Глава 11. За-граничье...

Ты нынче зовёшься, Мариной, разлука…
                ---

Жарких самоуправств
Час — и тишайших просьб.
Час безземельных братств.
Час мировых сиротств.

15 мая 1922 года Цветаева приехала в Берлин. Здесь она, наконец, обрела покой (временный). Встретилась с Сергеем. За время жизни в Германии — с детства любимой — написала более двадцати стихотворений. В них — на первом месте — подполье интимных переживаний. И снова б ы т (любовь “тленная” ) и  б ы т и е (любовь вечная).

В Берлине тогда жили А.Ремизов, М.Горький, А.Толстой и Н. Крандиевская; приехали В. Ходасеич и Н. Берберова. Там произошла мимолетная встреча с Есениным и очень тёплая — с Андреем Белым. И  — самая главная — хотя и заочная, эпистолярная — встреча с Борисом Пастернаком, переросшая, впоследствии, в долгую и горячую дружбу.

Но Берлин недолго был её приютом. Муж принял решение ехать в Чехию: он там учился. А главное — правительство Чехии выплачивало некоторым русским эмигрантам стипендию-пособие. (За счет золотого запаса, вывезенного из России в гражданскую войну! —  прим. автора).

1 августа 1922 она уже в Праге. На три с небольшим года. Прага вселяла вдохновение, словно живое существо. А жизнь в чешских деревнях позволила ей до самых недр души проникнуться природой. В Чехии Марина выросла в Поэта. Здесь же завершила начатую ещё в Москве “поэму-сказку-притчу-тратедию-роман в стихах” (одновременно!) «Молодец» — о могучей, всепобеждающей — (вопреки!) — любви девушки Маруси к упырю в облике “добра молодца”. (Не детская ли мечта — выйти за утопленника (Черта) — сказалась?.. Или это снова — Добро и Зло вместе?).

Лирика чешских лет - погружение в “единоличие чувств”. Но прежде всего —  взрыв тоски по Родине:

Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Во всю горизонталь
Россию восстанавливаю.

Одновременно со стихами шла работа над крупными произведениями —  «Поэмой Горы», «Поэмой Конца», трагедией «Тезей», поэмой «Крысолов». Началось постепенное вытеснение малых жанров большими.

Глава 12 - http://www.proza.ru/2012/10/20/12


Рецензии