Люди в очереди

Что мне нравится на сайте Толдот, так это всё.
Вывешен мой видео-урок, называется просто и без затей: "Мы не воры, воры не мы".
Смотрю, а под экраном – текст аннотации. Написано не моим почерком: "Нельзя воровать вещи, идеи и даже сны. О ворах, воришках и просто заблуждающихся по неведению людях".
У меня по ходу нет ни слова про воровство идей и даже снов. Но юмор работников сайта мне нравится. И даже то, что в заглавие урока поставлен жирный восклицательный знак, – мне по душе. Люблю прикольных людей. (Это у меня такой новый языковый стиль. Работаю с детьми из русскоязычных стран – теперь расплачиваюсь стилем.)
И вот думаю. А что, в этом что-то есть – сны воровать. Не только занятно, но и прибыльно. За пять украл, за восемь продал.
И это в то время когда воруют у нас подчас не такую безделицу, как сон, а кое-что поценнее и поважнее. (Кстати, о воровстве сна. Если сон был с предупреждением, ч.н. вещий сон, – тогда предупреждение переадресовывается новому владельцу? Проблема однако.)
Так вот. Люди научились воровать друг у друга время. Об этом и статья.
** **
Если кто-то залез в очередь "без очереди", то он украл время у каждого, кто в ней стоит. Сколько времени он у них украл? Ровно столько, сколько длится услуга, за которой стоит очередь, не правда ли?
Другими словами, человек, нагло протиснувшийся к кассе в супермаркете и отвлекший кассира, скажем, на 2 минуты, обокрал каждого из стоящих в очереди на 2 минуты. Стояло 10 человек – их обокрали на 20 минут (10х2), треть часа. Причем сам он эту треть часа натурально "выиграл", потому что ему не пришлось отстоять это время в унылой компании воспитанных и цивилизованных людей.
А теперь посмотрим на эту арифметику глазами Торы.
Сначала подумаем – можно ли украсть время? Как вы считаете: задержать людей, которые не собирались задерживаться, потому что им дорого время, – является ли такой поступок кражей[1]? Многие соглашаются сходу: конечно, это самое настоящее, ничем не прикрытое воровство. Ибо оно подходит под определение: некто забирает без разрешения то, что принадлежит другому человеку. Мое время принадлежит мне – значит, тот, кто меня задерживает, отнимает у меня мое время!
Согласен. Но вот я, к примеру, в очереди всегда читаю[2] (причем этот материал я все равно прочту в течение дня, а значит, я ничего не потерял во временно;м смысле) или пишу свои тексты на карманном компьютере – у меня всегда полно мыслей и мало времени на то, чтобы их записать. Так что я даже благодарен очереди – в ней родились, в частности, некоторые мои посты для блогов.
Итак, можно ли украсть время – вопрос очень даже открытый. Ситуация похожа на кражу сна: один человек разбудил другого посреди ночи, лишив того заслуженных трех часов здорового и приятного сна, – будет ли это воровством?
Да, в текстах многих авторитетов Торы это называется воровством. Но не все с этим согласны. Лишить – не всегда то же самое, что украсть. Вор украл вещь и использует ее. Человек, меня разбудивший посреди ночи, злодейски отобрал несколько минут моего сна, но сам моим сном не может воспользоваться. И у него как была ночная бессонница, так и останется.
Так что, скорее всего, такого хулигана разумнее уподобить человеку, который наносит ущерб (отнял вещь у других и сломал, разбил, выбросил); а класс тех, кто нанес ущерб, много шире класса тех, кто украл[3].
Короче, давайте считать тех, кто лезет без очереди, ворами нашего с вами времени. О'кей? Так проще.
Итак, смотрим на явление пристальней. Причем берем сразу крайний случай – когда нам самим срочно надо очередь "обойти". С вами такое случалось?
Рассказывает мой друг: его жена должна была рожать, и из-за некоторых осложнений ее положили в родовое отделение раньше срока. Он остался дома с пятью маленькими детьми (ортодоксальный Иерусалим, знаете ли). Каждый день ожидал, что вот-вот его вызовут в клинику на роды. С женой он регулярно общался по телефону, вечером посещал, а тут пришел в магазин "закупиться" на неделю (супермаркет Торгового центра в Рамот). Набрал полную коляску, подкатил ее к очереди – она была длинновата, человек 8, и все с полными колясками. И в эту секунду раздался звонок – жена рожает!
Ничего страшного, коляску можно бросить, жена важнее. Но коляску тоже бросать жалко, полчаса продукты детишкам собирал, катая ее по маркету. Тем более, в той же очереди, ближе к кассе, стоял его сосед по дому. Он подкатил к соседу – и тот согласился взять коляску, оплатить покупку, доставить ее на своей машине домой – а потом они сделают расчет. Успешных вам родов!
Ближайшие люди слышали их разговор. Все согласились, что коляску можно пропустить без очереди. Пожелали успеха. И он отбыл.
Люди, стоявшие в очереди поодаль, могли видеть все это глазами, но не могли слышать, в чем там дело: кто-то передал свою коляску другому – в обход очереди! – и бросился к выходу.
Тем не менее, никто не возмутился. Всякое бывает. Наверное, что-то срочное у человека.
Вопрос: можно ли так поступить? Ответ: да на здоровье.
У каждого случаются фокс-мажорные обстоятельства. Почему не пойти навстречу человеку?
По закону, если говорить строго, моему другу надо было обойти всех в очереди и спросить, не возражают ли они, если он пройдет перед ними. Скорее всего, они согласились бы. Понятно, что в другом регионе или в других условиях очередь завопила бы: "у всех жена рожает", "все на самолет опаздывают"[4], "у всех дома землетрясение". Но давайте предположим, что мы в нормальной стране с нормальными гражданами.
Можно в приведенном случае пройти без очереди? Вы разрешаете?
А раз вы разрешаете, то кто нам сказал, что в большинстве случаев, когда кто-то хочет нас обойти – перед нами действуют нахалы и хамы?
Да по лицу видно, скажете вы.
А что, у человека с лицом хама не бывает фокс-мажора? Да и что это за манера, чуть что, устраивать фейс-контроль!
Хотите еще пример? Предположим, вы отправляетесь в тот же супермаркет. И вдруг сосед, на этот раз старенький пенсионер, плохо ходящий дяденька, просит и ему прихватить пару бутылок кефирчика, булку и там по мелочам сахарку, колбаски и прочей снеди, ужас как есть захотелось, с утра не ел, а жена, как назло с утра рванула к своей матушке в дом престарелых.
Вы ему поможете? Да почему бы нет! Пара булок багажник вашей машины не утрудит. И дело приятное сделаете, старичку поможете. Конечно, дед Иваныч, жди, я тебя мигом отоварю. – Спасибо, милок.
И вот вы в магазине. Набросали себе в сумку всего, что вам требуется, и не забыли кефирчики и булки для деда Иваныча. Подходите к кассе. Стоп! Чем этот случай отличается от того, когда дед Иваныч сам доковылял до магазина, там увидел вас в очереди, тихонько подошел и, заговорщицки подмигивая, передал вам свою сумочку? А вдруг кто в очереди заметит? Крику ведь не оберешься! И народ будет прав – не лезь, старик, без очереди, все стоят – и ты стой.
Как поступить в случае, когда дед Иваныч стоит рядом? Вроде бы, надо спросить людей: эй, народ, вот старик-пенсионер, неужели не пропустим его без очереди? И если народ согласен – пропускаем его перед собой.
Поэтому в случае с дедом, который остался дома, надо бы, по логике, тоже опросить людей: эй, люди, вот я взял не только себе, но и соседу – даете пробить в кассе за кефир для пенсионера.
Хотел бы я увидеть тех, кто не согласится. Люди, скорее всего, удивятся – зачем разговоры? Бери, чего хочешь, и бей в кассе молча.
Но если с отсутствующим дедом Иванычем так, то почему с присутствующим иначе?
[5]
Финал. Если, повторяю, ограничиться нормальной страной с нормальными гражданами – то правило простое. В случае, когда сама очередь теоретически согласиться пропустить кого-либо без очереди (или его коляску, или его сумку с кефиром), то можно никого ни о чем не спрашивать. А если случай сомнительный – и в таких обстоятельствах далеко не все согласны пожертвовать своими двумя минутами – то никаких сумок от "внеочередных" граждан не принимаем.
К чему я все это рассказываю? А вот к чему. Давайте однажды начнем жить в нормальной стране, не меняя страну проживания. Хорошее предложение?
Что для этого требуется? Несколько вещей. (Обратите внимание, от нас не требуется менять свои привычки и воспитывать других людей. Все требования относятся исключительно к нам с вами. Что внушает надежду и радует.)
(1) Никогда самому без очереди не лезть. Ни при каких обстоятельствах. Кроме самых крайних случаев[6]. Например, жена рожает. Или когда мы, люди в годах, не можем выйти из дому, а тут сосед отправляется на машине в магазин. И пр.
(2) Никогда никого в свою очередь не впускать – ни знакомых, ни друзей, – если очередь на это, скорее всего, не согласится. Кроме самых крайних обстоятельств – когда очередь, будучи нормальной, согласится. Только тогда впустим. (Не забываем, что мы в нормальной стране. Люди должны согласиться супруга роженицы! Мы бы на их месте согласились.)
(3) Никогда не возмущаемся, когда видим, как кто-то другой лезет напролом, якобы стараясь оставить нас в дураках (лохах?). Возможно, у него экстренные обстоятельства. А если лицо у него не иначе, как хамское, то – тоже не возмущаемся. Ибо и с такими лицами люди изредка попадают в разряд крайнего случая.
(4) Аналогично, не воюем за правду и справедливость, когда видим, как кто-то другой впереди нас пропускает своих дружков без очереди. Ибо (так мы себе объясняем) у них жены рожают.
Вы против последнего пункта? Но постойте, мы же только что предположили, что отныне живем в нормальной стране! А нормальная страна начинается с нормальных граждан. Кто в нашей стране нормальный? Как минимум, мы с вами. Вот и начнем с самих себя.
Спасибо за внимание.
** **
ПС. Тем, кто спросит, откуда это в Торе, сообщаю: таково правило мусара, еврейской этики: смотри за собой, критикуй и воспитывай себя, будь собой вечно недоволен, старайся себя улучшить и воспитать – но не других[7]!
Так нам сообщают на своих уроках раби Аарон Йеуда Лейб Штейнман и раби Шломо Вольбе. Этому нас учил светлой памяти праведник раби Ицхак Зильбер.


[1] Вернее, грабежом. Ибо кража совершается тайно и незаметно для людей. А грабеж открыт и нагло брутален.

[2] Обычно карманного издания Мишну или Талмуд.

[3] Впрочем, по Торе, такой преступник во многих случаях карается такой же карой, что и воры с грабителями.

[4] Однажды мы с равом Гр. летели в Америку на зимний семинар. Даты выпали на, вы не поверите, рождество, когда вся Америка бросилась на самолеты. И вот ужас, в аэропорту Ла-Гардия мы нашли гигантскую очередюгу, которой мы, идя вдоль цепочки, объяснили на своем хитром английском, что опаздываем на рейс в Сент-Луис. Нас мило пропустили – а в самолете мы обнаружили всех тех, кто нас пропустил. Они нам радостно улыбались – как старым знакомым. Но это так, к слову.

[5] Ситуация, когда один человек берет то, что никому не принадлежит и любой эту вещь может взять, описывается в Талмуде (см., например, трактат "Бава Мециа"). Если претендентов на бесхозную находку нет, можно взять часть себе, а часть кому хотим. Но если желающих больше, чем тех, кто ее может хотя бы частично приобрести (т.е. вещь "дефицитна" – например, число свободных кресел в партере во время бенефиса), то взять можно только себе. (Впрочем, взяв себе, можете потом эту вещь уступить кому хотите – вы ее полный хозяин.) Правило называется "хав ле-ахрина", "принадлежит (также) другому". Именно отсюда следует, что не может один человек поставить в свою очередь другого – за счет остальных присутствующих. В данном случае "находка" – это место в очереди. Можно отдать ему свою очередь, но нельзя добавить его к своей очереди.
Возвращаясь к нашему примеру, заметим, что, строго говоря, нельзя ничего покупать другим людям, которые находятся здесь, рядом с очередью (это и называется "пропустить без очереди"). И даже если они находятся не здесь, не в очереди, а как в случае с дедом Иванычем, оставшимся дома. Но этот второй случай в нормальном обществе считается из тех, когда человеку можно купить то, что он просит. Почему? Потому что у него есть причины попросить нас об этом. Раз так, то и случай, когда человек стоит рядом с очередью, тоже надо трактовать как разрешенный (для нормального общества). Ибо у человека есть причины попросить нас пустить его без очереди. – Если разрешили первое, то разрешим и второе.

[6] Причем проверка этих обстоятельств на "крайность" проста: нормальное общество считает, что в таких случаях можно нарушить очередь и пройти ее в обход.

[7] Что касается темы воспитания детей, подростков и буйных студентов, то см. статью "Традиции еврейского воспитания". сайт: http://pyatigorsky.net


Рецензии