Волкодав

               

Эти трое были неразлучны.  Вовка - в  коротких штанишках, без майки,  покрытый  шоколадным загаром от летнего солнца и морского ветра,  со светлой кудрявой головкой,  сияющими  голубыми   глазами и  облезлым носиком, усыпанным веснушками, был настоящим Сорви-головой, грозой всех садов и кошек. Он  был старше немного Петьки и поэтому в его голосе часто проскальзывали командирские нотки.  Петька был более покладист по характеру,  друга слушался и  очень редко  с ним спорил. Да  и внешне он был ниже ростом,  волосы ёжиком торчали на маленькой головке. Носик остренький, глаза серые -  пытливые, а  смешинки так и играли в них.  Третьей в компании была собака  неизвестной породы: небольшая, на коротких ножках, гладкошёрстная, но с пушистым хвостом, словно у белки, и удивительно умными, все понимающими, карими глазами на остренькой мордочке. Этого пса привёз отец из города в подарок сыну на день рождения.

Петька души не чаял в своём четвероногом друге и  никогда с ним не расставался. Он гордился Тузиком и всегда самый лучший кусок отдавал  ему.  Пёс отвечал преданной любовью, грудью защищая его от  других собак и старших мальчишек, которые,  поражённые его отвагой, ещё издали  увидев  Тузика, обходили стороной или же просили:
- Пацан,   придержи своего волкодава…

Любимым местом времяпрепровождения этой троицы, как и  прочей детворы из приморской деревни, было  побережье. Вот и  в тот день мальчишки сидели на берегу залива и наблюдали за рыбаками. Перед ними, как на ладони,  предстала такая привычная, но привлекательная диорама рыбачьих будней…

Тихая вода морского залива,  полный штиль… Воздух звенел и искрился от знойных лучей солнца. От воды исходил запах тины и дурманил голову. Рыболовецкие бригады, как обычно в путину  рано вышедшие в море, с  богатым уловом  направились к берегу. Здесь они  спешили поскорее завершить все дела и укрыться в тени...

У каждого своя  работа:  одни  вытаскивали лодки на берег,  очищали их от морской травы,  ракушек, ставили  на якоря, развешивали сети  для просушки; другие носили большие ящики с рыбой для взвешивания;  третьи разводили костёр, вешали на крюк огромный котёл для ухи. Это золотое правило никогда и никем не нарушалось. Для ухи из общего улова выделялся пай рыбы, ведь рыбаки варили её не только для себя, но и  для  всех желающих… 

Деревенская детвора всегда с нетерпением ждала момента, когда будет готова душистая, наваристая уха и  приглашения к костру. Дети приходили с хлебом, ложкой и чашкой. Некоторые брали с собой трёхлитровые баллоны, ведь щедрая рука рыбаков никого не обделяла.

… Наши друзья, наблюдая за рыбаками, тоже томились в ожидании приглашения вкусить незабываемый аромат свежесваренной ухи.
- Слышишь, Петька! - Вовка тронул за плечо своего товарища. - Смотри, одну лодку рыбаки не вытащили на берег. Давай в неё залезем и покачаемся на волнах?
- Давай, но только когда уха сварится… Кушать хочется, сил нет.  Тузик тоже голодный. Да, Тузик, ты есть хочешь?
Собака завиляла  хвостом и лизнула его в лицо.
- Видишь, он сильно есть хочет! Давай подождём, скоро нас уже позовут.
- Хорошо, - согласился друг. -  Только Тузика брать не будем. Он нас может выдать. Вдруг начнёт лаять, если кто-то пройдёт мимо…
- Как не будем? Я без него не пойду, не брошу одного у воды. Вот тогда он будет сильно лаять и бегать  у берега. Возможно, сам бросится в воду, поплывёт за нами, и может утонуть. Нет, я не брошу его, он мой друг.
- Струсил один, без собаки? Ведь я буду с тобой, я твой старший друг!
- Нет, собаку не оставлю одну! И ничего я не боюсь…
Он хотел ещё, что-то добавить к сказанному, но в это время один из рыбаков позвал ребят.
- Вы что сидите, особое приглашение нужно? Уха готова, идите к костру!
Ребята, прихватив свои чашки, пулей полетели к костру. У казана собралась большая толпа детишек. Повар дядя Фёдор разливал душистое  варево.  Он в каждую тарелку добавлял большой кусок рыбы, не забывая при этом сетовать на жару.

Высокий  средних лет мужчина с ослепительно белоснежной улыбкой на сильно загорелом лице  и повязанным на голове красным платком  напомнил Петьке пирата с картинки  журнала о морских приключениях. Принимая из рук Фёдора чашку с ухом, он не выдержал и засмеялся:
- Дядя Фёдор, вы точно пират с книжки!
- Что, сильно похож?
- Да! - ответил мальчик! - Такой же сильный, большой, но только не злой! Даже добрый. Налейте, пожалуйста, и в эту чашку ухи моей собаке.
Рыбак обратился к товарищам.
- Видали, как меня назвал! Я теперь и пиратом стал… Давай, сынок, миску!  Молодец, о друге беспокоишься. А что это за порода?  Никогда  такую не встречал! Вот пекло так пекло! Быть грозе!

Другой рыбак, дядя Иван, который в это время  разбирал сети,  посмотрел на небо, прикрыв глаза ладошкой.
- Да нет,  ты ошибаешься! Море спокойное, на небе ни одного облачка. Да и нога меня не беспокоит. Она у меня как барометр - за три дня  дождь чувствует…

А Фёдор продолжал тревожно прогнозировать:
- Точно быть грозе! Деревья не шелохнутся, птицы попрятались  в деревне. Даже комаров не слышно! Вон там, смотрите!
Он  показал рукой на западную часть залива. Там собирались свинцовые тучи. Они разрастались стремительно, и ветер гнал их на восток…
Рыбаки  дружно убирали сети, казан. Иван тоже посмотрел в ту сторону, куда показывал Фёдор.
- Нет, стороной пройдёт! Видишь, ветер в поля гонит тучи. Там дождь нужнее. Нас не заденет! Да и нога все ещё молчит.
Один из рыбаков пошутил: мол, ей жарко, разморило! Не поймёт как себя вести!
Иван обиделся: 
- Умник нашёлся,   с моё  поживи!
- Да успокойтесь вы! Уходить надо с берега!
Фёдор подошёл к ребятам:
- А ну, воробьи, марш домой,  шторм идёт! Чтобы ни одной души здесь не осталось, вам ясно? 

Дети, управившись  с ухой,  стали  расходиться  по домам. Петя тоже собрался с ними, но Володя потянул его за шорты.
- Ты что, мы же договорились! Давай спрячемся за колодцем. Все уйдут, а мы в лодке полежим. Жарко, даже в глазах темнеет, а в лодке прохладно!
Петя посмотрел на друга удивлённо, прижав Тузика к себе:
- Дядя Фёдор приказал домой идти,  шторм будет!
- Дядя Фёдор, дядя Фёдор, - передразнил его товарищ. -  Опять трусишь?
Полежим в лодке, какой там шторм! На небе не облачка, ни ветерка. Смотри как тихо! Дядя Иван старше и опытнее твоего Фёдора, он точно знает: быть шторму или нет. Сказано, что стороной  пройдёт!
- Хорошо, - согласился товарищ, - мне тоже хочется в лодке полежать…
И они спрятались за деревянным срубом колодца. Рыбаки завершили работу, потушили костёр, вытащили лодки   подальше от воды - и ушли. Ребята остались на берегу одни.

Ближайшая к воде лодка  стояла на якоре, цепь от неё была обмотана вокруг стояка - железного кола, вбитого в песок, но не закреплена замком. Ребята залезли в лодку, здесь пахло свежей рыбой и морем. Её разделяли две доски для сидения. Петя и Володя улеглись на них, Тузик устроился на корме. Сытный обед и палящее солнце убаюкали  пацанов, и они уснули крепким сном.

…Между тем подул свежий ветерок. Тучи на небе все разрастались. Они клубились, словно пчелы, вылетевшие из ульев, ветер собирал их в одно место… Вот  и солнце спряталось за облаками,  по воде пошла сначала мелкая зыбь, а потом  вода  стала  прибывать с большой скоростью. Лодки,  стоявшие на песке, теперь оказались в воде. Ребята спали, но  их уже укачивали волны, которые с каждой минутой становились все выше и выше. Налетел сильный порыв  ветра,  крепление не выдержало,  цепь размотало.  Волны  сорвали лодку с крепления и  гнали   вперёд,  вдоль берега.  Её  удерживал только якорь, не давая уйти в открытое море…

Тузик первым поднял тревогу, залаял. Проснувшись, Петя с Володей в ужасе увидели вокруг себя бушующее море. Шёл мелкий дождь, переходящий в ливень. Молнии рассекали горизонт, громыхал гром. Волны с силой набрасывались на маленькое судёнышко, готовые раздавить его как ореховую скорлупу.  Лодка вращалась вокруг своей оси и медленно двигалась  вдоль берега. Тузик лаял, не переставая. Лай переходил в вой - жалобный, призывающий на помощь.

- Замолчи, Тузик! - кричал Вова. – Петька, заставь его замолчать, прошу тебя - мне страшно!
Петя, пытаясь  успокоить, прижал собаку к себе. Он боялся, что её может смыть волной за борт... Море - тихое, спокойное - превратилось в разбушевавшегося  зверя, готового проглотить все на своём пути. Петя  крикнул Володе, что надо постараться выбраться на берег, но тот
со слезами на глазах сел на дно лодки, сжавшись в маленький клубочек, и отрицательно мотал головой:
- В воду не полезу, из лодки не уйду… Мы с тобой не справимся, нас унесёт в море…
 
Десятиклассники Сергей, Игорь и  Николай спешили домой,  чтобы успеть до дождя. Назавтра рано утром  они  собирались на велосипедах в поход на лиманы -  очень красивые места недалеко от деревни, куда не ступала нога охотника. Царство цветов и трав,  побывать в котором – большое счастье, да
и девушкам цветов привести в подарок...Велосипеды подготовили,  оставили у друзей. Сами берегом моря отправились домой. Гроза застала, когда они прошли уже половину пути. Небо потемнело,  мгла повисла над морем. Разряды грома и сверкание молний заставляли идти быстрее. Волны поднимались все выше и выше, они с силой набрасывались на берег и с шумом возвращались  в свою стихию. Сквозь этот штормовой грохот один из ребят услышал лай собаки, который  то пробивался сквозь завывание ветра, то умолкал.
- Сергей, слышишь,  где-то  рядом собака воет, - Николай остановил друга. –Нет, показалось! Надо же, ветер воет как животное! Жутко становится, скорее бы уже дойти, да на гору подняться, волны  весь берег укрыли.
-Да, ты прав! Где-то рядом…
Они стали всматриваться в  морскую даль. Но из-за дождя в двух шагах ничего не было видно. Только свист ветра, да раскаты грома… И вот вновь сквозь весь этот ад раздался жалобный лай собаки. Совсем рядом с ними… Сверкнула молния, на миг, осветив все вокруг,  и юноши увидели лодку, которую волны  тащили  вдоль берега.
Николай воскликнул:
- Ребята, в лодке собака! Как она туда попала? Давайте её спасём, утонет, ведь жалко!
Игорь возмутился:
- Ты точно с ума сошёл? Нам нужно быстрее на гору подниматься. Вода у самых скал, нас скоро в море смоет. А они собаку решили спасать! Мы не сможем вытащить лодку, волны  и ветер не дадут!
Но Сергей и Николай не стали его слушать, вошли в море. Волны выбрасывали их на берег снова и снова. Только с третьей попытки им удалось добраться  до   лодки. Волна только у берега имеет огромную силу, может сбить с ног и утащить в открытое море. Но дальше от берега теряет свои силы…

На дне лодки ребята увидели двух перепуганных детей, прижимающихся друг к  другу. У одного на руках была собака.  В  это судёнышко уже набралось много воды. Ещё бы немного времени, и оно потонуло вместе с детьми…
Николай  понимал: времени  очень мало, каждая минута на счету. На носу лодки он нашёл ящик  с разного рода инструментами, необходимыми рыбакам в море. На их счастье, здесь же лежал большой моток верёвки. Юноша привязал к ее концу грузило от сетей. Крикнул Игорю на берегу:
- Лови и тащи!
Но порыв ветра отбросил верёвку в сторону. И все же ребятам удалось подтащить лодку к берегу и вытащить  детей. Тузик прыгал  вокруг спасателей и визжал от восторга… А лодку   поглотили волны.

Ребята, взяв на руки детей и собаку, спешили к горе - к дороге, ведущей в деревню, им не добежать. От берега осталась  узкая полоска песка: ещё немного и он  совсем исчезнет  под   водой. Они поднимались по крутому склону  вверх, хватаясь руками за кустарник и траву.  Исцарапав ноги и руки в кровь, достигли небольшого выступа и остановились на нем, переводя дыхание. И только теперь посмотрели на тех, кого спасли …
Собака мокрая, словно облезлая кошка, с  благодарностью лизала руки  Николая. Мальчишки, посиневшие от страха и холода, притихли, не веря в своё спасение. Сергей улыбнулся им: 
- Ну что, страшно было одним в море?  Как вас угораздило  выйти в море? Петька, ты своему волкодаву спасибо скажи,  это мы его лай услышали! Смотри, как он Николая благодарит. Умная псина!  А так бы вам крышка, утонули, точно!
- Замолчи! - возмутился Николай.- На них и так больно смотреть, только бы не заболели! Нужно подниматься на гору. Берега-то уже нет! Волны бушуют у самой стены…
Вдруг Тузик вновь стал лаять.  Он своим лаем призывал на помощь, его звонкий голос пронизывал раскаты грома и сверкание молний, посылал в пространство sos.
Николай схватил его за загривок и сунул себе за майку.
- Лай, дружок! Лай, как можно громче. Возможно,  кто-то ещё услышит твою просьбу о помощи… 
Собака,  лизнув его в лицо, все поняла и  залаяла ещё громче. Юноши подталкивали  впереди себя малышей, с трудом продвигаясь выше…

Фёдор вышел на улицу. Ветром сорвало ставню на окне. Буря бушевала уже около часа. Давно не было такого шторма – сколько лет живу, не случалось видеть. Его усадьба расположена недалеко от моря. Огород выходил прямо к обрыву.  Сквозь  вой  и грохот волн услышал жалобный лай собаки. Фёдор посмотрел на  своего дворового пса. Тот лежал в будке, прижав хвост и уши от раскатов грома. Даже увидев своего хозяина,  не желал вылезать из укрытия
Что за ерунда? Откуда на море может быть собака?   И тут Фёдор вспомнил маленького мальчика и его четвероного друга. Сердце его учащённо застучало. Дети остались на море, не случилось ли беды? Он вошёл в дом и приказал старшему  сыну:
- Беги к Ивану, собирай людей. Что-то случилось на берегу! Быстрее, быстрее! Пусть захватят багры, верёвки  и, возможно, лестницы…
Юноша  непонимающе смотрел на отца.
- Папа, там же ураган?  Ветер с ног валит.
- Нет времени все объяснять, там дети на берегу, что-то произошло плохое. Иди, сынок, собирай людей.
Сам, захватив верёвку, спешил к обрыву.
 
Внизу бушевала стихия. Вода с деревенских улиц широким потоком неслась  вниз с обрыва, к морю неся за собой ветви деревьев, камни. И вновь   порыв ветра принёс пронзительный лай собаки.
- Эй, кто там внизу? Это я, Фёдор! Эй, отзовитесь!
 Снизу, с темноты, раздался голос:
- Дядя Фёдор,  это я,  Николай Соловьёв, со мной ещё ребята. Нас пятеро и собака, помогите  вылезти… Мы сами не можем, глина размокла  под ногами, невозможно удержаться -  течёт сель, может смыть нас  в море.
- Коля, сынок, продержись немного, сейчас мужики подоспеют. Мы вас вытащим…
Люди бежали к обрыву. Привязали к лестницам  верёвки и спустили вниз, но дети уже не могли сами подниматься,  силы были на исходе. Тогда мужчины спустились  вниз и на руках вынесли  малышей. Отнесли  в дом к Фёдору, напоили  чаем, растёрли, уложили в постель и только тогда узнали всю правду - о том, что произошло на берегу моря.
 
Тузик стал героем этих событий. Петька очень гордился своим четвероногим другом. И после того, как они с Вовкой  переболели, стали ещё больше друзьями.  Тузик,  как и прежде, сопровождал  их  повсюду, защищая от больших собак.


 





 


Рецензии
Вот так Тузик-"волкодав"! Главный герой этой истории! Спас глупых мальчишек!
Повезло им и с ребятами, услышавшими его лай и вовремя пришедшими на помощь, и со взрослыми, спасшими ВСЕХ.
Спасибо, Надежда! Интересный рассказ, жизненный, ностальгический.
"Детство, детство, ты куда ушло..."? Где нас только в детстве ни носило, мы тоже однажды чуть не утонули в дырявой лодке на Кубани!.. Спаслись!

P.S.
Исправьте:
Ребята залезли в лодку, здесь пахлО свежей рыбой и морем.

Ольга Благодарёва   03.08.2015 09:40     Заявить о нарушении
Спасибо.за подсказку.

Надежда Жиркова   05.08.2015 07:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.