Записки сибирского учителя

ПРОЧЬ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Воспитанный на распутинской и шукшинской деревенской прозе, я всегда мечтал хоть немного пожить в каком-нибудь глухом селе среди настоящих сибирских крестьян, вдалеке от городской суеты. Так получилось, что после окончания института у меня возникли проблемы с работой и жильем. И чтобы не терять зря время и полученные знания, торгуя в каком-нибудь киоске, я зашел в Департамент образования, где мне сразу же предложили на выбор несколько мест в сельских школах Иркутской области. Так как все равно у меня не было ни одного родственника или знакомого в деревнях, выбор моего нового места жительства был абсолютно спонтанным. Главное, чтобы деревня была подальше от Иркутска.

В то время как автобус увозил меня по тракту все дальше и дальше от цивилизации, в голове возникали романтические картины: деревянный домик, тропинка, уходящая вниз к реке, утренняя тишина, нарушаемая лишь пением птиц и криком петухов, девственно-чистый воздух а также неограниченное количество свежего молока, сметаны, и овощей без нитратов.

В село я приехал поздно вечером. Встречавший меня директор школы, очень обрадовался мне, ибо иностранный язык не преподавался здесь уже пять лет. Еще лукаво добавил, что раз уж я попал сюда, то они (учительский коллектив) приложат все силы, чтобы я остался здесь навсегда. Меня пообещали во что бы то ни стало женить на самой трудолюбивой и хозяйственной из местных красавиц.

Для постоя было предложено несколько вариантов. Первый-жить у старушки в пяти километрах от школы-я отверг сразу, потому что хоть и приехал в глушь, но ведь не совсем для монашеского пострига, да и до школы при обычных для этих мест сорока градусов зимой, добираться каждый день пешком совсем не хотелось. Еще можно было поселиться в пустующей заброшенной избе, одиноко стоящей почти за околицей у кладбища Но у испорченного цивилизацией человека, такие перспективы вызвали лишь ужас и воспоминания о крамаровских стоящих вдоль дороги с косами мертвецах.

 – Есть, тут еще один вариант, но нужно будет платить, – произнес директор.

Через несколько минут мы уже осматривали довольно приличную квартиру, благоустроенную и с мебелью. К тому же находилась она в двух шагах от школы. На мой вопрос о том во сколько обойдется мне этот сельский люкс, хозяйка квартиры, смущаясь ответила: сто рублей в месяц.

ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ.

Всю ночь мне не давала спать крыса, перевернувшая всю посуду и сожравшая мой завтрак. Она громко шурудела в кухне, как бы давая понять, кто здесь хозяин. В эту ночь я твердо решил, что утром соберу вещи и уеду назад в город. Однако, когда утро наступило, я подошел к окну и увидел ту красоту и смог почувствовать ту тишину, за которой я сюда собственно и приехал. Во дворе три коровы мирно пожевывали содержимое мусорного бака, тут же маленькая черная дворняжка с озорным лаем гоняла по кругу поросенка. По дороге проезжала лошадиная повозка, на которой сидела женщина с папиросой в зубах. Кроме лая и поросячьего визга больше не слышалось никаких звуков. Деревня просыпалась. Ладно, подумал я, пойду посмотрю, как примут меня в школе. Может, какое средство от крыс посоветуют.

Голодный и сердитый я шел к зданию школы. Однако тут мое настроение резко пошло в гору от увиденной картины. Практически все школьное крыльцо было облеплено ребятишками разных возрастов, которые улыбаясь приветствовали меня. То же самое ожидало меня, когда я вошел в учительскую. Все радовались, что в коллективе появился новый человек, да еще и языковед. Как оказалось, почти все учителя родились и выросли в этой деревне и знают друг друга наизусть. Теперь предметом пристального наблюдения и изучения стану я. На мой рассказ о крысах последовала на удивление спокойная реакция. Меня успокоили, что никакая химия тут все равно не поможет, а надо просто завести кошку.

Душевная школьная повариха тетя Маша, наслышанная о моей беде, покормила меня приговаривая Кушай, сынок, а вообще женись поскорее и будешь всегда сытенький. Тут все ночные мысли о немедленном отъезде отошли на второй план и я отправился на первый урок.

До этого у меня был некоторый опыт педагогической работы в городских школах. Но такого уважительного отношения к учителю со стороны учеников как здесь я не видел еще ни разу. Мне предстояло вести уроки у детей с пятого по одиннадцатый классы. И уже первый день показал, что детям изучение английского языка очень интересно, хотя многим в жизни вряд ли эти знания пригодятся.

Конечно, не все дети были послушными. Так один сорванец из седьмого класса, который сидел на последней парте, видя, что все внимательно слушают учителя, взялся напомнить одноклассником, что школа то, существует вовсе не для того, чтобы учиться, а для, того чтобы неплохо провести время, тем более, что учитель – то молодой и можно без проблем стоять на голове. Он стал по одной дергать сидящих рядом с ним девчонок, затем, достав рогатку, запустил смачную пулю из жеванной бумаги в мальчика с первой парты. Тут я сделал ему вежливое замечание, о том, что он мешает мне вести урок. На это он ответил, что иностранный язык, ему все равно не поможет при работе с лопатой и граблями и для него это просто пустая трата времени. Тогда я сказал, что он конечно может быть и собирается всю жизнь орудовать граблями, но из его одноклассников наверняка получатся неплохие специалисты. Таким образом был нанесен удар по самолюбию ребенка. Возможно, он задумался над моими словами и хоть прилежным учеником не стал, но больше не мешал мне вести уроки.

Подобные пробные атаки со стороны учеников пришлось принять практически во всех классах. И везде мне удалось выйти из них победителем. Для этого потребовалось несколько дней. Скоро я понял, что в большинстве своем дети все-таки приняли меня и полюбили мои уроки. Быть может причиной тому стало, то, что многие из них даже не представляли, что на свете, есть много городов кроме Иркутска, есть другие страны, где люди говорят на языке, который теперь стал понятней и ближе им. Уже на следующий день вся школа здоровалась друг с другом по-английски и самым лучшим подарком для меня ко Дню учителя стали, появившиеся на деревенских заборах, надписи Fuck you, занявшие место красовавшихся здесь годами своих русских соответствий из трех и более букв, хотя это и не входило в школьную программу, но интерес к предмету, заложенный мной дал свои плоды, пусть даже и не всегда адекватные. Так началась моя деятельность в качестве сельского учителя.


СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ.

С самого начала некоторые из доброжелательных коллег и сердобольных соседских старушек предупреждали: местные хлопцы будут бить, возможно очень больно. Потому, что чужих в деревне, мягко говоря, недолюбливают. Недавно здесь жестоко отделали двоих строителей из солнечного Азербайджана, только за то, что те пришли в Дом культуры на танцы да и еще и посмели кадрить местных девчонок. Тогда в ход пошли и цепи, и ножи, и штакетины. В итоге бедные потомки бакинских комиссаров после такой лезгинки долго восстанавливали здоровье в больнице и больше сюда не вернулись. Естественно успевшие полюбить меня заочно, благодаря рассказам своих детей мамаши, хотели уберечь от беды и советовали от греха подальше вечерами никуда не высовываться. Хотя, добавляли они, для знакомства могут прийти и домой. Итак, меня ждало еще одно испытание и вряд ли стены квартиры могли бы спасти.

Однако в памяти были еще живы институтские лекции по педагогике и психологии межличностных отношений. Вспомнив семинарские занятия по теме «Работа с лидером в коллективе», через пару недель я уже был знаком с основными представителями местной золотой молодежи. Конечно, нельзя было достичь их уважения только благодаря моим познаниям в каких – то науках. Здесь не обошлось без поллитры, выпитой в диджейской каптерке Дома культуры. Ребята оказались не такими уж и страшными, просто все их дебоши происходят, как правило, после обильных возлияний, когда от фальсифицированной водки голова не работает совсем и даже родного отца, попавшегося под руку может ожидать незавидная участь. Виной тому слишком большое количество свободного времени.

Зимой, вся жизнь затихает уже в шесть часов вечера и с наступлением темноты, когда все дела по хозяйству сделаны, на темных деревенских улицах редко кого увидишь. Дискотеки в клубе проходят только по выходным и в обычные дни молодежь собирается по домам, баням, летним кухням. Вариантов развлечений не так уж и много. Если есть деньги, можно попить суррогатной водки. Ее продают здесь многие, в том числе учителя и врачи. Если с финансами туго и заполнить досуг нечем, то отправляются в поле, там еще можно найти уцелевшие с осени кусты конопли и приготовить косяк другой.

Теперь по вечерам ко мне домой, время от времени стали заходить местные парни и девчата, мы играли в карты, слушали музыку из моей фонотеки, я показывал свои фотографии и сувениры, привезенные из зарубежных поездок. В эти дни они забывали про анашу и водку. Я ни в коем случае, не хотел показать свое превосходство над ними, так они и вероятно и думали обо мне: я такой же, как и они, просто в жизни немного пошевелился, чтобы жить лучше. В общем очень скоро я стал своим не только в школе. Однажды в знак признательности мне принесли в подарок бедренную часть самой смачной в деревне собаки, которую они заманивали в течении целой недели. От вида собачьего мяса меня чуть не вырвало. Естественно, я отказался от подарка.


Но один раз на танцах в клубе на меня все-таки наехали. Хорошо поддавший парень хотел предъявить мне претензии, почему я поставил двойку его сестре. Предложил выйти поговорить по душам. И когда я отправился вслед за ним на улицу, то заметил группу из моих учеников старших классов, тоже вышедших на улицу, как оказалось, вовсе не для того, чтобы предъявить претензии за свои двойки, а наоборот – чтобы вступиться за меня. В итоге дело уладили полюбовно, а обидчика вскоре привели ко мне домой для извинений.


Когда я уже уехал из деревни, то узнал, что многие из тех молодых людей, с кем я общался, тоже уехали в город, кто нашел работу, кто поступил учиться. Может быть, благодаря мне несколькими травокурами и алкоголиками на свете стало меньше. По крайней мере мне очень хочется в это верить.

ДЕРЕВЕНСКИЕ ЛОЛИТЫ


Как то, проверяя тетради с контрольными работами, я нашел в одной из них адресованное мне письмо с объяснением в любви и предложением дружбы. Ага, вот ты и попал, Онегин, понимаешь. Об этом на лекциях по педагогике нам ничего не рассказывали. Как выкручиваться – то будешь? Будешь читать лекцию девочке, о том, как не красиво любить старших? А может, зачитаешь записку перед классом, чтобы всем было весело? После некоторых раздумий выход все же был найден. Красной ручкой я исправил в письме все орфографические ошибки и вложил обратно в тетрадь. Тем самым дав понять, мною прочитано, но учиться тебе лучше надо. Что же случилось с этой девочкой после – она не стала пропускать уроки, стала просить дополнительных заданий, и имея минимальный запас лексики, сумела за полгода, просиживая день и ночь со словарем, перевести все тексты из сложного учебника для 11 класса, а заодно улучшила оценки по остальным предметам.


Однажды в своем подъезде я обнаружил, что все стены исписаны опять – таки любовными признаниями мне, но на следующий день соседка их стерла. Затем ученицы стали бросать снежки в мое окно и убегать, но их имена я быстро выяснил, ибо в деревне, почти ничто не остается незамеченным. Но нотаций опять не последовало, а тем, кто меня доставал, хватило лишь пристального взгляда в начале урока, чтобы смутиться и прекратить попытки личных контактов.

КОЛЛЕГИ

В прошлые времена, особенно после войны, в деревне учителя считали неземным человеком. Как рассказывали мне деревенские старики, в пору своего детства многие из них думали, что учителя даже не едят и не ходят в туалет. Между тем, когда в какой-то семье забивали скота, то обязательно кусок мяса несли священнику и учителю. Учительский авторитет был действительно очень высок.

В наше время конечно все изменилось. Для того, чтобы выжить на мизерную зарплату, многие вынуждены держать хозяйство, на которое уходит почти все свободное время. Утром, уходя на работу, они должны успеть подоить коров и накормить их. Вечером то же самое, только кроме всего прочего надо еще и почистить в стайках. После того, как человек перетаскал кучу навоза, напоил и накормил своих животных, у него просто не останется сил и желания для творчества.


Естественно, что почти все разговоры в учительской на переменах касаются проблем ведения домашнего хозяйства. И даже время проведения школьных мероприятий корректируется в зависимости от того, не совпадает ли оно со временем дойки

Некоторые учителя живут в соседних селах. И когда нет бензина для школьного автобуса, или он находится в ремонте (что случается очень часто), они вынуждены добираться до центральной усадьбы пешком, кто пять, а кто и пятнадцать километров. В январе в течение двух недель стояли трескучие морозы до пятидесяти градусов, к тому же пришла телефонограмма, о том, что участились случаи появления волков на дорогах и в населенных пунктах. С нами был проведен инструктаж, в ходе которого директор школы строго-настрого приказал ходить на работу не меньше чем по двое. Детей от занятий освободили. Однако учителя в школу приходить все равно должны были. Иначе им грозили взыскания, в первую очередь материальные, а так же проставление прогулов в табеле рабочего времени.

Когда прошагав по морозу два-три часа они заваливались в школу все белые, у меня поначалу возникал вопрос, зачем им надо рисковать своим здоровьем и жизнью. Оказалось, что школа-единственное место в деревне, где более менее регулярно платят зарплату, и никто из них не хочет терять эту работу. Работники совхоза, например, не получают денег уже более четырех лет.

Естественно, что каждая копейка в селе на счету, однако есть и такие учителя, кто несмотря, на все трудности, выкраивают деньги для подписки на периодические издания, чтобы быть в курсе событий, за свои деньги проводят ремонт классов и стараются таким образом сохранить доброе мнение о школе. Некоторые кормят в столовой за свой счет, детей из бедных семей, которые чуть не падают на уроках в обморок от голода. Таких учителей не так уж и много, но благодаря им деревенские ребятишки еще могут посещать школу.

ОТЪЕЗД

Мне предложили работу переводчика в городе. Найдя себе замену, я стал готовиться к отъезду. С утра прощаться со мной шли соседи, учителя, родители и конечно дети. Все желали мне удачи и высказывали сожаление по поводу моего отъезда. На детских глазах я видел слезы. Возвращайтесь к нам, просили они. Соседский Шарик зиму не пережил. По весне, когда сошел снег, хозяйка нашла лишь его голову и шкуру.

1998 год.


Рецензии
ОООчень неплохо написано для начинающего автора,интересно.Я ознакомилась со всеми вашими произведениями.Это описание наилучшее.Даже можно развить в бОльшее произведение.Будет интересно. Только почему вы удалили вопрос Роберта? По-моему ,он тоже увлёкся вашим творчеством.

Лиля Брик   30.06.2013 00:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.