Ложная эмансипация в СССР

В России женская эмансипация наступила раньше, чем во многих других странах, — с большевистской революцией, и тем не менее в нынешнем российском обществе никакого развития феминистской мысли не наблюдается. Почему такое отставание?

Что представляло собой советское общество накануне распада? Женщины были действительно вовлечены в производство в массовом порядке. Но это не было ситуацией, в которой женщина как индивид имела право самостоятельного выбора — как она работает и работает ли, сколько детей и когда она рожает, как организуется уход за детьми. Эмансипация представляла собой определенные государством форматы. Они могли быть в чем-то удобны, в чем-то неудобны, но тем не менее они предполагали стандартное регламентирование жизни женщины. При таком гендерном порядке государство обеспечивает женщине возможность быть работающей матерью, но никаких других вариантов у нее нет. Она не может быть неработающей — только если принадлежит к тонкому слою номенклатуры. Она не может не быть матерью, если нет каких-то специальных медицинских причин. Только в этой роли — работающей матери — она является легитимным, нормальным советским гражданином. При этом старшему поколению памятно, как была тяжела организация этой работы по обеспечению домохозяйства: очень плохие детские сады, тотальный дефицит. Но тем не менее в известном смысле модернизация советского типа дала женщинам довольно много прав. Не будем при этом забывать такие фрагменты советской истории, как запрет абортов с 1936 по 1953 год. В романе «Казус Кукоцкого» есть прекрасная сцена, где доктор, который пытается объяснить чиновникам, что влечет за собой запрет на аборты, приходит с маткой, в которой прорастает луковица, и рассказывает, сколько разных способов используют женщины, для того чтобы избавиться от нежелательной беременности, и к каким чудовищным последствиям это приводит.
То есть женская эмансипация шла под очень жестким государственным контролем. К феминизму, который вырос из концепции индивидуальных прав, в известном смысле это не имеет прямого отношения. Некоторые сходные последствия происходили из разных перспектив: в одном случае из индивидуального осознания необходимости перемен, из самостоятельного выбора, в другом — из государственной мобилизации женщин как матерей и рабочей силы. Сегодня ситуация воспринимается как «плохая», «ложная» эмансипация, такая, какой следующее поколение женщин не хочет: равноправие толкуется в том смысле, что за человека государство решает все.

Анна Тёмкина — социолог, 20 лет занимающаяся гендерными исследованиями, профессор европейского университета в Санкт-Петербурге, — о том, что такое феминизм по-русски


Рецензии