Нетаниягу и предвыборные сюрпризы

   Интересно, не пожалел ли уже Нетаниягу, что объявил досрочные выборы? Одна неделя всего-то и прошла со дня его выступления на последнем заседании уходящего  Кнессета, в котором он в привычной для себя самовлюбленной манере говорил об успехах и достижениях своего правительства, о своей ответственной политике перед народом, как чуть ли не со всех сторон посыпались неприятные для него и Ликуда сюрпризы.
   Сначала разорвалась бомба в самом Ликуде:о своем временном уходе из политики и неучастии в нынешних выборах заявил министр связи Моше Кахлон. Новость взбудоражила весь Израиль. Кахлон - единственный министр в правительстве Нетаниягу, который без преувеличения популярен и, даже можно сказать, любим, у всего народа. Он сделал на своем посту то, чего не могли, а, скорее, просто не хотели ( воевать с монополиями) его многочисленные предшественники:заставил конкурировать между собой сотовые компании, реорганизоваться и почти вдвое снизить плату за свои услуги.
   В последний год Нетаниягу "повесил" на него еще и Министерство соцобеспечения. Он и здесь собирался сделать реформу, но не хватило времени.
   Естественно, что неучастие Кахлона в выборах стало не только большим сюрпризом для Ликуда, но и большим ударом. Некоторые ликудовцы даже обратились к Нетаниягу, чтобы он уговорил Кахлона изменить свое решение, но Кахлон остался непреклонен.
   Тем временем в Израиле пошла очередная волна повышения цен, и, в первую очередь, на молочные продукты. В минувшем году, когда социальный протест израильтян выплеснулся на улицы городов, Нетаниягу создал комиссию, которая бы разработала меры по снижению стоимости сельскохозяйственной продукции и допуска на израильский рынок импортной продукции.
   Предложения были выработаны, но остались на бумаге. Теперь Нетаниягу попытался вернуться к ним, но воспротивились фермеры, которые не желают никакой конкуренции, и он отступил, видимо, надеясь, что те проголосуют за Ликуд.
   Еще одна головная боль Нетаниягу - поселенцы, которые построили свои дома "на оккупированных территориях" в Самарии и Иудее. Чтобы угодить им, Нетаниягу объявил, что рассмотрит вопрос на заседании правительства:можно ли часть этих поселений законодательно закрепить за Израилем? Но ведь Кнессет распущен, а юридический советник правительства вообще запретил поднимать этот вопрос в предвыборный период.
   Тогда Нетаниягу переключился на международную тематику. Про нападение на Иран он уже помалкивает, но заявил, что Израиль ударит по Сирии, если та применит химическое оружие.
   Это заявление мало кого впечатлило, особенно в свете появившихся публикаций о том, что Нетаниягу и министр обороны Эхуд Барак вели тайные переговоры о передаче Сирии Голанских высот, и сделка не осуществилась потому, что в Сирии началась гражданская война.
   Окружение Нетаниягу достоверность публикации опровергло, но выяснилось, что она была "подброшена" американцами. Как бы намек Нетаниягу:не вмешивайся в нашу президентскую кампанию, а то мы и другими секретами поделимся с израильтянами И Нетаниягу в последнее время действительно помалкивает, тем более, что Обама не утратил пока шансов повторно занять президентский кабинет.
   А что же происходит на внутриполитической сцене Израиля? И тут у Нетаниягу мало поводов для радости. Еще года два и даже полтора назад казалось, что досрочные выборы будут чуть ли не легкой прогулкой:Ликуд(Сплочение) и его главные постоянные союзники - ультраортодоксальная партия ШАС и светская НДИ- наберут в основном то же или даже несколько больше мандатов и вновь создадут устойчивую коалицию.
   Однако и здесь произошли изменения. В ШАС вернулся ее бывший руководитель Дери, который несколько лет отсидел за коррупцию, а потом пять лет ждал, когда ему можно будет вернуться в политику. Нынешний лидер партии Эли Ишай не захотел отдавать ему свой пост руководителя партии, но в ультраортодоксальной среде все решает слово духовного пастыря, в данном случае, известного  раввина Йосефа Овадии. Он назначил Дери начальником избирательного штаба, а партией руководить будут Дери, Ишай и еще один деятель.
   Сми пишут, что, несмотря на прошлые грехи, Дери пользуется большой популярностью не только в своих кругах, но и у некоторой части светского населения, и предрекают, что он может отнять у Ликуда несколько мандатов.
   А что же партия НДИ? О своих премьерских амбициях Либерман уже не говорит, но заявляет, что готов снова работать в правительстве Нетаниягу, и что его партия наберет на выборах не меньше двадцати мандатов.
   Но, похоже, это явно завышенные ожидания. На политической арене Израиля появилась новая партия - "Еш Атид" ("Есть будущее"), которую возглавил Яир Лапид, в недавнем прошлом известный журналист, программа которой во многом перекликается с программой НДИ. И она, судя по соцопросам, даже если верить им наполовину,  может отобрать часть электората у НДИ.
   Что касается партии Авода (Труд), то она под руководством Шели Яхимович, тоже бывшей журналистки, столь значительно укрепилась, что о ней уже пишут как об одной из главных конкуренток Ликуда.
   Конкурентов в обеих этих партиях видит для себя и Либерман, хотя и пытается не показывать это. Недавно он "предупредил избирателей" (его выражение), что партия Лапида - это партия однодневка, на одну каденцию, а Яхимович - "большевичка", и они должны думать, за кого голосуют.
   Между тем в Аводу вступили известные молодые представители прошлогоднего социального протеста, а консультантом партия наняла американца, который помогал в свое время Биллу Клинтону.
   На фоне этих событий самой жалкой выглядит Кадима ("Вперед"). Ей сулят от четырех до семи мандатов, часть депутатов, членов партии, ищет, в какую бы другую партию сбежать. А СМИ уже стали писать, что Мофаз, который столь упорно боролся против Ливни, готов отдать бразды правления бывшему руководителю партии и премьеру Эхуду Ольмерту и даже хотел бы, чтобы вернулась Ливни. Не по Сеньке оказалась шапка.
   Как только в прессу просочилась информация, будто Ольмерт возвращается в политику и может составить конкуренцию Нетаниягу (сам Ольмерт пока не высказывался на этот счет), прокуратура тут же обжаловала решение суда по одному из дел Ольмерта, по которому суд признал его невиновным, а потому сделал возможным его возвращение в политику.  Главным же прокурором является... юридический советник правительства.
   Тем временем любимец народа Моше Кахлон заявил, что со временем он вернется в политику:"Я вернусь и верну власть народу". На фоне тех политических и социальных процессов, которые ныне происходят в Израиле, он принял правильное решение. И особенно с учетом того, что происходит в самом Ликуде. Нетаниягу сделал все, чтобы в партии у него не было конкурентов, а те, кто мог бы с ним конкурировать, как Кахлон, не имеют шанса выиграть. Потому что ликудовцы обросли мхом,  думают лишь о сохранении своих теплых мест и готовы слепо следовать за Нетаниягу, пока он обеспечивает им комфортное существование.
   Нынешняя избирательная кампания только начала преподносить свои сюрпризы.
   
   


Рецензии