Репточка 12

 Про баранов и курей

 Как нибудь -всё же напишу главу про тупик блюзятины. Но не сейчас. Может привалит какая информация о пациентах психиатрии, зациклившихся на одно гамме , трэшевых «квинтарях»( в названии одного из стилей «грязевой» игры есть слово «даун» -и это правильно, это музыка даунов). Может, какой нео-Чепмен порешит в каком- нибудь гараже, где и марихуанку покуривают, и спиртное не переводится, какого недо-Леннона. Вот тогда будет резонанс общественности. Если , конечно, правоохранительные органы не зажмут информацию. Иду в подвал мимо охранника, спрашиваю –где репточка?
 - А тут были одни. Теперь другие въехали. Предыдущих турнули. Потому что где рок-н-ролл там и наркотики. Шумели по ночам…
 
 Однажды меня пригласила на квартирник, дать небольшой «акустический» концерт одна девушка, с которой пересеклись на парковских попевках. Это ещё было время, когда мы удаяно музицировали с Орфеем…Он и вокалил прекрасно, напевая и из джаза, и из рок-н-ролла, и обыгрывал. Дома у него были и синтезатор, и электрогитара, но предпочитал больше играть на простой...

 Давно было. Явившись на квартирник, я взялся играть, вызывая восторги слушающих. Через некоторое время они, обкурившиеся , валялись вдоль стеночек вповалку. А я две коробки птичьего молока к чаю принёс!
 
 Кстати, в моей –то группе-здоровый образ жизни. Никто  даже не курит. Практически не пьющие.Про крайней мере на репетициях. Это только Сенька с пенным огнетушителем приходил и басист у него не дурак заложить за воротник.
 Одна мама(а о родне и её роли в музыкальных штудиях особый разговор) мне как то так и сказала : «Нравится , что у вас никто не пьёт , не курит…» Да, один бас-гитарист даже ходил на занятия единоборств в русском стиле, порэтому я очень осмотрительно вступал с ним в полемики, хотя так и до сих пор не понятно- есть ли у него хотя бы музыкальный слух? Федор и Надежда- волейболисты.  Надо сказать, что собираясь на квартирах  ,репточках , выходя на сцены, фесты  или « стрит», мы не самым худшим образом проводили свободное время. Мы пели, играли( и порой очень даже неплохо, не знаю почему только не нашлось кому всё это записать на видео, хотя в нашей муз-банде имеется уже и кинорежиссёр). Чаепития у Аделиты вообще завораживали своей атмосферой. В пустой квартире великолепно звучат флейта, труба, хоть элетрогмитара, хоть классическая, хоть с «металлом»…

 Звуки! О ни быват разные. И чистые и грязные. Я видел как Конфуций строжился на пацанов: «И чтобы никакой грязи, чистый звук!»  О шумах репточки ещё не написано медицинских трактатов. Как социо-психиатрических о «харизматическом пробуждении»(Серафим Роуз) на нашей почве. Всё это музыка ползучей психоделической революции. Звуко-мифологическая наркота.  Если интересно, как это звучит, наберите телефонный номер любой репточки , сходите в андеграундное кафе. Первое что вы услышите «трэш» и «ковырялово» псевдоимпровизатора. Потом вам объяснят, неразумным, что есть ведь и собирающая стадионы «Металлика» и группа «Блак сабат» была, лидер- гитарист которой лишился кончиков пальцев на производстве и, сделав себе наконечники-напальники, прослыл виртуозом.
 Но идёшь по андеграундным кафе…Хоть выступать, хоть слушать Ну нет там толп. Народ приходит-уходт. Поглощает пиво, еду. Некоторые бы и уши заткнули да неприлично это. Андеграундных музыкантов туда пускают, чтобы они привели своих друзей-знакомых , которые бы съели чего –выпили. Речь ,конечно, не о звёздных группах, которые на конвейере  потребления массовой культуры занимают более комфортное место.

  В лентопротяжном механизме потребления масскультовской музыки, затем инструментов для попыток что-то сыграть, затем услуг для репетиций и звукозаписи проходят дни, месяцы, годы. В этом можно утонуть. На этом можно повредить здоровье. Зависнуть. Обрести зависимость. Воклисты , надравшие глотку в караоке барах, гитаристы, не ведающие нот…Это океан, переплыть который невозможно. Болото, Лягушек которого не превратишь в Царевен.

 Один «блюзмен», (Он поёт « Я видел много блюзменов», хотя где они –баянист Чиж разве? ), который занялся этим жанром, увидев меня на улице играющим блюз, и вдохновившись, как он говорил мне, создал группу, жаловался на то, что народ не понимает блюз. И это в самом деле, так. «Просто ещё не появилось такого автора…»-сетовал он. И не появится. Как пить дать. Клэптон в Питер приезжал и так и не смог «разогреть» зал. Для русского , не умеющего отличить дельта-блюза от техасского блюза( у меня вот Константин такой блюзмен, что и тэрнераудов так и не освоил), всё это чуждо. И никогда не будет родным. В примитивных культурах, как поясняет пытающемуся сделать выбор между блюзом и классической гитарой молодому  герою «Перекрестка», -своя логика, свои корни, своя магия…Лично мне блюз был интересен во многом в  смысле преодоления материала. Музыкального, литературного…
 
 Одна из проблем самодеятельных музыкантов, покупающих электрогитары в том, в тиражируемом масскультом заблуждении, что все звёзды рок- и поп-музыки –самоучки. Возможно, это «закладка» для большего расширения аудитории, сближения с народом, повышения покупаемости инструментов( «Ямахи» и «Фенлеры» выствляли на сценах для рекламы).  В нашем случае – видишь маму с уже подросшим ребёнком, которая покупает ей эту овеянную мифами игрушку(китайского, правда производства), хотя ребенок-то никогда и ни на чём не играл…

 Есть и барьеры для тех, у кого что-то уже получается. Первый –время. Хронический его недостаток. Ричи Блэкмор всё-таки играл на гитаре в среднем по 6 часов в сутки. (Полной самоотдачи требует и классическая гитара.) Хендрикс –не выпускал гитару из рук.Так практически в обнимку с нею и скончался от наркотиков, которые принимал, чтобы раскрыть "резервные возможности". Человек, который работает 8-12 часов   просто физически не имеет возможности освоить инструмент. А петь ( ансамблево, на голоса)мы и вовсе разучились, словно следуя афоризму Ницше «злой народ не поёт». Повальная же повёреутость на самопиаре ничего не даст.Микрофонозавры еще что-то проорут в неадеквате. Инструмент, хоть его как обложи примочками требует знания теории и ежедневной практики. На одном электрогитарном "облегчилове" -эффектах и трюках ,обработках на компьютерных порограммах, придуманных лишь в качестве подмоги, далеко не уедешь...Ну разве что в лже-минимализм и псевдо-альтернтаиву. 

 Пройдя кучу концертов отечественных и соц.групп ещё в совестукие времена и потом, я наконец услышал звук пения похожий на «Иглс» или «Квин» на концерте Михаила Гольдорта , который вначале сыграл на гитаре всю оперу «Кармен», потом всю оперу «Ригалетто» , потом сонату Моцарта и взорвал аудиторию обыгрышем песенки «У самова я и моя Маша». У него , кстати, брал интервью телевизионщик с музыкальношкольным гитраным образванием и в вопросе прошёлся критически по гастролировавшим до того бардам, хотя вряд ли был прав, делая такие сопоставления. С блюзменами бардюков сопоставить-вот тут все наши специфические моменты и проявятся- в массе неуклюжесть владения инструментом, утерянная культура импровизации, и прочие пробелы. Хотя ведь  был Дольский и не он один. И были предтечи. И быыл Иванов-Крамской, о котором мужик один вспоминил, слушая , как я играю его знаменитый вальс... Но о «рокнрольном звучании» у Михаила Гольдорта. Оно заполнило зал хрустальными вибрациями балладного фолка.   Пели филормонические «Маркелловы голоса» несколько молитв протестанского священника, с которым живущий сейчас в Германии выпускник Новосибирской консерватории  Михаил Гольдорт познакомился в США. Тут тебе и «Алилуйя» в балладно-рок=н-рольном стиле прозвучала на мажорных аккордах и кое-что ещё…
 
 Но-к нашим баранам. Почему не появляется у нас в народе ярких импровизаторов, всё серенькие, недоделанные, ждущие конформистских поблажек? Потому в частности, что  о сцене, сценической деятельности, творчестве у покупателей инструментов и аппаратуры представления чисто мифологические. Нет понимания, что это труд.Что нужны если не почва(её у нас нет), то хотя бы учителя. Контантин вон , прокружившись мелким бесом даже по фетам-кафе, где такие же выступающие не вызвали у него восторга, подустал…Выступали мы с ним и в кафе, и в книжном магазине. Аудитория не стадионных размеров явно. Хотя и тепло привечает. И всё же это не описывемый Элвином Тоффлером как торжество потребления Вудсток.
 
 Попадающие на наш сборочно-разборочный конвейер запчасти масскульта, собрать мы не можем. Наше отверточное производство поражено ленью, въевшейся в плоть и кровь халтурой, психологией «абы как».  А если и соберём, то наперекосяк. Сотрудничество нам даётся большой кровью, а то и не возможно ничего слепить по причине мировоззренческих расхождений, чудовишного соцального неустроя, какофонии в устремлениях, надеждах, вкусах, мнениях.
 

 Я давно просил Влада Дракулова , который построил за городом что-то вроде купленного Пейджем Балеских-Хауза, куда устремились потоки жаждущих звездной славы, высказать мнение о всём этом потоке. Бренчащих , завывающих, психоделично извлекающих «космические звуки» на гитарах, сочиняющих тексты, с кем ему довелось пересечься на тропе рока. Пытающиеся продюссировать и зашибать на этом копейку тоже активно с ним контачили. На одном из влетевших ему в копеечку фестов он даже басил на гитаре в моей группе. Его подход был прост. Собираться, чтобы музицировать на радость друг другу - кто что может. Но получилось нечто иное…

 И вот он пишет: «Привет, Юра! Я сейчас в Тайланде... на днях в Камбоджу потом в Лаос и обратно в Тай.. до нового года тут пробуду..Настроение тут плохим не бывает )) По музыкантам... сложно все...Я с местными перестал работать..так как работать из них никто не хочет.. исключение единицы.. И если они и хотят то материальные проблемы не дают..Ко мне приезжают сейчас разный народ.. которые в турах по Сибири… просто останавливаются..общаемся..но пока никого не записывал, так как там уровень уже совсем другой..вот так как то.. 10.10.12 «
 «Вообще, Юра, я смотрю сейчас на все процессы происходящие у нас со стороны... и очень многие вещи проясняются...не в плане появления новых знаний, а в плане понимания процессов. Факт известный, чтоб понять систему надо выйти за ее пределы. Я очень сильно в последнее время переживал за все... Искал сторонников сопротивления системе …Но все время вяз в каком то болоте.. Теперь я увидел чётко это болото со стороны... Это наш "многострадальный" народ... "Мы Русские! С нами Бог!" особенно кощунственно звучит, когда я смотрю на наших туристов здесь... Мы уже не "русские"... Шариковы и Швондеры... Без Души и Духа... Генетически и идеологически выведенный материал. Спасение мира возможно действительно только с Божественным вмешательством..не иначе.. Потому сейчас хочу меньше мараться в этом всем. Побыть здесь.. в мире какой -то простоты и доброты... Кто здесь бывал, тот понимает эту на внутреннем уровне .. заезжай.. сам увидишь! ))) До связи! Будь здоров! 11.10.12    «


 А за два года до того мы сидели у него во дворе за длинным , сколоченным из столом, где могли бы сидеть творческие соратники, творящие новое искусство, как грезилось.  Но их не было… Одни мы были.  Пили чай. Я привез ему книжку с готичесими «жутиками». Очень она подходила для его библиотечки у камина. Траву в его дворе «постригал» тогда немолодой баран. Влад привязал его рогами к берёзе и стриг, чтобы избавить от грязной, свалявшейся шерсти. Глядя на этого брана, я почему-то подумал про себя. Прям, прикосновение ножниц к шкуре ощутил. И рога, привязанные пеньковой веревкой  к берёзе на голове. Может то был  сеанс ясновидения? Мы сидели во дворе, где меценат ещё не разобрал сцены, на которой я правда не выступал. Он мне по телефону пояснил перед этим . Что тут совсем другой тусняк, ребята пиво пить будут…
 
 Ну а по поводу  обрушившееся на него волны он так ничего определенного и не сказал. Но поведал некую притчу о курях, которых как-то взялся разводить, думая что цыпушки будут мирно щипать травку, радуя глаз, мирно кудахтая и нагуливая весу. Но голенастые бройлерята подросли, их пришлось огораживать. Потом понадобился комбикорм –и, когда Влад сыпал им лакомство  из мешка, они лезли по головам в три яруса, затаптывая друг друга. Если же корма не хватало(Влад часто уезжает в город по делам) они заклёвывали более слабых, и тем насыщали зобы…
 
 По поводу некоторых музыкантов . с кем пришлось поучаствовать в этой свалке, Влад, сам, осознав окончательно, что он не музыкант, высказался вполне определённо: «Не музыкант и никогда им не будет…» Что касается литературной части, то он тратился и на издание сборников с нашими текстами , не имевшими , понятно, коммерческого хождения…


© Copyright: Горбачев Юрий, 2012


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.