Первый вред механизации

В учебниках начальной школы послевоенного периода тракторы изображались на широких просторах полей. Это были колесные машины с огромными задними металлическими колесами с шипами и прицепленным плугом, а гусеничные трактора, как правило, тащили на буксире комбайн. Кабин на тех тракторах не было. Мы, школьники послевоенных лет, не могли представить эти чудеса техники, какие они на самом деле.
Но вот в начале зимы 196 года в нашей деревне все услышали непонятный шум, вначале тихий, потом все усиливающийся и вроде бы приближающийся. Ребята постарше уже определили, что это трактор. Прошел почти час, пока грохочущая громада приблизилась к деревне. Мы, конечно, не стали ждать его появления, а всей ватагой двинулись бегом навстречу чуду не виданной ранее техники.
По узкому прогону для скота, по обе стороны которого раскинулись колхозные поля, не замечая на дороге глубоких выбоин и камней с лошадиную голову, а иногда и с лежащего барана, уверенно шел нам навстречу трактор с далеко выдвинутым вперед радиатором, по обе стороны которого красовалось составленное из металлических букв его название «Сталинец». На подпрыгивающем сиденье чудом держался тракторист в изрядно промасленной фуфайке, непрестанно дергавший то один, то другой рычаг. Прижавшись к изгороди прогона, мы пропустили трактор вперед. К нему сзади была прицеплена деревянная волокуша, загруженная ящиками, металлическими бочками и еще бог знает чем. Мы, конечно, не бежали, а шли за этим, не виданным ранее агрегатом, затем, осмелев, стали цепляться и даже садиться на доски волокуши. Помощник тракториста, сидевший на ней, кричал на нас, ругался, пытался столкнуть усевшихся нахальных пассажиров. Это не помогало.
Поняв. Что силой ему нас не прогнать, этот чумазый вообразила открыл деревянный верх одной бочки, достал из нее горсть жирного солидола, стал мазать им наши руки и вообще куда попало. На беду, мне попало жирное месиво не только на лицо, но и на перед моей оболочки. Я не оговорился. То, что мы носили в ту пору, нельзя было назвать пальто или курткой на современный манер. У нас это называлось оболочкой, и сшила ее мне мама, собирая в первый класс. Верх покрывал остаток солдатской накидки защитного цвета. Накидку отец привез с войны. Ваты тогда не было, поэтому утеплителем служила куделя. В этой оболочке мне предстояло перенести зимнюю стужу, да не одну зиму, а, если выдержит, две или три. А этот чумазый и меня решил сделать подобным себе.
Удаляя жирную мазь с передней части моей еще не совсем обношенной одежки, я применил для этого рукав, да так, что растер вначале не очень большое пятно до половины полы, вовлек в эту мазню и рукав. Было бы не обидно, если бы удалось проехаться на транспорте. Но больше так и не удалось уцепиться, да и трактор уже гордо следовал посредине нашей деревни.
Боясь за безопасность своих чад, родители наши окончательно разогнали нас по домам. А когда мои отец и мать увидели, что случилось с оболочкой, ох и всыпали же мне они в тот день! По полной программе всыпали. Но оболочку мне не заменили. Так и донашивал ее с большим жирным пятном спереди и на рукаве. Словом, один вред от этой механизации.


Рецензии