Грань между антенной и обтекателем

Восьмидесятые годы мне запомнились массовым переходом на микрополосковые антенны (МПА), которые мы старались внедрить везде, где позволяли условия эксплуатации. Благодаря малой высоте в несколько мм они с легкостью размещались там, где с рупорным антеннами нечего было и соваться. (Смотри байку “Верхом на МиГе”).

Разработка МПА без современных материалов была невозможна, поэтому приходилось много ездить по предприятиям, которые разрабатывали и производили хорошие радиопрозрачные материалы.

Особенно тесные отношения к тому времени у меня сложились с «Радугой» (г.Дубна). Этому способствовала оригинальная структура технологического отдела , подобной которой я больше нигде не встречал. У них было подразделение технологов, которое занималось обтекателями. И территориально они размещались вместе с антеннщиками в, так называемой, «высокой зоне». Причем, в отличие от подобных фирм, где местные антеннщики занимаются лишь телеметрическими антеннами, а более сложные системы разрабатывают смежники, тамошние ребята всегда выступали вместе со своими коллегами с других предприятий, если необходимо было добиться хороших результатов.

Именно хорошие взаимоотношения с технологами и антеннщиками «Радуги» сыграли со мной злую шутку при работе по одному из заказов. В ту пору (и до сих пор) мы получали от них внешнюю крышку (обтекатель), диэлектрическую подложку и, после нанесения рисунка, установки узла запитки и проверки параметров, отсылали им обратно, скрепив этот бутерброд винтами.

Бывший в то время начальником отделения «Радуги» В.А.К.(см. байку "Дежа вю")   меня однажды спросил, что можно сделать для удешевления и ускорения изготовления антенн. Черт меня дернул ответить, что на проклятом Западе уже давно используются randome-antenna, то есть антенна, встроенная в стенки обтекателя.

В.А. был типичным хохлом,  упрямым, и власть имел немалую, одним словом, через две недели я уже настроил новую антенну, которая внешне не отличалась от предыдущей, но была изготовлена прессованием, причем внутри  была запрессована микрополосковая антенна.

Убедившись, что новая  антенна отвечает всем требованиям, В.А.К. потащил меня к директору предприятия и Главному конструктору И.С.Селезневу. Мне по молодости лет полагалось больше помалкивать, зато В.А. произнес страстный монолог в пользу новой антенны. Внимательно его выслушав, Игорь Сергеевич обратился ко мне с просьбой объяснить, где проходит граница между антенной и обтекателем.

Я с жаром принялся объяснять, что в том то и заключена изюминка этой антенны, что ее нельзя делить на составные части, а вот все вместе и является одновременно и антенной и обтекателем. Он все внимательно выслушал и, мне показалось с сожалением, спрашивает ” а случись что с этим монстром, кто будет отвечать: Селезнев или Фомин (мой директор)?” А я и ответить ему ничего не смог. “Вот, поэтому, голуби, идите и не морочьте мне голову.”

Столько лет прошло, а я до сих пор не знаю: прав он был или нет.

 


Рецензии