Вдогонку

"После Сукот лулавом не машут".
Тем не менее, лучше позже, чем хуже. В том смысле, что вот что навеяло после праздников.
Дело в том, что однажды пришлось мне переводить "Кицур Шульхан Арух". Там есть глава, которая посвящена законам свитка Торы: как извлекают свиток из святого шкафа, несут его к столу, там его раскрывают, читают один отрывок за другим; говорится, кого приглашают к чтению, в каком порядке и т.д.
Законы эти известны всем, мы их знаем не столько по тексту, но и на практике – видим, как все это делается в синагогах, замечаем мельчайшую разницу в действиях разных общин и традиций. В целом, все поступают одинаково, – это и называется Закон.
Но я-то занимался переводом, а не пересказом. И обнаружил много замечательных мест. Например, первый параграф из указанной главы на святом языке выглядит так:
;;;;;;;;; ;; ;;;; ;;;; ;; ;;;;; ;;;;;, ;;;;;;; ;;;; ;; ;;;;;, ;;;;;; ;; ;;, ;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;, ;;;; ;;;;; ;;;;;, ;;;;;;;;;; ;;;; ;; ;;;;; ;;;;;, ;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;, ;;;;;;; ;;;;;; ;; ;;;; ;;;; ;;; ;;;;, ;;;;; ;; ;; ;;; ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;, ;;;;; ;;;; ;; ;;;;;.
Вам свой перевод дать? Да и вы сами cправитесь. А раз справитесь, то скажите мне, пожалуйста, о каком севере тут говорится, о каком юге? Неужели в вашей синагоге свиток, извлеченный из шкафа всегда несут на север, а возвращают с юга? – Что-то я сомневаюсь. Особенно если ваша синагога находится в Беер-Шеве. Там пойти на север от шкафа со свитком в руках вряд ли возможно – поскольку сам шкаф стоит у северной стены. Идти можно только на юг, восток или запад.
Чтоб много не говорить, даю свой перевод:
Когда свиток Торы достают из Святого Ковчега (шкафа, где он хранится) и несут к особому столу, на котором его читают, то несут его через "северную" сторону[1], которая справа от несущего (если он повернется лицом в сторону стола). Возвращая свиток в Ковчег, его несут через "южную" сторону. Когда свиток Торы несут, его держат правой рукой. Каждому, перед кем проносят свиток Торы, заповедано проводить его до стола.
Вы прочитали сноску? Это и есть"северная сторона". Таков закон, по-другому не поступают.
А вот вам перевод не мой (не важно чей, многие именно так и склонны переводить):
Когда достают свиток Торы из Ковчега и несут его на возвышение, на котором будут его читать, несут его через северную сторону, которая по правую руку от несущего. А когда возвращают свиток в Ковчег, возвращают его через южную сторону…
Вам тут про северную сторону, которая по правую руку, все понятно? Поясняющей сноски нет, надо догадаться самому. В принципе, все понятно, если глубоко задуматься – особенно если еженедельно видишь все действие своими глазами. Но хотелось бы точнее.
Т.е., надо сказать, что везде, где в законах сказано мизра;;х (восток), это ми;зрах (направление на Иерусалим). Причина известна: направление на восток в Испании (где составлялись первые постоянные сидуры) – это и есть направление к Святой земле. Там все на молитву становились лицом к востоку[2].
В Германии направление на восток уже изменилось, надо было стоять лицом чуть-чуть более к югу. А в Литве уж точно все сместилось на юг. Там южная стена молитвенного дома получила почетное название ми;зрах. А вот в синагогах Южной Африки, Эйлата и Беер-Шевы ми;зрахом называют северную стену.
К чему я все это пишу? А вот к чему. Повторяю, это важно: везде, где в законе говорится "восток", это ми;зрах, направление на Израиль. Соответственно, "север" – это налево от этого направления, "юг" – направо, "запад" – назад, за спину стоящего лицом к Израилю.
Пример. Откроем Шульхан-Арух (не Кицур) по поводу лулава, который надо поднимать и трясти во время молитвы Алель. Глава 651 (;;;'';), параграф 10 (;). Написано:
;;;; ;;; ;;;; ;;;;;;;: ;;;;, ;;;;, ;;;;, ;;;;.
Что означает: "Несут лулав и трясут его в таком порядке: восток, юг, запад, север".
На практике поступают следующим образом: сначала, стоя лицом к Иерусалиму, делают движение лулавом перед собой, потом направо, потом назад, потом налево, затем вверх и вниз[3].
Есть традиция, восходящая в Аризалю: направо, налево, вперед, вверх, вниз, назад.
Во всех случаях, это не направления сторон света, а направления относительно тела молящегося, который стоит лицом на ми;зрах.
Так и надо было поступать во время прошедшего праздника Сукот, а не искать – где у нас тут юг, восток или юго-восток. Молятся не по компасу, а по сидуру и еврейским законам.
** **
Написал последнюю фразу и испугался. Дело в том, что, оказывается, есть такие общины – молятся именно по компасу. Т.е., обитая в районе Беер-Шевы, становятся спиной к Иерусалиму и принимаются делать положенные движения с лулавом. Не мне их судить и говорить, что они не исполнили закон. Я пишу всего лишь статьи и учусь в своем колеле.
И уж меньше всего мне хочется судиться с переводами махзоров на русский язык, где так и написано: сначала машем лулавом на юго-запад, потом на северо-восток и т.д. Не буду же я вступать в дискуссию, что махать на юго-восток предписано Святым Ари в городе Цфат, откуда Иерусалим расположен на юго-восток. Вот и начинают там махать лулавом сначала направо – на юго-запад, потом налево – на северо-восток и т.д.
И поступать так в Маале-Адумим, что к востоку от Иерусалима, по меньшей степени странно. Аризаль не жил в Маале-Адумим.
Так вот, в полемику не вступаю, ничего странным не объявляю. Пусть каждый делает, как ему велит его еврейская совесть и местный раввин, что, по существу, почти одно и то же.
И если вы скажете, откуда я все это взял, отвечаю – из книг, исключительно из наших книг[4].
А вам желаю только хорошего. Живите лицом к Иерусалиму!

 
[1] Стена синагоги, у которой стоит Ковчег, традиционно называется "ми;зрах", "восток", даже если она не расположена на востоке. "Мизрах" – это то направление, куда все поворачиваются во время чтения молитвы "Шмонэ эсрэ", т.е., направление на Страну Израиля, Иерусалим и Святая Святых Храма. Соответственно, слева от "мизрах" находится "север", а справа "юг".
 
[2] И даже если синагога ориентирована по сторонам света не совсем точно, или стена, у которой стоит шкаф со свитками, не является восточной стеной – все равно, любой еврей поворачивался на молитве лицом к далекому Иерусалиму. Это направление (а вместе с ним и стена) называлось ми;зрах.
 
[3] Есть два способа: разворачивать лулав во все стороны, не поворачиваясь на ногах. Другой стороны – именно поворачиваться в ту или иную сторону.
 
[4] ;;;; ;;;; ;;;;;; - ;;;; ;;;; ;;; ;' ;;;; ;;";. ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;. ;;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;;;;:
;;;;; ;;;;;;, ;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;, ;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;, ;;;;;; ;;;;; ;;;;;. [;;;;; ;;;"; ;"; ;;;; ;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;; ;;;;.]


Рецензии