцов.  Вначале мне это было странно слышать, но потом привык.
 Где-то в семидесятых годах я проездом  с Черного моря, заехал на Кубань в гости к дядьке, брату матери.  Пообедали с  сухим вином. Дядька решил показать мне станицу Троицкую, где он проживал. Идем по станице, у меня при беседе с ним вылетело бранное слово.  Он, с тревогой посмотрев по сторонам, нет ли рядом жителей станицы, и сделал мне замечание: «Матерно в станице  выражаться нельзя. Казаки могут за это меня наказать». 
 Весной  или осенью, в теплые дни, находились организаторы, пропуска занятий в школе: «Огольцы сегодня в школу не идем»! Это называлось «пойти на Кавказ» - пропустить школьные занятия. Собиралась веселая компания. Разводили костер и на нем запекали картошку. Занимались, кто, чем захочет. Играли в карты -  в «буру»,в «чехарду – езду». Делились на две команды.  Одна команда становилась цепочкой,  держась двумя руками за впереди стоящего,  а  другая, по очереди разбегаясь, прыгала первым  на спины.  Первая команда везла на спинах вторую заранее оговоренное расстояние. Если они справлялись  с условиями то команды менялись местами, если нет, ситуация повторялась – первые снова  возили вторую.
Здания школ г. Ленинска – Кузнецкого  довоенной постройки, в основном небольшие с печным отоплением, в лучшем случае  с собственной котельной с чугунным водогрейным котлом. Туалеты на улице, в период межсезонья (весна осень) в туалеты выпускали через два урока, что бы ни затаскивали в школу грязь. О сменной обуви, понятия не было. Каждый ученик имел собственную чернильницу- непроливашку, которая временами, все-таки проливалась. Писали  простыми ручками со стальными перьями, на выпускном экзамене по литературе я писал сочинение такой ручкой, хотя авторучки, как мы их звали « самописки» уже были.


Рецензии