Книга памяти

“...пред лицом Его пишется памятная книга» (Мал. 3:16).

Память - это способность к воспроизведению прошлого опыта, к сохранению информации. В случае необходимости эта информация выносится из подвальных архивов подсознания на поверхность нашего сознания, и мы пользуемся ею. Емкость человеческой памяти грандиозна настолько, что по своим возможностям превосходит самую крупную библиотеку в мире. И суперкомпьютерам с ней тягаться невозможно.
Человеку свойственно не только запоминать, но и забывать. Кстати, люди, обладающие феноменальной памятью, больше терзаются проблемой - как стереть информацию или, говоря языком программистов, выбросить её в мусорную корзину. Ведь в противном случае голова распухает.
На недостаток ума мало кто жалуется, а на плохую память – многие.
Как-то врач спросил пациента:
- Итак, ваша память улучшилась?
- Конечно, улучшилась,- воскликнул он. - А кто вы такой, и почему это вас так интересует?!

Сознание все сохраняет, но наша память избирательна, и работает по принципу саморегуляции: не нужно, неприятно – забывает, с глаз долой – из сердца вон. Вспомните египетского виночерпия, который забыл об Иосифе, поскольку ему было невыгодно и не хотелось о нем помнить. Память напрямую зависит от воли, от нашего желания что-то сохранить в памяти. Когда они сидели в одной тюремной камере, незаконно репрессированный юноша попросил чиновника: “Вспомни обо мне, когда хорошо тебе будет”. Но, как явствует из Библии, главный виночерпий фараона, которому Иосиф провидчески растолковал сон и предсказал освобождение из тюрьмы и восстановление в прежней должности, не вспомнил о нем.
Он «забыл его» не потому, что страдал склерозом и дырявой памятью. Забыл виночерпий о своём сокамернике потому, что не хотел, очевидно, вспоминать об этом негативном эпизоде из своей биографии, ибо не сулило это ему никакой выгоды в будущем. Внутренний цензор заблокировал в мозгу неприятную информацию. А некоторые люди, напротив, страдают злопамятностью.
Так же, может быть, и израильтянам в Синайской пустыне не всегда нравилось вспоминать о прошлом, но, как предписано во Второзаконии (8:2): «И помни весь путь, которым вел тебя Господь по пустыне, вот уже сорок лет…»
Память, воспоминания, памятники…  Мемориалы, говоря по-гречески.  Однажды Самуил поставил такой памятник, и назвал его: Авен-Езер, сказав: «До сего места помог мне Господь». В Палестине, например, в Иерихоне есть улица Дмитрия Медведева. А когда приехал в Вифлеем Владимир Путин, вновь избранный президентом, и в его честь назвали улицу в этом городе. Как известно, в Вавилоне на каждом камне было имя царя Навуходоносора. А вот в Новом Иерусалиме, на фундаментальных драгоценных камнях увековечены имена Апостолов. И Христос предлагал им радоваться не тому, что бесы им повинуются, а тому, что имена их записаны на небесах.
Когда-то Пушкин восклицал:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Увы, эта надежда оказалась призрачной. А вот у Бога - как это сказано у пророка Малахии 3:16 -  «пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». Одни стремятся попасть в книгу Гиннеса, а другие, как победители, – в книгу жизни Агнца Божьего.
Для активного  усвоения  информации  существуют  специальные приёмы запоминания - мнемотехника. Так, например,  текст  из  Священного  Писания, взятый в качестве эпиграфа к этому эссе, можно запомнить легко. По  ассоциации,  золотой  текст  в  Библии  содержится в Евангелии от Иоанна 3:16. Здесь тоже 3:16 - только из  последней  книги  Ветхого Завета.
Если ассоциативная связь отдалённая, то может произойти  то, что случилось с больным из чеховского рассказа “Лошадиная фамилия”. Бедняга никак не мог вспомнить фамилию зубного врача, поскольку овёс имеет весьма косвенное отношение к лошади. Посему не случайно в попытках вспомнить “лошадиную фамилию”, перебрали породы лошадей, их экипировку - копыта, сбрую и т.д. А ларчик открывался просто: фамилия доктора была - Овсов.
Как-то в бюро находок позвонил мужчина:
- Вчера я забрал у вас портфель, который забыл в троллейбусе. Посмотрите, пожалуйста, не оставил ли я под вашим столом  зонтик, когда приходил за портфелем, - попросил он.
Бывали случаи, когда люди теряли память. Такая амнезия - большая трагедия для человека. Фактически - это потеря личности.
Существует так называемая ретроградная амнезия, зачастую, как следствие черепно-мозговой травмы. То, что было до удара, аварии, потери сознания - человек не помнит.
В духовной жизни апостол Павел свидетельствует о положительном значении подобной ретроградной амнезии. Забывать “заднее” - то, что не имеет отношения ко Христу, призывает он филиппийских верующих.
Для подстраховки ослабевшей  или  перегруженной  информацией памяти люди прибегают к записным книжкам, деловым блокнотам, куда вносят имена, номера телефонов своих сотрудников, деловых партнёров. Впрочем, это своеобразные “протезы” памяти - ручки, блокноты, электронные записные книжки.
Кстати, в книге Есфирь (6:1) рассказывается о царе Артаксерксе, у которого “Господь отнял сон... и он велел принести памятную книгу дневных записей, и читали их пред царём. Благодаря этой памятной книге правитель вспомнил о заговорщиках, которые хотели убить его, и о еврее Мардохее, предостерёгшем царя о готовящемся покушении.
И если уже земные цари ведут дневниковые записи в своих памятных книгах, то тем более “ в вечной памяти (у Господа) будет праведник” ( Пс. 111:6), - заверяет псалмопевец.
Когда-то поэт Державин, а за ним - Пушкин написали стихотворения с одинаковым названием “Памятник”.
“Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, - восклицал Пушкин. Но, насколько я помню, до него многие воздвигали памятники себе.  Другие поэты тоже писали о том же.
Даже на ветхозаветных страницах Библии были такие, как Каин, Саул, Авессалом, которые прижизненно  поставили себе памятники, подобно пирамидам египетских фараонов. А много ли проку от них? Как-то, размышляя о своём желании быть в памяти у Господа в качестве богобоязненного человека, я написал своё стихотворение на эту тему.

Мне памятник Господь воздвигнет после смерти.
Не мрамор над холмом, не камень, не гранит.
Он в Книге жизни всех спасённых обессмертит.
И по вселенной это прогремит.
Не надо славы мне. Лишь Бог достоин славы.
А на земле она  соломенно-пуста.
Лишь в небесах поймём мы то, как были правы
Поэты, прославлявшие Христа.
Я почитал всегда святое Божье имя.
Я собирал, что не съедает ржа и моль. 
За это Царь царей меня в Свой город примет
и назовёт по имени: ты - Мой!
Мне памятник Господь воздвигнет после смерти -
Повыше пирамид и ярче светлых звёзд. 
Я буду вечно жить, доколе Солнце светит.
И это Солнце - Иисус Христос!

В связи с праздником Победы над  нацистами  стали  выпускать “Книги памяти”. Красный переплёт, золотые буквы на обложке. С каким трепетом люди берут эти книги, в которых напечатаны имена их близких и родственников, павших на полях сражений в той войне.
У Бога тоже пишется такая книга о “боящихся Господа и чтущих имя Его” (Мал. 3:16). Так, например, в Евангелии Иоанна, 12:3 рассказывается о Марии, разбившей алавастровый сосуд и возлившей драгоценные ароматы на Иисуса так, что “дом наполнился благоуханием”.
Иуда предложил более целесообразное, на его взгляд, употребление этих драгоценностей. “Но Иисус сказал: оставьте её, что её смущаете? она доброе дело сделала для меня... Она сделала, что могла... Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память её, и о том, что она сделала” (Мк. 14:6-9). Такой вот памятник поставил этой женщине Господь! А вдове с двумя последними лептами, пожертвованными на храм? А Тавифе? А героям веры, запечатлённым на страницах 11-ой главы послания к Евреям? А апостолам, имена которых навеки начертаны на фундаментальных 12-ти камнях Нового Иерусалима? Вот что значит “вечная память у Господа”!
В популярную “Книгу рекордов Гиннеса”  заносятся  имена людей, прославившихся и в положительном и в отрицательном плане. Жена Лота, о которой предлагает помнить Христос, тоже ведь стала своеобразным памятником - соляным столпом (Лк. 17:3).
В Библии есть повествование о двух личностях, заслуживших громкую, но сомнительную славу. Их имена не всем известны: Иаир и Авдон. Вы что-то припоминаете? Не  торопитесь  с  выводами.
Это не тот начальник синагоги, у которого была воскрешена 12-летняя дочь. Это - ветхозаветний судья, который 22 года управлял Израилем. И вот какая характеристика ему дана:
“У него было 30 сыновей, ездивших на  30-ти  молодых  ослах” (Суд. 10:4). Безусловно, это было незаурядное  зрелище!  Подобные “парады” юных бездельников наверняка собирали толпы ротозеев.
Однако, спустя короткое время этот рекорд был побит. На горизонте возникла новая государственная фигура - судья Авдон.  Этот “труженик” произвёл на свет 40 сыновей и 70 внуков, ездивших на 70-ти молодых ослах (Суд. 12:14). И трудно сказать, насколько эти праздные люди были умнее тех животных, которых они беспощадно эксплуатировали во имя низменных тщеславных амбиций.
Каким контрастом звучат имена святых людей из Нового Завета: “верный свидетель Мой Антипа”, “Они... не  возлюбили  души  своей даже до смерти” (Откр. 12:11), “Он (имеется в виду  Епафродит)  за дело Христово был близок к  смерти,  подвергая  опасности  жизнь” (Флп. 3:20).
Многие ли из нас подвергали свою жизнь опасности, подвизаясь за веру Евангельскую? А вот Епафродит это делал. Нет, не забыты эти люди у Бога. И если даже разбойнику, висящему на кресте рядом со Спасителем и просящему “ Помяни меня в Царствии Своём” Христос ответил положительно, то тем более не забудет Он Своих детей.
“...пред лицом Его пишется памятная книга...”
О чем надо помнить нам, верующим людям? У пророка Исаии (26:8) есть такие слова: «И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя! К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша!».
И тут я подхожу к любимому пожеланию для детей наших. Его легко запомнить: это три семерки – Псалом 77:7. Здесь идут три глагола: надеяться, не забывать и хранить: «…возлагать надежду свою на Бога, не забывать дел Божьих и хранить заповеди Его». Экклезиаст призывает: «Помни Создателя создателя своего в дни юности твоей» (Еккл. 12:1). В Псалме 142:5-6 Давид говорит: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих…».
Апостол Павел побуждает обращаться к к памяти о воскресшем Спасителе: «Помни Господа Иисуса Христа… воскресшего из мертвых» (2 Тим. 2:8), поскольку это освобождает от депрессии и настраивает на оптимизм. Апостол Петрвторит ему: «Справедливым почитаю… возбуждать вас напоминанием. Буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия приводили это на память. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (1 Пет. 1:13-16).
Еще раз, поскольку «повторение – мать учения», припомним слова Спасителя, адресованные  ученикам: “Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, а тому, что имена ваши записаны на небесах” (Лк.10:20). Более того, нам известно: “И кто  не  был  записан  в книге жизни, тот был  брошен  в  озеро  огненное” (Откр. 20:15).  И апостол Павел объясняет в послании к Евреям: “Но вы приступили  к горе Сиону, и ко граду Бога  живого,  к  Небесному  Иерусалиму  и тьмам Ангелов, к торжествующему  собору  и  к  Церкви  первенцев, написанных на небесах...” (12:22). И можно только представить себе, насколько был самопожертвенным Моисей, ходатайственно заступившийся за прогневивший Господа народ израильский: “Пощади народ, а если нет - то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты меня вписал”.
Записано ли там наше имя?  Если  нет уверенности в этом, то следует поторописься примириться с Богом. Если мы осознаём себя грешниками, а Иисуса Христа исповедуем Господом и Спасителем, то можно не сомневаться в том, что Он исповедует нас пред Отцом Небесным и Ангелами Его, и запишет наши имена в Книге жизни.

При последней ангельской трубе
Ты предстанешь пред Богом лично,
И тебе не будет безразлично -
Что Господь напишет о тебе...


Рецензии