Эпоха длиною в 66 лет...

Несколько лет назад, я для себя заново открыла Муслима Магомаева. Главная роль в этом принадлежала моему любимому троюродному брату, очень в тему подарившему мне на 8 марта комплект коллекционных DVD и большую корзину ландышей. Я по сей день задаюсь вопросом, где он смог в начале марта достать мне ландыши (для тех, кто не знает, их сезон наступает в конце мая – начале июня)?! Корзину с цветами я поставила на самое видное место, причем оставалась она там, на удивление, очень долго, ну а диски сразу же принялась смотреть. Конечно, с моей стороны было бы большим невежеством сказать, что я, в свои тогда еще почти 17 лет, не была знакома творчеством этого выдающегося азербайджанского певца и композитора. Мы все выросли на мультфильме «По следам Бременских музыкантов», песня Трубадура «Луч солнца золотого» с детства была у меня на устах, да и до сих пор остается одной из самых любимых. Учитывая то, сколько раз за свою, хотя и недолгую жизнь, я ее слушала, она уже должна была набить мне оскомину, но весь нонсенс заключается в том, что эта песня настолько шикарна, что просто по определению не может надоесть.

Я до сих пор благодарна брату за сей подарок. Подарочная коробка состояла из пяти DVD, которые охватывали самый широкий диапазон творческой деятельности Муслима Магомаева, как во временном периоде (1963-1989 гг.), так и в плане развития его музыкального таланта. В этой подборке можно было найти все самое лучшее из творчества великого Маэстро. В течение всей следующей недели, с удовольствием переслушав как арии на музыку итальянских композиторов, так и эстрадные песни, написанные лучшими советскими авторами, мне захотелось побольше узнать об этом удивительном человеке, но, честно говоря, руки до этого так и не дошли. Мое время захватили учеба, предстоящий день рождения, различного рода хлопоты и заботы, и мысли о Муслиме Магомаеве отошли на задний план.
Спустя семь месяцев это имя снова привлекло мое внимание, но на этот раз сюрприз был не из приятнейших. В Москве 25 октября 2008 года скончался легендарный певец – Муслим Магометович Магомаев. Практически такими надписями пестрили заголовки всех октябрьских газет того года, как печатных, как и электронных.

Как всегда, читая последние новости, я в течение нескольких следующих дней то и дело натыкалась на статьи об этом великом человеке, каждый раз прочитывая их от начала до конца.

Как бы трагично, а быть может даже иронично, это не звучало, но я начала  интересоваться жизнью Муслима Магомаева именно со дня его смерти.

Писали газеты практически все одно и то же, в большинстве своем описывая биографию Магомаева, но иногда в сотнях одинаковых строк мелькали моменты, на которых мое внимание останавливалось:

«Это был певец той классической эстрады - не только советской, но и эстрады мирового уровня - к которой принадлежали такие артисты как Френк Синатра, Ив Монтан». (www.dni.ru от 25.10.2008 г.)

«Успешно выступая и за границей, в Советском Союзе 1960-1970-х годов Магомаев добился какой-то совершенно ненормальной славы. Поклонение Магомаеву – истерия, распространявшаяся как эпидемия по всему Советскому Союзу». (Газета «Время Новостей» N°199 от 27 октября 2008 г.)

«Муслим Магометович всю свою взрослую жизнь был заядлым курильщиком. Удивительно, что табак не нанёс никакого вреда его замечательному голосу». (www.ne-kurim.ru от 17.08.2010 г.)

"Перевернута еще одна очень яркая страница в истории отечественного искусства. Ведь Муслим был удивительным артистом и человеком, с которым всегда было приятно общаться и дружить, и который украсил своим пением многонациональную советскую культуру", - сказал Иосиф Кобзон. (Газета «Коммерсантъ-Online» от 25.10.2008 г.)

Больше всего мне понравились слова, прочитанные на сайте информационного агентства «Интерфакс»: «Муслим Магомаев олицетворял собой целую эпоху». Да, вместе с Магомаевым ушла эпоха… эпоха, продлившаяся ровно 66 лет.

Всесоюзная известность пришла к Магомаеву в 1962 г., а решение остановить творческую деятельность – в 1998 г. За этот отрезок времени в 36 лет Муслим Магомаев добился немыслимой популярности и стал кумиром миллионов. Его неповторимый голос вкупе с невероятным обаянием, артистизмом и удивительно притягательной внешностью покорили не одно поколение слушателей.

Родившийся 17 августа 1942 года в семье театрального художника Магомета Магомаева и драматической актрисы Айшет Магомаевой, Муслим, с детства был очень одаренным ребенком. Союз двух творческих людей не мог не породить такой талант. Сам он в своей книге писал так: «От нее у меня голос, от Магомаевых — музыкальность».

Именно его книга, под названием «Любовь моя – мелодия», прочитанная в октябре 2008 года, помогла мне раскрыть для себя сущность Магомаева,  увидеть жизнь артиста его же глазами. Позднее я еще пару раз перечитывала ее, каждый раз раскрывая для себя все новые стороны этого неповторимого и удивительно многогранного человека.

Муслим и правда с детства был очень музыкальным: «Первую мелодию я сочинил в пять лет. И запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии мы с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню «Соловьиный час»» или «Если мне надоедала муштра или чужая музыка, я сочинял свою», - писал он.

Способностью сочинять музыку он пошел в деда, в честь которого и был назван. Муслим Магомаев-старший был прекраснейшим композитором и вместе с Узеиром Гаджибековым являлся основоположником азербайджанской классической музыки. Именно его имя по сей день носит Азербайджанская Государственная Филармония.
 
Помимо наследственности, на раскрытие таланта человека влияет и атмосфера, в которой он растет. Магомаев вырос в одном из самых музыкальных городов мира – Баку. Сам он всегда считал себя исключительно азербайджанцем… азербайджанцем, у которого было две родины. Да, у Муслима Магомаева, так же как и у меня и у многих моих соотечественников было две родины. Ведь родина – это не только то место, где ты родился или вырос, но и страна, в которой ты в последующем проживаешь свою жизнь. Магомаев всегда говорил: «Я горжусь своей родиной и люблю ее... Всю жизнь я раздваивался в этой своей любви: говорил, что Азербайджан — мой отец, а Россия — мать. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова — список можно продолжать, — я очень молодым приехал в Москву. И она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью». И я полностью солидарна с ним. Азербайджан – это родина великих поэтов, писателей, композиторов и певцов, но не менее великих людей взрастила, не менее великим людям раскрыла свои объятия и Россия. Но, несмотря на всю любовь к Москве, Магомаев в душе всегда оставался Бакинцем. «Во всех афишах меня представляли как азербайджанского певца», - писал он.

Говоря о музыкальной атмосфере нельзя не упомянуть тот факт, что на одном этаже с Магомаевыми в большом доме, который в Баку называли «домом артистов», жила живая легенда –  известный азербайджанский певец Бюль-Бюль. Их квартиры были смежными, и Муслиму часто было слышно, как тот распевался.

Еще в школе Муслим отличался от остальных одноклассников своим прекрасным пением, благодаря которому в столь юные годы был назван вторым Рашидом Бейбутовым. В школьном хоре он был запевалой и даже выступал на школьном концерте в зале Бакинской консерватории с «Песней  нефтяников Каспия» Кара Караева. Много лет спустя, будучи уже профессиональным певцом, Магомаев снова пел ее, но уже на правительственных концертах.
Постепенно скрывать свой удивительный голос и любовь к пению юному Магомаеву становилось все труднее. Именно поэтому вместе с несколькими друзьями он в свое время организовал тайное общество меломанов. Члены общества собирались вместе и слушали записи Лолиты Торрес, Элвиса Пресли и других выдающихся певцов, чьи прекрасные композиции на тот момент считались «легкой музыкой». Как пишет сам автор: «Постепенно от прослушивания мы перешли к практике. Уже тогда у меня началось как бы раздвоение в моих музыкальных пристрастиях: я любил и классику, и джаз, эстрадную музыку».

У Муслима был настолько звонкий и яркий голос, что в музыкальном училище педагог по вокалу часто хвалился перед другими студентами, говоря: «У Магомаева с закрытым ртом звучит лучше, чем у вас с открытым».

Как говорится, все тайное рано или поздно становится явным, и талант Муслима Магомаева было бы невозможно долго скрывать.

Так юный Муслим Магомаев стал известен уже в девятнадцать лет после участия во Всемирном фестивале в Хельсинки.

Переломным годом в его биографии стал 1963 год. В марте этого года в Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана. Магомаев участвовал в концертах, которые проходили в самом Кремлевском дворце съездов. Именно той весной Москва раскрыла для себя талант выдающегося азербайджанского исполнителя. На последнем концерте, не скрывая своих чувств, министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева гордо воскликнула: «Наконец-то у нас появился настоящий баритон. Баритон!»

Вторым важным периодом жизни, благотворно повлиявшем на творчество Маэстро, стала стажировка в середине 60-х годов в Миланском театре «Ла Скала».

После стажировки на родине бельканто, музыканту выпала честь выступать во Франции на сцене знаменитого театра «Олимпия». Позднее о его выступлении газета «Русская мысль» писала: «Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию... Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поет арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться…».

Спустя три года в 1969 году артисту снова посчастливилось оказаться во Франции, на этот раз в Каннах, где проходил Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий – МИДЕМ. Наш исполнитель участвовал в данном конкурсе по разделу «Эстрадная музыка». Пластинки Магомаева, которые разошлись неслыханным тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров, принесли ему в Каннах победу и первый «золотой диск». Позднее, в начале 1970 года он получил свой второй «золотой диск».

В 1973 году Муслим Магомаев, в возрасте всего лишь 31 года, стал Народным артистом Советского Союза...

Муслим Магомаев был невероятно скромным, чистым, честным и искренним человеком. Он никогда не гнался за славой, и, несмотря на то, что его восхитительный баритон покорил сердца миллионов людей, как в СССР, так и за его пределами, эта неимоверная популярность не смогла его испортить.

Будучи любим в каждом уголке Советского союза, душой он все же оставался верен родному Баку. Сам он всегда говорил: «Никогда — ни в худшие, ни в лучшие свои времена — от Азербайджана я не отрекался».

Муслим Магомаев был разносторонним человеком: он был и певцом, и актером, и поэтом, и композитором, и даже художником. Он был многогранен. 

Арно Бабаджанян, композитор, народный артист СССР и некогда близкий друг Магомаева, вспоминал о нем так: "Как известно, песни состоят из трех компонентов: композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором и композитора, и поэта». Я сказала «некогда», потому что всему рано или поздно приходит конец.
Песни Арно Бабаджаняна, которые в свое время пел Муслим Магомаев, что уж скрывать, всегда восхищали публику. Их дружба началась в те далекие 60-е, когда никаких межнациональных противоречий между народами не существовало. И именно в те славные времена эти два выдающихся представителя двух ныне враждующих народов радовали публику, как своей дружбой, так и прекрасными произведениями. Но, время шло, а люди со временем меняются.… И в какой-то момент Арно решил продвинуть своего сына, который, хотя и не был полностью бесталанным человеком, но, давайте уж смотреть правде в глаза, ему с его вокальными способностями до Муслима было как до луны пешком. Но когда это останавливало отцов…

Вот так вот, можно сказать банально, разрушился некогда успешный творческий союз и Бабаджанян перестал писать для Магомаева.  Помимо этого, «близкий» друг дал интервью для некой газеты, в котором рассказал про свою жизнь и творчество. И все бы ничего, но, как вспоминал сам Муслим: «На вопрос: кто ему близок из певцов, исполняющих его песни, перечислил всех (от Кобзона до совершенно незнакомых имен). Всех, кроме меня». Думаю, именно это интервью можно считать окончательной точкой, поставленной в их многолетней дружбе. В своей книге в главе «Друзей моих прекрасные черты», автор писал: «Есть такой оптический обман чувств: сегодня ты называешь кого-то другом, а завтра...». Видимо и дружба с Арно Бабаджаняном была очередным обманом чувств, но, как бы то ни было, Магомаев всегда очень уважительно отзывался о своем некогда близком друге.
 
Думаю, невозможно в небольшой статье полностью рассказать о Муслиме Магомаеве. Его жизнь, творчество и достижения попросту не умещаются в столь узкие рамки. Нельзя в двух словах описать целую эпоху, которую олицетворял собой этот элегантный оперный и эстрадный певец с царственной осанкой и бархатным баритоном, укравший сердца миллионов слушателей.  Именно таким он запомнился своим поклонникам, оставив сцену в возрасте 56 лет, будучи на пике своей славы.

Сегодня почитателей таланта Муслима так же, как и десятки лет тому назад – миллионы. 15 сентября 2011 года несколько тысяч москвичей (среди них была и я) пришли на открытие памятника Магомаеву на Вознесенском переулке, недалеко от дома, где жил артист. Это было очередным доказательством тому, что он, увековеченный памятником, навеки останется не только в центре Москвы, но и в наших сердцах. Как сказала на открытии вдова музыканта народная артистка СССР, солистка Большого театра Тамара Синявская: «Я благодарна тем людям, которые помнят его и любят, я думаю, что любить его будут всегда, все те, кто хоть разочек встретился с ним в жизни через песни, через общение, через всю его жизнь, которую он отдавал людям».

В этом году Муслиму Магомаеву исполнилось бы ровно 70 лет.

17 августа родные, друзья, а также его поклонники артиста посетили его могилу на Аллее почетных захоронений в Баку.

5 октября в Москве, в концертном зале Crocus City Hall, который носит имя Магомаева,  состоялся концерт в честь его 70-летнего юбилея.

Также этой знаменательной посвящается II Международный конкурс молодых артистов имени Муслима Магомаева, который пройдет в конце октября.

Муслим Магомаев был яркой звездой своего времени, чей свет не померкнет даже спустя столетия. "Он ворвался на советскую эстраду, как комета, и царствовал там десятилетиями", - вспоминал о нем оперный певец Зураб Соткилава. Да… он был Царем эстрады… царем, чье правление, увы, подошло к концу, но именно таким – гордым, статным, величественным –  Муслим Магометович Магомаев навсегда останется в нашей памяти.


Рецензии