Книга Коронелло-гл. 3 Война второй каолиции

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

                ВОЙНА ВТОРОЙ КОАЛИЦИИ

    В 1797 году Европу сотрясают революционные войны Франции. На 
русский престол восходит Павел I. Бог не обделил нового монарха ни 
умом, ни утонченным художественным вкусом: Павел буквально влюб-
лен в европейское искусство и историю; он вырос на рассказах и книгах 
о  мальтийских  рыцарях;  в  юности  увлекался  математикой  и  филосо-
фией; он знает многие европейские языки. Но, увы, Павел фактически 
отстранен от управления государством, из-за нелюбви своей матери –
Великой Екатерины. Он завидует, ревнует царских фаворитов, которые 
на его глазах, растаскивают его казну, правят его страной. Павел очень 
долго ждал своего восшествия на трон. Он подготовил целый ряд ре-
форм, согласно которым, Россия должна стать по-настоящему европей-
ской страной, как мечтал его прадед – Петр Великий. Но отсутствие ре-
ального опыта управления, детские обиды, неустойчивые нервы – пре-
вратили Павла в оппозиционера-бунтаря на троне, человека способного 
отправить в отставку весь цвет чиновничества и офицерства. Тогда ка-
залось, он навсегда увольняет без права ношения мундира прославлен-
ного русского полководца Александра Васильевича  Суворова, которого, 
правда вскоре все же возвращает к службе, чтобы тотвозглавил знаме-
нитые Итальянские и Швейцарские походы русских войск.
 
    Главной  стратегической  задачей России,  Англии  и Австрии  тех лет 
была борьба  с  революционной Францией,  которая вела  непрерывные 
завоевательные походы от Италии до Египта. Для Антона Яковлевича 
Коронелли – это эпоха трудов, по тыловому обеспечению войск. Вдали 
от Петербурга, от возможных опал и головокружительных карьер, Антон 
Яковлевич  методично  работает,  по  доставке  еды  и  фуража  для  дей-
ствующей армии.
    Антон Яковлевич Коронелли вспоминал: 

    «1797-го  года  прикомандирован  к  генералу Герману,  которой меня  немед-
ленно отправил в Яссы, для снабдения всем нужным Корпуса долженствовав-
шего пройти через Молдавию. По прибытии моем туда имел несколько кон-
ференций  с  Князем  Молдавским,  которой  мне  решительно  объявил  о  невоз-
можности поставить такое количество съестных припасов, в каком настояла 
потребность.  Я  тогда  обратился  к  тамошнему  Митрополиту,  которой  по 
моим просьбам склонился запретить под секретом всем монастырям, чинить 
продажу фуража кому-либо другому кроме Россиян, и я даже довел до того что 
цена на сено унижена была до 27 копеек, которое в сходственность ноты, полу-
ченной Генералом от Консула Северта, тогда оценено было по 1 рублю за пуд.

    Подобно сему цена на все прочие припасы съестные, которые надлежало ста-
вить в армии, была также весьма убавлена. В силу данной мне письменной ин-
струкции, должен я был рассылать всюду комиссаров, чтоб получать нужные 
сведения и иметь всевозможные сношения. Я исправил сию комиссию к полному 
удовлетворению  генерала  Герма на,  которой  меня  за  то  начальству об-
рить.103  Слова  Антонио  Коронелли  подтверждаются  документом,  выданном 
генерал-лейтенантом Германом за № 103 от 12 февраля 1799 года:

    «Господину Коллежскому советнику и кавалеру Коронелли – По крайнему 
 затруднению продовольствия корпуса мне вверенного в Молдавии и Валахии и 
 по опасению больших вод и множеству претрудных переправ через большие и 
 малые реки, Государь Император соизволил отменить дирекцию моего марша 
 и  повелел  следовать  мне  прямо  через  Галицию;  притом  обстоятельства  в 
 Италии требуют крайнюю поспешность и предмет – идти через Валахию по 
 покорению Пасван-оглу и по замирении Порты с сим бунтовщиком –  почти 
уничтожен  –  Уведомя о сем наше высокоблагородие, предлагаю вам, взяв всех 
 чинов  отправленных  с  Вами  в  Яссы, следовать  оттуда  обратно  на  Камеец 
 Подольской и там ожидать моего приказания.
                Генерал Лейтенант Герман».104

    «Когда  генерал  Герман  отправился  в  Санкт-Петербург,  оставался  я  при 
том же корпусе, которой продолжал марш свой в Италию, и на новом походе 
я имел случай оказать также довольно важныеуслуги.
    Корпус наш, будучи оставлен на собственном попечении, претерпел с самого 
начала недостаток в самом важнейшем.
    Я выпросил от Генерала Розенберга позволение разъезжать по городам и се -
лам, чтобы снабдиться нужными съестными припасами и фуражом, а как я 
один только знал итальянский язык, то принужден был беспрестанно иметь 
смотрение за всеми движениями неприятеля, и во время осады города Тортоны, 
одной из важнейших за всю бывшую компанию, вел я один переписку француз-
скую и итальянскую. Принужден, будучи служить Толмачем Генералу, офице-
рам и даже солдатам, мне же надлежало означить места, где следовало рас -
ставлять пикеты и караул, и снабжать наш корпус всем необходимым.
    По моему старанию отпускалось на наших рядовых безденежно дважды в 
неделю мясо, а все наши больные получали оного ежедневно, равно как и вина и 
уксусу, и имели везде хорошую квартиру. Кроме того дал я им исправить весь 
экипаж  армии,  со  включением  всей  артиллерии,  и  солдатам  дано  было  от 
жителей более 3 000 пар башмаков, без малейшей ревизии и не допуская ни до
какого грабительства. Письма Губернаторов и начальников уездных коих под-
линники я при себе имею, служат доказательством о моем поведении. Герцог 
Пармский удостоил меня сам учтивым письмом. Генерал Розенберг несколько 
раз сказывал  Генералам Российским и Австрийским, что он мне обязан сохра-
нением Корпуса, находившегося под его начальством, и г-да офицеры, возвраща-
ясь из Италии в армию дали мне таковое свидетельство в присутствии Гене -
рала Кутузова в Вильне. По выходе армии из Швейцарии, я получил ордер от 
покойного Генералиссимуса Князя Италийского Графа Суворова Рымникскаго 
пристать к нему в Аусбург. Я был при нем употребляем в делах службы, и 
имел счастие заслужить благоволение его, которой меня представил к  награ-
ждению Его Императорскому Величеству ».105
 
                Рапорт о числе Императорских 
                Российских войск, составляющих корпус от 
                Инфантерии генерала Розенберга.

    В  компании  1799  года  принимал  участие  и  младший  брат  Антона 
Яковлевича Коронелли –  Иосиф Яковлевич Коронелли. В 1796 он был 
принят Кондуктором (смотрителем над работами) в Инженерный корпус, 
как  пансионер  бывшего  Греческого  корпуса.  В  журнале  «Осады  цита-
дели», при городе Турине Императорскими-Королевскими войсками под 
начальством Ф.Л. Клейма упомянуто, что «в ночь 3/14 июня надзирали над 
рытьем траншеи  инженер-штабс-капитан Бурцов и инженер-порутчик Коро-
нелли».106  Война  закончилась  победой,  а  дома  героя  войны  –
 Антона Яковлевича Коронелли  ждала  первая  судебная  тяжба  по  поводу  его             
поместья  под  Феодосией,  близь  деревни  Сарыголь:  «Дело  №  53.  Об 
отобрании  у  вдовы  подполковника  Чапониевой  отведенной  мужу  ее  в  Крыму 
дачи  23  февраля  1800  года.  На  5  листах.  Вдова  подполковника  Чапониева 
принесла жалобу  генерал-прокурору  на местное  начальство,  отобравшее у  нее 
землю, принадлежащую мужу ее по открытому листу губернатора Жигулина. 
На  запрос  генерал-прокурора,  Новороссийский  губернатор  Селецкий  изъяснял, 
что означенная земля, находящаяся около гор. Феодосии, не была утверждена за 
подполковником Чапониевым, который к тому же в течении трех лет ничего
не сделал, для ее заселения, почему она и отдана была по Высочайшему указу 
капитану 2-го ранга Антонио Коронелли».107 

читать далее
Джулия Коронелли Евгений Иванов 2011               


Рецензии