Репточка 11

 С Ленноном в башке и со стратом в руке

 «Когда он мрачнел, в комнату становилось страшновато войти. Увлекался он буддизмом, китайской философией, а также кухней, подводным миром, путешествиями, джазом, авангардом, хард-роком, музыкой негров, народными напевами, регтаймом, блюзом – что еще я не перечислил? Все это находило немедленное отражение в его игре. Причем увлечение могло смениться в любой момент вплоть до концерта, и тогда уже сделанные вещи неожиданно расцветали новыми красками. Он не мог играть одно и то же два раза подряд. Играл он виртуозно и очень артистично.»
 Андрей Макаревич. «Сам овца».

 Проснулся –
  Дождь лижет окна.
  Все серо…
 Сергей Шуба


 Всё рокеры –немного Гера-страты. Хедрикс сжигал гитару ,  а сжёг себя. У стратокастера –не даром рога имеются. Но совсем не обязательно музицируя, протестовать, воображать себя сатанистом или альтернативщиком-бунтарём. Можно просто играть хорошую музыку, хотя на счёт того –что такое хорош - сегодня, конечно же, не существует единого мнения. (О мнениях, как таковых –их помощи и вреде  общему делу –чуть позже)

 …Джо Пасс считает электрогитару малоизученным инструментом. И он прав…Элетрогитара может звучать и как лютня, и как саксофон, и как орган, мяукать, стонать, квакать, скрежетать и издавать звуки дотоле неведомые. Это струнный синтезатор, отличающийся от клавишного тем, что каждое прикосновение к струнам отзывается – и иногда совершенно неожиданно…
   
 Да и классическая гитара или металлострунная «акустика» - таят в себе скрытые резервы, которые западные группы использовали очень умело. Джордж Харрисон мог сыграть свои феньки и на «Рамиросе», и  на «Гипсоне»… У Стива Хау  «вестерн» с металлическими струнами  зазвучал так, что стадионы взрывались криками фанатов. Я выучил его "Mood for a day " -играю даже не на стадионе, но-ноль эмоций.Чужое...
 
  Экспериментировать со звукоснимателями начали американцы. Уже достигнув головокружительной медиаторной техники(ничего общего с классической гитарой!) на металле, изобретя «пик энд трэвис» (этот стиль придумал шахтёр Трэвис , развил его  Роберт Джонсон и другие) сначала стали подзвучивать гитару микрофоном, а потом уж…Герой фильма «Перекресток», где старый блюзмен встречается с молодым,  воспроизводит эту предысторию. Параллельно развивались навыки импровизации. Обыгрывающий на головокружительной скорости аккорды Джанго вызывал восторг соотечественников не только тем, что несся по струнами ладам со скоростью двести километров час, а ещё и потому, что окружал этими скоростными  гонками узнаваемые народные мелодии.

 Вообще  у всей этой культуры народные корни. И не только технические. Мировоззренческие. Духовные. Религиозные. Гитарой и песнями спасались. Вокальная часть рок-н-ролла вышла из протестантских хоров. У нас –только из филармоний. «Песняры» могли петь на голоса, другие ВИА, где музыканты были пообразованней –тоже, но это не спиричуэлс и не совершенно потрясающий эффект голосоведения, который без труда выдали битлы, стоило им запеть вчетвером. Группа и начинала-то в качестве художественной самодеятельности  при методистской церкиви. В протестантских хорах и на протестантских коллективных акциях-проповедях и в пении зала можно различить разложенные по интервалам голоса. Это вокальная культура, которая у нас была снесена вместе с церквями-колокольнями. Да и православное церковное пение консервативно по своей сути и не столь агрессивно  чтобы стать основой чего-то  современно –авангардного. Дело и в духовно-мировоззренческих несоответствиях…

 В том же фильме «Перёкресток» блюзмен заключает на пересечении двух дорог в чистом поле  под одиноким деревом  сделку с Дьяволом.  Это типично протестантский сюжет. Негритянский Фауст спутывается с нечистым, чтобы стать звездой блюза. Вся рок-культура пронизана этим лейтмотивом. Джимми Пейдж потеет над своими гитарными партиями не просто так, а изображая сверчеловека со сверхвозможностями сверхвиртуоза, шамана, саианиста. На самом деле это в большей мере актерская игра, хотя и не только…   
 
 Отношения рокеров с предыдущими музыкальными эпохами и ни куда не девавшимися параллельными музыкальными мирами складывались по-разному. Великолепный Лорд из «Дип Пёрпл» мог начать выступление обширной цитатой из баховской «Токкаты и фуги ре минор» . А Чак Берри и «битлы» потешались над Бетховеном.  В то же время – чего такого выдающегося  сыграл на своём знаменитом  фортепиано Пол Маккартни?- только аккомпанемент. Но пафос отрицания важен. Во имя самоутверждения.И вотакания черни.Её запросам и вкусам. Это такая игра.  Которая временами становится агрессивно-брутальной. Иногда работает. Иногда не очень. Затем бунтари становятся жертвами последующих бунтарей. Вслед за «Динозаврами» рока идут панки, потом пост-панки,  альтернативщики, отрицалово воюет с отрицаловом. Пат. Тупик… 
   
 Первая моя мировоззренческая битва на тропе рока  разыгралась на кухне у композитора-пожарного. И хотя я зарекался заводить мировоззренческие споры при наличии ножей и сковородок, дёрнула нелёгкая. Я неуважительно высказался о Вивеананде. Мол, во всей психоделической революции с индуистско-восточным уклоном это был один из самых отъявленных шарлатанов…
   
 Оскарблённый таким кощунством негодующий вокалист-барабанщик(на гитаре играть у него пальцы плохо гнулись) включил брандспойт на полную мощность. Он брызгал пеной. «А ты у него читал?» -орал он невокально. Надо  сказать, пожарные иногда начитаны и даже в английском петрят(на дежурствах меж пожарами эмчээснику- как время коротать?).И при отсутствии системного образования проявляют паронормальные способности. Адреналин. «Мировоззрение-это святое!» -кричал брандмейстер, верующий в карму и предыдущие воплощения. Выпрягаясь с этой кухонки, я чуть было не блеванул от перекорма восточными вероучениями-нравоучениями.
 
  Голосистая вокалистка с которой я вознамерился сделать фолк- концерт, оказалась задвинутой на генерале , авторе еще одного вероучения, на Ведах, «высоких» и «низких» энергиях , а паче прочего на ведическом православии и кич-народности.Интересно было слушать её мистические байки об оперных певцах, певших в "Фаусте" ...  Живя в домике на окраине Новосибирска, она давала вокальные уроки. Пианино у бревенчатой стенки. Древние полы. Помойное ведро на кухне. Сартир с загаженным очком в огороде. Мы с ней попробовали спеться в помещении учреждения , где к ней собирались не только на спевки, но и для того, чтобы потолковать об энергиях и Ведах… 

  Консерваторская студентка, уже прошедшая закалку и сетевым маркетингом , и работой на радио, и трудами на ТВ, откровенно надорвалсь на моих текстАх, сочьтя их слишком сложными. Спела казачью песню, попробовала несколько моих –и неплохо зазвучало. Но потом заблажила про Бабкину, про любимую группу, которая жила у неё с баянистом и т.д. В конце-концов она не захотала , чтобы в наших композициях звучали «слишком пасторальная» флейта и чуждая русскому уху губная гармошка. Предшествовавшая ей голосистая дама , которую я впервые услышал в домжуре, тоже морщилась от звука губной гармошки и , отвергая кантри, дрессировала Фёдора играть тему из «Камаринской»… Это она проходила в институте культуры…
   И та, и другая впервые услышали слово «шаффл», хотя мы с ними договаривались попробовать играть джазовые стандарты. 

 Панкующий Контснтин -выдал на гора целую беседу-учение. Называется "Панк-Флойд" -печальный документ инфантильных заблуждений мужика уже, не мальчика-тинейджера...

  В «Футурошоке» Элвина Тоффлера есть глава под названием «Мировоззренческий водоворот». Теперь мы все в этой воронке.
 
  В одном подвале я видел бас-гитариста, который беспрерывно, в течении минут десяти долбил по бас –гитаре, приговаривая: «Джаз-музыка для толстых…»  Потом в этом подвале были «Три восьмёрки», потом…»А что потом, а то потом?» Потом недалеко от этого подвала, по какому -то мистическому стечению обстоятельств милиционер застрелил студента(об этом я писал когда-то в "вечёрке"), наверняка , ходившего в тот подвал. Потом у меня  в группе барабанил вахтер этого подвала...
   
 А что потом? Потом перекормленный масскультом человечек , грезя звёздной славой, проделывает путь по услугам. Репточка-вскладчину, студия звукозаписи(недешовое удовольствие), бесплодные попытки продать или хотя бы раздать произведённый на свет «сингл».

  Ртутные шарики –разбегаются . Сила взаимного отталкивания, которой подзаряжает «энергия» масскультовской звездности не даёт слепить хоть что-то. Денег едва хватает лишь на то, чтобы купить инструменты… «Дип пёрпл» финансировал целый холдинг , производящий и пластинки , и кинофильмы, на андеграундную самодеятельность только жена да сам или папа с мамой могут дать.
   
 Если все краски смешать, получится грязь,серость.Хотя все исходные ингредиенты  очень яркие.Об исчезновении "Я" пишет Фёдор Гиренок. У дедушки( я тоже уж дедушка, у меня внук есть, тоже уже лупит по гитраре слэпом, лопочет в микрофон, дудит в гармошку-и неплохо), так вот у жедушки Крылова проще- "Квартет" -"а вы друзья как не садитетсь, всё в музыканты не годитесь..." Ещё про мартышку и очки -это гениальное предвидение рынка электромузыкальных инструсментов. "То их понюхает, то их на хвост нанижет..." Ну и Осёл Соловья всегда поучит в этой ситуации...

  С голосистой дамой я расстался в тот момент, когда её друг ,автор поэмы о Рахманинове, рубил колуном на крылечке мясо. Я попращался не накаляя «энергий» насчёт генеральского вероучения за распротранение брошур которого, другого её друга вызывали на собеседование «литературоведы в штатском»(борьба с экстремизмом.) Он вежливо кивнул мне во след, членя колуном свиную ляжку. Кость хрустела как-то уж очень музыкально... 
   


© Copyright: Горбачев Юрий, 2012


Рецензии