Посвящается

Владу Клёну и всем последним сказкам моего сердца.



18 октября 2012, Уфа, Россия, премьера фильма «Последняя сказка Риты». К моему удивлению, зал был почти полон. Я знала, на что иду, каких людей встречу. В течение ста минут от меня – глубокие вдохи и старательно-спокойные выдохи. Слышала дыхание и биение сердец близ сидящих, напряжение вообще. Спасибо тем, кто в одном круге со мной, кого не съедает возраст и мода, ну или чье-то мнение со стороны.

Первые пять минут фильма произвели странно-негативное впечатление -  как будто середину сюжета-ниоткуда вырвали и поставили в начало. К концу сеанса всё выстроилось в нужную последовательность, и мысль улетучилась сама собой.

Героиня Ренаты Литвиновой – Татьяна Неубивко – женщина с говорящей фамилией, живущая и перевоплощающаяся, которая приходит сразу в виде Смерти к «секретарю» другого мира, заполняя дело главной героини – Маргариты Готье - обреченной и бессмертной. В следующем кадре Неубивко точно дает понять, что больница № 20, в которую поступает Готье, – место странное, засасывающее и конечное в своем предназначении на примере соседки Риты, пребывающей здесь уже около 3 лет и записывающей судьбы больных. Между работницей морга и больной возникает диалог, наполненный трагизмом и иронией одновременно (поворот - такая некая эмоциональная неопределенность). Сразу же оказывается, что большой пост среди врачей занимает близкая подруга Маргариты Надя, которая почти весь фильм цинично относится к пациентке, не навещая ее и не поддерживая…

Особое восхищение вызвали сны. Здесь музыкальное оформление фильма очень точно подчеркивает настроение героев. Три сна, три мелодии – знак в виде повторяющей фразы «Пора!» - Рита не может разобраться во всем этом, одновременно ужасаясь своим догадкам.

Тем временем персонал узнает о неизлечимости заболевания Готье, о чем никак не может сообщить ей прямо. Тогда самые близкие женщины – Неубивко и Надя - приглашают Риту в кафе с символичным названием «Запределье», чтобы раскрыть ей страшную тайну. К тому времени больная всё уже знает из тетради своей ужасной соседки. В кафе Рита читает завещание, в котором оставляет всё своему горячо любимому жениху Николаю… Ну и, конечно, нельзя не сказать о монологе «Не надо со мной разговаривать, слушайте», который был исполнен музыкантом и певицей, а по совместительству и «главной по музыке к фильму» Земфирой (по сценарию – Таней). Ощущения непередаваемые, когда этот родной чистый голос поет в большом зале на предельной громкости.

Хочется уделить внимание главной мужской роли – Николаю Хомерики и его герою Николаю Серебрякову. Считаю, что просто удачно подобран под сценарий данный актер, способный так тонко пропускать через себя любовь, смерть, безысходность, чудеса…  Самый показательный момент, конечно, финал, но до него есть еще одна важная сцена – когда Серебряков отстригает волосы по просьбе Риты. Мужской крик здесь очень многозначителен…

Вообще, я старалась больше вникать в сюжет, в его трактовку. Когда звучала музыка в отдельных сценах, то соседи по креслам буквально задерживали дыхание, будто находились под водой. Неимоверная напряженная энергетика царила в темноте. Было жутко даже моргать… Единственное, что – там, где героиня Литвиновой настраивает радио, я ждала, что саундтрек заиграет именно с какой-то волны приёмника. Ан, нет.
А что насчет монтажа, съемки и качества всего этого – думаю, что в целом всё было свойственно «арт-хаусу».

В заключительной части фильма – развязка - Рита умирает, производится вскрытие, подготовка к сожжению тела (как и хотела покойная). Теперь подруга Риты осознает всю вину, эту невозможность объясниться, и в отчаянии увольняется…

НО! Эта сказка не может просто так закончиться. Колоссальное значение имеют детали.
Выделяю несколько наиболее значимых; начну с сигарет. Курят все, вплоть до милых бабушек. Даже при вскрытии тел в зубах находится дымящая сигарета. Конечно, такие люди с такой работой только так и могут существовать – сигаретный дым заменяет кислород. Эта больница где-то даже сопоставима с адом, только земным…

Следующая деталь – пролетающий самолет, в той сцене, где героиня Надя с алкоголем в руке идет к скамье. Первая ассоциация, конечно же, песня Земфиры; всплыла строчка «еще раз помолчим, поулыбаемся друг другу». Опять же – символ вины, отчаяния, невозможности вернуть человека. Отмечу также ручных птиц, нереально огромных – вот это точно сказочные существа.

Ну и самая главная – образ Гагарина, статуэтка на столе в той самой больнице, «маленький памятник». Впервые разговор о космонавте возникает между Таней и Николаем, когда последний приходит навестить любимую. Неубивко рассказывает мужчине секрет о том, что памятник, стоящий возле его дома, каждый раз поднимает руки, когда остается без свидетелей.  Естественно, что герой не верит этому…  Как настоящая «волшебница», она доказывает ему это. После смерти возлюбленной жених Готье начинает пить и в один момент решает покончить жизнь огнестрельными ранениями в голову. В самый ответственный час рядом находится Смерть в виде женщины с косой, сидящей на стуле, уже готовая действовать. И тут Николай видит потрясающую картину: памятник поднимает руки, поворачивает голову, и по щеке, казалось бы, куска железа льется слеза! Николай отбрасывает оружие. Именно этот железный герой спасает еще одну жизнь. Звучит саундтрек, безжалостно добивающий зрителя до конца.

Я расшифровываю финал этой картины как жизнь, самую настоящую. В этом
памятнике и душа Маргариты, и души Фаины и Рамиля (тех, кому посвящена картина), значит, в нем и душа всех, в том числе и моих людей, покинувших этот мир: душа Клёна, моего дяди, моих дедов…

p/s В тот день в моём городе был дождь. И никто не знает, были ли на самом деле свободными оставшиеся места в зале…


Рецензии