Как теща зятя угощала

7 апреля 2001 года
Писатель-земляк В.И.Белов в книге «Лад» глубоко описал быт и обычаи русской северной деревни. Но там я не нашел обычая принимать и угощать зятя. Зять – фигура в родне, можно сказать, наиглавнейшая и заслуживает глубокого изучения и описания, хотя теперь традиция встречи, почитания и угощения зятя исчезает. А ведь в былые времена как почитали на Руси зятя, так по-всякому славили и тещу. Последнюю чаще укоряли да осмеивали. Сколько пословиц да поговорок, анекдотов в народе бытует на сей счет.
Не все знают, что один и тот же человек приходится зятем: тестю, теще, шурину и свояченице. Зять да сват у тещи первые гости. А теперь обещанные пословицы и поговорки о теще и зяте: «Зять на двор – пироги на стол», «зятюшка-зятек, съешь пирожок», «С сыном бранись – на печь ложись, с зятем бранись – за собаку держись», «Зятек идет, на похмелье зовет», «Думала теща пятерым не съесть: а зять-то сел да за присест и съел», «Зять по дочке помилеет, а сын по невестке опостылеет», «Сынок – свой горбок, зятек – покупной щеголек», «У наших зятей много затей».
А вот и про тещу: «У тещи зятек любимый сынок»,  «Тещины блины сладки», «У тещи карманы тощи», «У тещи-света все для зятя приспето», «Зять с тещею говорят с утра до вечера, а послушать нечего», «Не жалей тещина добра, колупай масло шилом!», «Теща зятя в гости зовет: на Петров день – на сыр, на Ильин день – на бараний рог, на Успенье – на морковкино заговенье», «Не женись для тещи, не выдавай для свекра», «Был у тещи да рад утекши».
На масленой неделе принято было молодого зятя увозить в гости к теще, тестю, угощать его, в том числе и блинами. Отсюда и пошло – к теще на блины.
Зятья всякие были и есть. Иной парень простой, что ему ни предложи, все за милую душу пьет и ест, не надо такого уговаривать, умолять откушать. Но коли зять с норовом да взял в жены девушку с зароком каким: перестарку, с физическими недостатками, победней, чем сам жених, приданое недостаточно богатое за ней дали… ну тогда, теща, жди от него всякого. Такому непросто угодить.
У моих родителей пятеро сыновей и четыре дочери было. Одна из дочерей рано овдовела и повторно замуж вышла, так что и зятьев пять получилось. Все они, в основном, достойные подобрались. Я сказал «в основном», потому что с первым зятем, Николаем Райковым, трудновато пришлось теще, моей матери, на первых порах.
В деревне отмечался пивной праздник Спасов день – 19 августа. Николай в семье к тому времени один остался. У нас пока восемь детей было. Младший – годовалый, думали, последний уж. А через два года мать и дочь на одном году родили, причем дядька оказался моложе племянницы. Приглашать на недельную гостьбу гостей было некуда. Но в Спасов день – это уж свято. С утра мать много стряпала. Гости пришли, погода жаркая, всех разморило, давай садиться за стол, начинали передвигать стулья, пересаживаться. Зятю отвели место рядом с тестем. Некоторые уже выпили по стопочке-другой, разговор оживленный, громкий. Зять опоздал и ему предлагают выпить штрафную за опоздание, да не тут-то было. Отец предлагает, гости наперебой угощают. А зять, как и не слышит никого. Потом вдруг, будто вспоминает: «Что это нет тещи за столом?» А ей есть ли когда за стол садиться?! Но раз вспомнили, она подходит, наливает маленькую рюмочку, чокается с зятем, со всеми гостями, а зять заявляет: «Вот как теща, так и мы будем пить». Мать, никогда не пившая, лишь под большим-большим напором обычно отливала глоток водки в блюдце с чаем и выпивала. Но тут – дело нешуточное. Знала, что зятя надо угощать, пришлось рюмочку, ту самую маленькую, выпить. А зять сидит – не пьет. Мать уж на коленях сзади него стоит, фартук подняла. Бились, бились, наконец-то зять изволил выкушать первую стопочку, а чего всем это стоило…
Принесли гармонь. Плясать начинали в доме. Передок у нас высокий, гулкий, окна распахнуты. Зять играл на гармони и выходил сам же плясать, пел первый частушку: «У товарища сударушка интеллигентная, у меня его не хуже, только деревенская». Потом вышли все на улицу плясали на лужайке перед домом. А дома мать успевала прибраться, одним застольем не обойдется, гости останутся ночевать, а, возможно, и не одну ночь. Надо еще собирать на стол. Проходит какое-то время и гости опять за столом. Процедура угощения зятя уже не такая тягостная, он пьет наравне со всеми. Наконец, всех разводят спать.  Мужчины угомонились, заснули. Мать еще ставит самовар, собирает уставших за вечер женщин: «Давайте спокойно хоть чаю попьем». «И то правда», ; соглашаются все и долго еще сидят за разговорами за праздничным столом, но без водки. Ведут спокойный и душевный разговор, ради которого они и собираются иногда.


Рецензии