Образ Черемухи О Фокиной

Образ  черемухи О.Фокиной

Вместо предисловия
18 октября в областной библиотеке им. Бабушкина отмечали юбилей Ольги Фокиной.
Ольга Александровна, я не вхожу в число лиц, которые поздравляют Вас с юбилеем по долгу службы. Но я не могу не сказать те несколько слов, которые сказала бы Вам один на один, но боюсь, что услышат другие. Когда меня уволили со всех работ как мать троих детей, и я, от безысходности бормоча тайгановское "Мы трагически не нужны России", начала выпускать газету, потом журнал "Свеча" - Вы первая меня поддержали. Валентина Саркова написала про это в газете, а Вы взяли и пришли на презентацию "Свечи" туда, куда Макар телят не гонял, - в библиотеку на Панкратова 75. И на публике сказали, что печататься в "Свече" - это честь. Когда в 1996 году после Ярославского писательского совещания меня осмеивали в прессе, Вы на кухне читали с дочкой мою повесть про Басю и хвалили меня. Кто знал, что через много лет ваша внучка Женя Фокина сыграет Басю на сцене!
Ольга Александровна, вы стали первой читательницей нашумевшей "Графоманки" и опять поддержали меня. "Графоманка" тогда еще даже не была книгой, а просто слепой распечаткой на матричном принтере - и Вы прочли. И дали бесценные советы, которые сохранили меня как писателя и человека. Если Юрий Леднев и Михаил Сопин были мне вместо крестного отца, то Ольга Фокина - крестная мать.
Вы всегда живо интересуетесь тем, что происходит в неофициальной литературе. Вы пришли слушать дебютное выступление Александра Дудкина и Марии Марковой в студии Шахова восемь лет назад. А теперь Маркова - признанный поэт.
В те далекие годы я часто забегала к Вам, чтобы занести новый самиздат или рассказать новости. Вы звали меня на чай, а я же всегда торопилась. Но эти драгоценные часы в прихожей! Столько важного было переговорено! Спасибо за эти беседы на бегу. Сколько в них было открытости, мудрости, добра!
Галина Щекина, финалистка премии «Русский Букер», автор романов «Графоманка» и «Ор»

***
Черемуха – частая  гостья и героиня  народных песен, наверно,  все  знают  русскую народную песню  «Под окном черемуха колышется..»  С жаром описывал  черемуху Сергей Есенин. Одно из самых  популярных стихов  Белла  Ахмадулиной – «Черемуха  трехдневная». Образ черемухи в стиховом поле Ольги Фокиной очень многослоен и разнообразен, также в высокой  степени очеловечен и одухотворен. Именно к этому образу автор прибегает для выражения сильнейших чувств -  любви, печали, родства и гармонии с целым миром. Именно образ черемухи – яркий показатель того, что народная тема в стихах Фокиной основная. Стихи с упоминанием черемухи – это настоящая песня.  Но обратимся к текстам. Выражение мыслей и чувств через описание природы – давняя и прочная традиция русского классического стихосложения. О. Фокина - верная продолжательница  этой  традиции. В своей статье «КЛЮЧЕВЫЕ ЛЕКСЕМЫ ОБРАЗА РОДИНЫ В РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ А. Ш. Василова придерживается точки  зрения, что  образ черемухи – ключевой и часть образа родины…
«О чем бы ни шла речь  в текстах – появление черемухи все расставляет по своим местам, все приходит в состояние покоя, и все чувства отстаиваются, точно прозрачная вода в водоеме.

«Чере-чере-черемуха»
Казалось бы, коллизия стихотворения абсолютно проста и  прозрачна: к дереву обращается девушка, жалуясь ему, рассказывая о себе. Аналогия судьбы человеческой и судьбы черемухи – в отсутствии воли свободы: «А мне пути заказаны, а я к земле привязана». Это о героине. Тоже о дереве: «Не где хотела, выросла, взошла, где птица вытрясла». Не розовым цветом цветет черемуха, а морозно-белым, холодным, точно тронутым инеем. И ягода у черемухи не всякому по нраву: «Наполовину сладкая, а на другую горькая…» Постепенно проступает перед читателем и облик рассказчицы. По родству с черемухой она и растет не там, где хочет, и характером не проста, и судьба горька, как черемуховая ягода. С одной стороны прорывается бесконечная печаль, а с другой идет успокоение. Эта черта присуща и другим стихам Фокиной, но именно в данном стихотворении показано не прямое откровение, а исповедь полунамеком, что говорит о сдержанности характера героини, о ее крутости и скромности.
Стихотворение небольшое, всего пять строф, но дуэтность повествования способствует созданию гармоничных, нежных, запоминающихся строк. Черемуха выступает в роли подруги, когда грусть свою больше некому поверить.

«Черемуха»
Широко известное стихотворение-поэма   Фокиной «Черемуха» продолжает тему родства с этим деревом и тему черемуха-подруга.
«Мы были одинаковые ростом
С черемухой. Той ласковой весной
Жилось мне так легко, светло и просто…»
Образ воздействует тем сильнее, когда читатель узнает: именно отец девушки посадил молодую черемушку перед тем, как уйти на войну. Именно эта черемушка и стала единственной памятью о нем. Шла война, черемуха подрастала, и девочка росла с нею вместе. Эпизод, когда черемуху нечаянно срезают косой, бьет по глазам, будит страшные предчувствия. Противясь им, девочка пытается спасти срезанное дерево: «Я возразила матери: «А тятя ведь спросит о черемухе своей?» Но тщетно: «Я услыхала: тятька не вернется, и никогда не спросит про нее».
Снова дуалистичность повествования подчеркивает трагизм события.
«Как голубело небо над домами,
Как небывало вкусно пах шесток!
Но я опять не угодила маме
Воскликнув: «На черемухе листок!»
Противостояние матери и дочери – это еще один часто повторяющийся мотив в стихах Фокиной. Неважно, он навеян реальностью или создан заново, но этот мотив невероятно правдоподобен. Этот мотив подчеркивает одиночество ребенка в большой деревенской семье в военные годы. Сердце щемит, как представишь сидящую под молодой черемухой девочку, и ветер яростно треплет им обеим волосы.
«Прислушиваясь к шумным вешним водам,
Стою в раздумьи на родном крыльце:
Черемуха за старым огородом –
Единственная память об отце.
Во всей красе над нею небо мая!
Счастливых слез свиданья не тая
Меня седая мама обнимает,
Седую маму обнимаю я.
Вершинкою поднявшийся над крышей
Черемуха кивает ей и мне,
Такого цвета поискать – не сыщешь,
Листвы не встретишь гуще и темней,
Но если каждый красоту заметит,
То не любой поверит и поймет,
Что мне милей всех запахов на свете
Мне этот пряный горьковатый мед».
Говорят, любовь необъяснима, но здесь любовь к черемухе описана самыми нежными словами с предысторией и психологической глубиной, и даже узловатый кривой ствол дерева – память отгремевшей беды. Так становится понятным символ черемухи как символа памяти: «Спи, мой отец, темна твоя могила, но вся в цвету черемуха над ней».

«Взяла тоска за ворот…» (Попахни, черемушка)
Так называется один из стихотворных сборников Ольги Фокиной. Сам факт вынесения образа черемухи в заголовок уже подчеркивает важность его для автора. Мало того, что черемуха – это один из самых ключевых образов поэзии Фокиной, но она же и участница ее судьбы, она же сопереживающее родное существо. Об этом история, изложенная в стихотворении «Взяла тоска за ворот». Лирическая героиня устремилась за город, чтобы побороть душевную тоску. Запуталась в лесных зарослях, ее охватил ужас заброшенности и тоски, знакомый всем страх заблудившегося человека.
«Мешали, мешалися,
Бесили, бессилили
Шиповник, ольшаники,
Ивняк да осинники».
Казалось бы, выхода из ситуации нет, осталось только молиться, но вот попалась в буреломе – черемуха и беды больше нет. Мысли, чувства успокоились, и верный путь уже найден. Данный стих показывает черемуху не просто как подругу, а уже как спасительницу. Образ очень романтичный и светлый – «как облако, белая, все – цвет! – листьев не было… И тихо запела я, и цвету себе взяла».
Когда героиня просит: «Попахни, черемушка!» - это она не просто поддержки ищет. Она уже знает: запах черемухи ободрит ее и поможет  в самый тяжелый момент. Так мы видим, что любовь к черемухе отнюдь не случайна в поэзии Ольги Фокиной. Она поневоле обращает взор читателя на самое простое, что есть рядом – на черемуху, выросшую на той же самой северной земле, и значит, не надо искать покоя где-то, покой рядом, если на плечи падает черемуховый цвет.

В моих стихах образ черемухи тоже не случаен. О черемухе написано стихотворение, входящее в цикл «Ягодные сны». В этом стихотворении также образ черемухи многозначен: черемуховые глаза, темные, блестящие; черемуховый костер, долго горящий, не гаснущий; привкус черемуховых губ, терпкий, горько-сладкий; черемуховый ручей, быстрый, блестящий, холодный… Черемуховый сон – это тоже сон памяти, покаяния. С черемухой связано воспоминание любви и бесконечных метаний. Такое совпадение привязанности к одному и тому же дереву мне, как автору, глубоко радостно. И хотя Ольга Фокина –  явно  северная поэтесса, а я уроженка более южных мест,  меня глубоко тронули именно черемуховые стихи автора.

Мне важно  знать, где  черпает  свое  вдохновение Ольга  Александровна. И тот пример, который  приведен  в отношении черемухи, довольно  показателен. Само слово очень звучное, выразительное, оно имеет   разные варианты  названия, например,  черемшина. Слово  по звукописи универсальное – мягкие  шипящие "ч" и "х" –  несут тревогу, угрозу, в рокочущем "р" заключены сила и энергия, разнообразие гласных  "е","у", "а" – придает напевность и гармоничный  перелив.
Вообще, обожествление  природы  - это признак чуткости к слову, глубины  художественного восприятия. Для меня теперь черемуха, цветущая в холода, утешающая в одиночестве, напоминающая   счастливом прошлом, об отце – олицетворение самой  поэтессы, ведь черемухе  доверены сердце, настроение и судьба  живого автора.


Рецензии