К МОРЮ

- Девушка, как пройти к морю?
- К морю?
Синхронно обводим взглядами пространство парфюмерного магазина в самом центре города. Магазин большой, протянулся, как удав, через весь первый этаж и, гостеприимно распахнув двери, соединил две улицы.
- Вот тут у вас в путеводителе сказано: "город стал выходом к морю".
- Да-а? - начиная подозревать нехорошее, интересуюсь я.
- Да! И еще, вот тут… Где я могу посмотреть окно в Европу?
- Что-о?
- Ну, вот тут сказано: "основателями города было прорублено окно в Европу." Так где я могу его увидеть?
Да что ж это за наказание такое? Каждый год одно и тоже - толпа туристов с путеводителями разных стран и городов и всем что-нибудь надо.
- Это парфюмерный магазин. Я могу предложить вам широкий выбор самых что ни на есть европейских марок. Туалетная вода, духи, мыло, ароматические масла?
Турист становится багровым. Сдвинув на лоб очки, появляется Вениамин Семенович - владелец магазина. О, он всегда появляется вовремя, когда я не могу отыскать "ну, что-нибудь такое, чтоб ему понравилось, и главное, чтоб не дорого", или вот такой - в шортах, купленной на углу псевдокапитанской фуражке и с путеводителем в руках спросит: "где тут выход к морю?".
- Идите сюда, мой хороший, - ласково поблескивая очками, зовет Вениамин Семенович. - Мы, конечно, этого не афишируем, но вам, как человеку знающему, что надо посмотреть, - он картинным жестом указывает на нашу витрину - ту, которая выходит на Главную улицу. - Да-да, это именно оно. Вон там - видите? - французская кондитерская, итальянский ресторан, дальше - магазин испанской обуви… плюньте мне в глаза, если это не Европа в лучшем своем виде. Убедились? Хорошо. Вы хотите к морю? Идемте, я вас провожу.
Он берет ошалевшего "капитана" под локоть и ведет его мимо стеклянных витрин, резных столиков, зеркал, мягких пуфиков…
Зачем пуфики в парфюмерном магазине? Ну, женщины очень любят срезать дорогу и часто делают это через наш парфюмерный магазин, соединяющий Главную и Параллельную улицы. Желая сократить путь, женщины заходят к нам и … надолго задерживаются. Новинки, полезные советы, сплетни…
- К морю? - строго спрашивает "капитан"
- К морю. Вот так прямо, прямо и к морю. Вениамин Семенович провожает его в сторону моря и даже, кажется, машет платочком.
- Зиночка, - укоризненно обращается он ко мне, - клиента надо любить.
- Ну как его любить, если ему нужно к морю?
- А очень просто. Он же вернется. Он же вечером придет сюда и спросит, где его гостиница. Он весь отпуск будет ходить к морю и обратно через наш магазин, а ты ему улыбайся, - строго говорит он.
- Зачем?
- Затем, что в конце отпуска он захочет что-то увезти отсюда на память. Ты думаешь, он пойдет к Жоре за его французскими булками, или к Боре за его испанскими сапогами? Он пойдет сюда. Он захочет увезти этот запах.
- Гуччи? Дольче Габбана?
- Не этот, глупый ребенок. Он попросит запах морской соли, спелых дынь, вареной кукурузы, жареных бычков, молодого красного вина… ну? Что там еще, Зина? Что я туда добавлял?
Я краснею.
- Запах женщины.
- О, да! Пряный тонкий аромат женщины, которая прошла мимо и не оглянулась на него. Молодой женщины - апельсиново-рыжей, сочной, как спелая дыня, терпкой, как молодое красное… ну? Ты думаешь, он не захочет увезти это с собой? Собрать своих друзей, откупорить бутылку и снова вдохнуть это, и вспоминать, и хвастать? Где это у нас хранится, Зиночка?
- В кладовке в ящиках со стружкой темные бутылки из-под вина с этикеткой "ароматы юга", - с готовностью рапортую я.
- Так что, улыбайся ему, деточка. Он вернется. Это - наш клиент.

И что вы думаете? Этот, в фуражке, он таки вернулся.


Рецензии