О водке и не только...

в продолжение темы

Прелюбопытнейший материал случайно обнаружился в одном из многочисленных сейчас полуглянцевых журналов. В статье Ксении Головановой и Игоря Шулинского «Правда о русской водке» с  блистательной лёгкостью развенчивается устоявшееся и, казалось бы, неоспоримое мнение о том, что водка современная, то есть та прозрачная жидкость крепостью, как правило, сорок градусов, которую мы все покупаем в магазине и, в меру охладив, выставляем на праздничный стол, та, которую пьём, чего таить, и в горе и в радости из хрусталя, гранёного стакана, а, по необходимости, и прямо из горлышка, та, о которой написано бесчисленное множество повестей, пьес, стихов и объяснительных записок, та самая водка – это и есть наш легендарный, аутентичный российский напиток!
Товарищи, нас обманули! Развели, что называется, как лохов! Обидно конечно, но факты – вещь упрямая, так что давайте разбираться.

Есть швейцарский сыр, аргентинское танго и итальянское бельканто. Есть бразильская самба и канадский хоккей, испанское фламенко и японская борьба сумо. Есть, наконец, шотландский виски и французский коньяк. И есть, как повелось с незапамятных времён, русская водка! То, что происхождение напитка под этим названием оспаривается ляхами и викингами, не суть важно, - во всём мире бренд водки, так или иначе, но ассоциируется, как русский. И всё. И точка. Пусть спорят производители.

Теперь, собственно, к истории. Всё, что пилось в России до конца XIX века по нынешним понятиям, как водка, водкой-то как раз и не являлось. Назывался тот напиток – хлебное вино. Градусов имел около сорока, вырабатывался методом дистилляции, то есть перегонки, и вкусом от современной водки отличался изрядно, так как содержал в себе сивушные масла, что, как выяснится далее, совсем даже и не плохо. А что же водка?
А водка тоже была. И продавалась в аптеках. Для лечения мигрени и желудочных колик, ревматических болей и, простите, кишечных расстройств. Была, как правило, ароматизирована: лимонная, мятная, на травах и кореньях,- просто, то самое хлебное вино с добавками перегоняли ещё раз. Короче,- вот такая вот фармацевтика.
Кстати, о технологии. Для справки. Дистилляция – перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров. Ректификация – разделение жидких смесей на практически чистые компоненты путём многократных испарений и конденсаций в специальных ректификационных колоннах. То есть – производство чистого 96-градусного спирта.
И что мы имеем в сухом, а точнее мокром остатке? А имеем мы то, что производство исконно русского хлебного вина было самым, что ни на есть тривиальным самогоноварением! Только термина этого тогда не существовало. Его чуть позже изобрели. И не просто так.

В самом конце XIX века молодому Витте, новоиспечённому министру финансов, для осуществления грандиозных планов по  модернизации страны, - он планировал строить железные дороги, заводы и фабрики, проводить денежную реформу, - потребовались большие средства. Ничего не напоминает? Где взять деньги, Зин? И тут осенило!
Народ-то,- другим словом, электорат,- погрязший, якобы, в беспробудном пьянстве, да при низком, как было заявлено, качестве алкогольной продукции, надо спасать! Здоровье нации требует высокого участия! Да и казну, что таить, пополнять надо!
С претензиями к качеству, конечно, переборщили. Оно было отменным, чему свидетельство – многочисленные награды отечественных и зарубежных выставок и смотров. Что до повышенного содержания вредных, якобы, примесей, - так сивушные масла и эфиры в намного большем  количестве присутствуют в коньяке и виски, что, собственно, и придаёт этим напиткам неповторимый вкус и аромат, а человеку, их употребляющему, - радость и бодрость духа. Был свой оригинальный вкус и у хлебного вина. Да, был. Но…
Лозунги, ретуширующие истинную проблему, были поставлены во главу угла. И, как это водится на Руси, высочайшим указом в конце XIX века была введена государственная винная монополия: власть получала полный контроль над продажей, ценами, количеством и, самое главное, качеством алкогольной продукции.

И понеслось. Для начала, как бы в борьбе за чистоту продукта, примеси полностью удалили из рецептуры. Следом – изменили саму технологию. Винокурни были поставлены в условия, когда производить неректификованный спирт стало невыгодно. Пришлось обзаводиться ректификационными установками. В процессе переоснащения производства очень кстати начала снижаться себестоимость,- разводить чистый спирт водой было дёшево и сердито. Кстати, о сердитом. При крепости спирта в 96 градусов стало невозможно отличать исходный продукт,- и дорогое зерно, без зазрения государственной совести, сплошь и рядом заменялось картофелем и свеклой. До нынешних древесных опилок тогда, правда, ещё не доходило, - но не похоже, что в этой истории с сырьём кто-то ещё вспоминал о здоровье конечного потребителя. То есть,- того самого народа. В 1895 году был принят нормативный акт об изготовлении «монопольного вина» только из ректификованного спирта, и этот год – год появления первого стандарта – стал годом рождения современной водки. И годом официального  исчезновения хлебного вина, национального российского алкоголя. И ещё. Понятие самогоноварения появилось тогда же. И преследование истинных ценителей продукта перегонки пришло именно оттуда.

Теперь о современной водке.
Поначалу, с переходом на новую технологию производства алкоголя, как было сказано, примеси были полностью удалены из рецептуры. Всё, казалось бы, просто,- только спирт и вода, которой он разбавлялся до нужной консистенции. Здесь, кстати, не обошлось без научного подхода. Дело в том, что чистый этиловый спирт для человеческого организма является сильнейшим токсином. Помимо этого он травмирует слизистую оболочку, растворяя некоторые тканевые структуры. И тут необходимо вспомнить великого российского химика Д.И.Менделеева. Сей учёный муж, плотно занимаясь «водочным» вопросом, учёл способность молекул спирта гидратироваться. Две молекулы спирта удерживают три молекулы воды,- это соответствует сорокаградусному раствору, то есть -  водке. Эта оптимальная и, в какой-то степени, спасительная пропорция, при которой напиток не является (в разумных пределах, конечно же!) вредоносным для человеческого организма, открыта нашим великим учёным! Но это всё – техническая, так сказать, сторона дела. Что же касается, с позволения заметить, эстетики употребления алкоголя внутрь, то чистая водно-спиртовая смесь – удовольствие достаточно сомнительное. Нет,- это, конечно, смотря какая цель изначально заявлена! Если, что называется, укушаться до синих чёртиков, то здесь компоненты питья не очень-то и важны,- был бы градус. Но мы-то о другом, о высоком!
Поэтому, с расширением производства современной водки сначала до национального, а следом – и до мирового масштаба, не учитывать этот самый, эстетический аспект в рецептуре было невозможно, и добавки в, как изначально заявлялось, самом чистом алкогольном напитке стали появляться самые разнообразные: сахар, соль, уксусная и лимонные кислоты, молоко, картофельный крахмал и так далее, вплоть до искусственных ароматизаторов, разрешённых в пищевой промышленности. И в современных ГОСТах всё это прописано чёрным по белому. А сивушные масла, которыми привыкли пугать доверчивого обывателя, прекрасно себя чувствуют в коньяке и виски, в абсенте и текиле, в итальянской граппе, кубинском роме, - я уж не говорю о грузинской чаче, армянском арцахе и прочих, милых сердцу и душе произведениях высокого алкогольного искусства. И именно эти пресловутые сивушные масла посредством тонких эфиров дарят нам незабываемые ароматы кожи, вереска, яблока, мёда и полыни,- нотами и созвучиями наполняют бокалы вышеперечисленных спиртных напитков.

А теперь выпустим последнюю критическую стрелу в адрес того суррогата, который называется современной водкой и преподносится нам всем, как истинно русский и (спасибо маркетологам!) первый среди равных алкоголей на нашей планете.
Вода… Одно из самых распространённых заблуждений людей, пытающихся постигнуть тайные смыслы взаимоотношений с алкогольными напитками, это то, что качество воды является одним из главных достоинств «хорошей» водки. Якобы, именно вода влияет на, так называемый, «вкус» водки, и именно «плохая» вода является к нам утренним похмельем, сухостью во рту и головными болями… Товарищи дорогие! Причём здесь вода? На любой бутылке водки, на контрэтикетке, вы без труда обнаружите определение воды, как «исправленная»,- то есть, разницы между водой из высокогорного озера и из-под крана типовой хрущёвки в конечном продукте нет никакой! Ибо ректификованный спирт в нашем водочном производстве разбавляется водой исправленной! Дистиллированной! Как следствие,- абсолютно безвкусной, понимаете? А «вкус» водки? Да нет никакого вкуса! Знаете, как говорят: вкус у первой рюмки, а градусы – у всех последующих! Так вот и у первой рюмки не вкус, - это просто ваши вкусовые рецепторы среагировали на добавки конкретной водки. И именно под первую рюмочку (помните,- после первой не закусываю!). А дальше,- спирт плотно накрывает эти самые рецепторы, они, как следствие, насупливаются, и дальнейший вкус водки – плод ваших фантазий и коллективного самовнушения. И какое-то время,- я имею в виду в процессе последующего употребления,- вы ещё чувствуете спирт, но потом и это пропадает, а дальше… Дальше – тема другого исследования. О вреде пьянства и его последствиях.

И последнее. Спирт, то есть чистый алкоголь – это яд. И чем чище этот яд, тем он вреднее. Наркологи доказали, что чем чище алкоголь, тем быстрее он окисляется. Печень человека не успевает справляться с образующимся уксусным альдегидом,- в итоге наступает отравление. А сивушные масла замедляют этот процесс! Кроме того, ими практически невозможно отравиться, так как напиток, содержащий избыточное количество «сивухи», человеческий организм просто-напросто не примет,- отторгнет, иными словами. Подробности многим известны…

И уж совсем закругляясь. Водку пить легче, чем коньяк, виски, текилу и чачу. Она легче усваивается. И выпить её можно значительно больше, чем вышеупомянутых напитков. А соответственно,- и покупают её в больших количествах. Это как с сигаретами,- как только появились лёгкие и суперлёгкие, удельный вес продаж резко подскочил. Тот, кто курил двадцать обычных сигарет в день, перейдя на лёгкие, сам того не замечая, стал курить двадцать пять штук. То есть, почти на сто пачек в год больше. При средней цене пачки в один доллар,- неплохая прибавка в кошелёк производителя! Или вы думали, что здесь заботятся о вашем здоровье? Так и с водкой. Под видом высококачественного, чистого продукта нам нагло втюхивают суррогат, убивающий человеческий организм с предельным цинизмом и безжалостностью. Он,- точнее она, современная водка,- словно вражеский разведчик, втираясь в доверие к нашей печени, глуша наши вкусовые рецепторы, наносит разящий удар в самый неожиданный момент. Мы, придумывая, или, скорее, додумывая рекламные слоганы о «чистоте природы» в нашей отечественной водке, скупаем её ящиками, вагонами, эшелонами… И убиваем себя сами, искренне удивляясь огромной статистике смертности от пьянства и сопутствующих причин, при том, что водочные картели не перестают убеждать нас, что наша водка – самый лучший, самый чистый, самый российский и самый, при этом, патриотичный алкогольный напиток в мире!

 Дома в холодильнике стоит бутылка водки. Я могу выпить её в любой момент. Могут неожиданно нагрянуть гости, может заглянуть на огонёк сосед с банкой солёных огурцов. Или просто, войдя в дом с мороза, мне захочется пропустить рюмку-другую для «сугрева». А может она простоит в холодильнике до ближайшего праздника, в который и будет приговорена под щедрую закуску с тостами и песнями. Всё,- как у всех. И мне не страшно.
Но когда у меня появится время, и я окончательно пойму, что денег на домик у моря мне не заработать никогда, когда этот лживый и душный город надоест мне окончательно,- я сдам квартиру аккуратной русской семье (чистоту и порядок гарантируем!) и уеду в деревню. Я запасусь зерном и сахаром, куплю самогонный аппарат, поставлю в погребе брагу, и буду гнать действительно самый лучший в мире напиток – хлебное вино.
Если раньше не сдохну от водки…

2011г.


Рецензии