Раздел христианской Церкви. Соправительница

Продолжение: Анна Ярославна - королева франков.


36. Раздел христианской Церкви. Соправительница.

       Год 1054-й во всех отношениях был неблагополучным и для Церкви. Как упоминалось, в этом году произошёл окончательный разрыв в христианском мире между Церквями латинского и греческого обрядов. Он не был неожиданным и назревал несколько столетий. Борьба между Великими понтификами и константинопольским патриархом за сферы влияния в христианском мире, велась длительное время.
       Причин, послуживших разделу Церкви на Западную и Восточную – было множество. Главная: существенное различие в политическом, социально-культурном развитии Византии и стран Западной Европы. Византия, к тому времени заняла доминирующее положение на Востоке, сдерживая постоянный натиск ислама и кочевых племён.
       Анализ исторических процессов начала XI века, формировавших взаимоотношения и интересы ряда крупных держав к регионам Средиземноморья, указывает на три основные силы, влиявшие на общественно-политическую жизнь в переходной период Раннего Средневековья к Высокому. Эти силы: мощные государственные образования, носившие название «империи».
       Первой – была Восточная христианская империя, со столицей в Константинополе. В её состав входили Балканы и полуостров Малая Азия. На западе – земли простирались до южной Италии, на востоке – до северной Сирии.
       Вторая империя: сила не менее мощная, чем первая, – Фатимидский халифат, со столицей в Каире. Его господство распространялось не только на Египет, Палестину, но и на всю территорию Африки, севернее пустыни Сахары – вплоть до Туниса. Сицилия с островами Мальта и Гозо, также находилась под влиянием этой силы.
       Третья империя – Испанский халифат (Кордовский халифат). Эта грозная сила, чуть было не покорила Западную Европу. Столица находилась в Кордове. Ей принадлежали не только большая часть Пиренейского полуострова, но и земли, на которых расположены нынешние Алжир, Марокко и территории на юг через Мавританию до Сенегала.
       Силы этих империй не были постоянными и менялись в зависимости от происходивших в них внутриполитических процессов. Так, в первой четверти XI века, после смерти великого халифа аль-Азиса Каирского в 996 году, и аль-Мансура из Кордовы в 1002-м – распри ослабили исламский мир, между тем, как власть Византии в период правления «македонской династии – достигла наивысшего могущества.
       Однако, и это могущество после смерти в 1025 году императора Василия II, от внутренних смут пошатнулось. Вскоре, Византии пришлось противостоять мощнейшей атаке мусульманского мира в лице турок-сельджуков.
       Значение Западной Европы в этих процессах сводилась к нулю. То есть, эти государства, как считали правители Византийской империи и патриархи Восточной Церкви, в преобразовательных процессах христианского мира не играли сколько-нибудь значительной роли. Империя, созданная Карлом Великим, распалась на ряд королевств, а династия Каролингов, ослабев, к концу X века перестала существовать. Священная Римская империя во главе с Оттоном III и Капетинги, пришедшие на смену Каролингам в стране Франкия – были заняты укреплением своих позиций и разрешением внутренних конфликтов между вассалами.
       Патриархи Восточной империи считали, что западные государства погружены в варварство. По этому поводу происходили постоянные споры между папой римским, главой Западной Церкви (латинской по языку богослужения) и главным духовным владыкой Восточной Церкви – константинопольским патриархом.
       Претендуя на господство в христианском мире, папы объявили апостола Петра первым Римским епископом и основателем института папства. Каждый папа считался наместником и преемником святого Петра на апостольском престоле. Согласно Евангелию, Христос вручил св. Петру ключи от Царства Небесного. Св. Петр считался основателем христианской Церкви и главным среди Апостолов. Папы также заимствовали титул «понтифик» – «строитель мостов», – у римских верховных жрецов.
       Епископы западных областей Римской империи признали папу и передали ему главенство в решении всех церковных споров. В массе христианских противоречий, на начальном этапе, власть Великого понтифика была приоритетна, а сам он выступал в роли третейского судьи.
       В то же время патриархи Восточной Церкви подчинялись императору и не были полностью независимыми. Авторитет Римской Церкви был настолько велик, что византийский император Юстиниан, завоевавший в VI веке итальянские земли, не стал ущемлять права папства. Со временем, Восточная римская империя не в состоянии защищать Европу от постоянных набегов варваров и арабов, не смогла подчинить и Западную Церковь. Наступил момент, когда Западная Европа должна была выбрать свой путь. Заселившие огромные территории за Рейном вплоть до Пиренейского полуострова, варвары – были той силой, которая после окончания завоевательных процессов и создания целого ряда государственных образований, стала благодатной средой, способной развить в дальнейшем христианское учение.
       Незначительные расхождения в канонах христианской веры греческого и латинского обрядов, являлись больше поводом, чем причиной для первых разногласий, возникших в 589 году на Соборе в Толедо. На нём по инициативе Великого понтифика в Символ Веры была внесена поправка: Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына. Этот догмат, был назван «филиокве» (от лат. Filio – «сын», que – «и») и вошёл в Символ Веры Церкви латинского обряда.
       Восточная ветвь христианской Церкви греческого обряда – не приняли его.
       Ссылаясь на старинные соборные постановления, отводившие папам первое место среди епископов и право быть посредниками в церковных спорах, Великие понтифики пытались вмешиваться в дела византийской церкви. Наместники св. Петра получили независимость от византийского царя в VIII веке, во времена иконоборчества, и уже в 800 году, утвердили Карла Великого императором Запада. Именно Карл Великий предъявил множество претензий Византии в узурпации христианской власти над миром. Конфликт разрастался. Особенно обострились отношения в 60-е годы IX века. Церковный Собор восточных епископов, созванный патриархом Фотием в Константинополе в 867 году, предал анафеме папу Николая I и объявил его вмешательство в дела Восточной Церкви, незаконным.
       После конфликта, взаимоотношения между старым и новым Римом, резко обострились. Существовали разногласия противоборствующих сторон и в некоторых обрядах. Так греки, ставили в вину латинянам причастие пресным хлебом и безбрачие духовных лиц. И всё же понятно, что эти спорные вопросы не могли быть настолько важными и существенными, чтобы служить причиной разрыва.
       Основная причина крылась во власти над духовным и светским мирами, дающая огромные материальные выгоды и влияние на политико-экономические процессы средневекового общества. То есть, в феодально-раздробленной Западной Европе и Средиземноморском регионе – происходила абсолютизация власти в руках иерархов Восточной и Западной христианских Церквей.
       Борьба обострялась, нарастая как снежный ком. Искусно раздутые разногласия в канонических учениях христианского мира греческого и латинского – привели к тому, что в первой половине XI века между папой Львом IX и византийским патриархом Михаилом Керулларием произошёл окончательный разрыв. Причиной послужили вполне мирские интересы за влияние в Южной Италии.
       Напомню: в это время норманны отняли у греков указанный регион, создав княжество Капую и герцогство Апулию. Прекращение торговли Амальфи с Константинополем нанесло серьёзный экономический урон. Поскольку норманны, исповедовали христианскую веру латинского обряда, понятно, что приоритет был отдан главе Западной Церкви. Многие храмы Восточной христианской Церкви были закрыты или ограблены. Притязания патриарха больше не распространялось и на Адриатическое море. Италия в церковных делах стала слушаться только папу римского. Таким образом, возникло разделение христианского мира, которому Церковь придала форму разрыва.
       Восточная Церковь во главе с византийским патриархом объединила славян и всю Восточную Европу, а Западная, во главе с папой – всю Западную Европу.
       Первое время Церкви обменивались послами. Надо отметить, что византийские цари тяготели к Западной Церкви. В Константинополе, да, и в империи было открыто большое количество латинских храмов и монастырей. Но властный, нетерпимый патриарх Михаил Керулларий закрыл их.
       В феврале 1054 года, папа Лев IX пишет письмо императору Византии Константину IX с жалобой на патриарха Восточной Церкви. В этом же месяце он отправляет делегацию к патриарху во главе с папским легатом, епископом Гумбертом де Сильва Кандидом. Глава Восточной Церкви оставил её без внимания, отказавшись вести переговоры. Лев IX скончался в 1054 году 19 апреля. Выполняя последнюю волю папы, епископ Гумберт, 16 июля в соборе св. Софии провозгласил буллу об отлучении Михаила Керуллария, патриарха Константинопольского. Она носила название: «Схизма Керуллария». В свою очередь патриарх, созвал Собор и ответил тем же. Восточная и Западные Церкви разошлись навсегда.
       Слово «католицизм» (на греч. – «всеобщий, вселенский») применялось в названии всей христианской Церкви, связанной единством обрядов. На роль единой вселенской: «католической» по западному произношению и «кафолической» по-восточному – претендовали в равной степени обе Церкви. После разрыва: Западную – стали называть римо-католической, а Восточную – греко-кафолической. Последняя – стала называться еще и «православной», то есть, правоверной. Различие между Церквями было, как уже говорилось, лишь в некоторых обрядах и в том, что западный мир признал папу римского главой Церкви. Долгие годы, можно сказать целые столетия, христианский мир не ощущал особых различий в обрядах Восточной и Западной Церквей. Разве что богослужения в католической церкви проводились на латинском языке.
       Столь длительный экскурс в историю развития взаимоотношений иерархов христианского мира, и характеристика противоречий между ними – необходимы для большего понимания эпохи, в которой жила Анна Киевская. События, имеющие, столь важное значение для развития всего средневекового общества, были предметом обсуждения при королевских дворах Европы, в том числе и французском.
       Отметим: разрыв произошел спустя 5 лет после бракосочетания принцессы Анны с королём Франции Генрихом Капетом. В дополнение к ранее сказанному относительно веры королевы Анны, добавлю: вряд ли она видела существенные различия между римо-католической и греко-кафолической христианскими обрядами. Уместно привести выдержку из хроники священника Гельмольда из Бозове (Южная Голштиния), писавшего во второй половине XII века. Он жил в самый значительный период истории Северной Европы, когда было основано Любекское епископство, ставшее в дальнейшем центром Ганзейского союза. Священник-эрудит, замечательный историк писал в труде «Славянский мир в правление императора Генриха II 1002 – 1024 гг.» следующее:
       «… Все эти народы, кроме прусов – христиане. Давно уже и Русь уверовала. У данов она называется Острогардом, потому что она, находясь на Востоке, изобилует всяким добром. Ее называют также Гунигардом, потому что там прежде жили гунны. Главный же город ее Киев (Chue). Но я не мог нигде узнать с точностью, какими проповедниками она обращена в христианскую веру; знаю одно, что в своих обрядах она, кажется, более подражает грекам, чем латинам, так как Русское море (то есть Черное) служит близким путем сообщения её с Грецией».
       То есть во второй половине XII века (Гельмольд ум. в 1175 г.), спустя 121 год после разделения Церкви – священник и историк, которому о делении конфессий в христианском мире, казалось бы, положено знать значительно больше, чем рядовым обывателям: имел об этом самое смутное представление. Вполне логично предположить, что за 120 лет ранее, этому вопросу уделялось значительно меньше внимания, чем хотелось бы видеть многим историком последующих столетий.
       Приведенный пример, может служить в пользу того, что в 1049 году (бракосочетание принцессы Анны с королём Генрихом) вопрос о принадлежности к одному из обрядов – не ставился так остро. Трактовка понятий христианской веры и чёткое деление на православную и католическую конфессии – сформировались значительно позже. Надо полагать, что и иерархи Западной Церкви не допустили бы брачный союз, претивший её канонам. Я упоминал: при заключении брачного союза понтифик, благословив брак Генриха I и княжны из славянской земли, как бы исключил возможность строить, будь какие домыслы в данном вопросе.
       Анна Ярославна, как христианка, не вникая в разногласия иерархов Церкви, была из мира двоеверия и верила в Разумную Энергию, называемую Богом. Думается, она даже не подозревала, что в единой христианской вере может быть столько проблем.
       Добропорядочность, нравственность и христианское благочестие – всегда были для королевы основополагающими скрижалями. События минувших лет: приятных – рождение детей и, неприятных – смерть родителей, разгром Генриха под Мортимером и др., укрепили её веру в исключительность Божьего Провидения. Для Анны, вера приобретает новое, более глубокое значение, укрепляя внутреннее духовное содержание, и, направляя христианские добродетели на оказание помощи убогим и страждущим. Такое отношение к проблемам близкого окружения и, наверное, в целом всего государства – становится правилом повседневной жизни.
       Она принимает участие во множестве благотворительных акций, проводимых в королевстве под эгидой церкви. Королева жертвует значительные суммы монастырям, выделяет немалые средства нищим и каликам. Такие пожертвования из собственных средств супруги, и, частично, государственной казны, не могли не беспокоить короля, не оставившего мысли о новой войне с Вильгельмом Нормандским. Не явился ли отказ Анне в строительстве в Санлисе монастыря в честь св. Винсента, следствием возникшей в королевской семье напряженности в отношениях из-за этих пожертвований?
       Роль королевы – являться аккумулятором духовности двора и своего народа. Понимая важность становления и дальнейшего развития культурно-нравственных критериев окружения, Анна, как и её отец, посвящает этому важному вопросу массу времени.
       В Париже, ставшем в XI веке культурным центром французского королевства, при монастырях открываются учебные заведения. Часть из них, получали от королевы финансовую поддержку. Зная многие языки, в том числе латинский, она в оригинале знакомится, с литературным наследием античных авторов, сочинений которых, в монастырских библиотеках имелось достаточное количество. Пополняется и собственная библиотека. Легенды о доблестных рыцарях, разгромивших в 733 году, под командованием Карла Мартелла, мавров в битве под Пуатье, песни о епископе Роланде – верном рыцаре Карла Великого, баллады о защите Парижа королём Эдом и горожанами от нашествия викингов – эти сокровища народного эпоса были в центре её внимания.
       Книги в XI-XII веках стоили очень дорого, и для многих – были диковинкой и ненужным расточительством. Анна решительно меняет отношение к книгам при дворе. Вопреки сложившемуся стереотипу того времени, не без помощи высших сановников королевства и самого короля, она последовательно искореняет безграмотность среди придворных и собственных фрейлин. Своих детей королева обучала грамоте и наукам сама, придавая этому вопросу, не менее важное значение, чем обучению воинскому искусству. Надо думать, что на этой почве в королевской семье могли происходить даже размолвки. В такие минуты Анна искала уединения под сводами монастырей.
       Величественные сооружения влекли её, вызывая благоговейный трепет перед суровой красотой. С годами, посещения аббатств Сен-Дени, Сен-Жермен-де-Пре – стали жизненно важной необходимостью. Следует, видимо, предположить: не только чувства добродетельной христианки руководили стремлением королевы посещать храмы и монастыри, казавшиеся ей вначале огромными бесформенными сооружениями. Какими бы прекрасными небыли соборы в странах Восточной Европы, но культовые сооружения романского периода завладевают ею, открывая новую суровую красоту. Его храмы очень точно передавали душевное состояние человека, материализуя духовную суть глубокой веры в величие Бога Творца и Бога Учителя. Ощущение это удивительное, и направляет человека по тернистым дорогам знаний, вызывая благоговенный трепет перед, кажущимися непостижимыми законами необъятной Вселенной.
       Приоткрывая их таинственную суть, человек, на это дерзнувший, становится частицей Мироздания, наполняя его своим духовным содержанием и выполняя предначертанные ему судьбой жизненные испытания. Свою, ничтожно малую значимость в творческом процессе Творца Мироздания, мы воспринимаем как некое задание, которое, возвеличивает нас духовно и делает жизнь нужной и значимой. Оно наполняет нас глубоким созидательным смыслом, стающим программой жизненного бытия.
       Что думала молодая королева, впервые переступившая порог величественных храмов, оплота духовного и материального мира, для нее пока нового? Наверное, испытывала ощущения значительно более глубокие, чем мы, современники технического прогресса, являющегося, в известной степени, разрушителем духовности нашего общества. Роль отдельной личности в процессах Мироздания, повторюсь, ничтожно мала. Но для человека мыслящего, незаурядного, способного воспринимать реальность и находить в нем зерно истины, она воспринимается, как нечто большее и трансформируется в уверенность, что именно ей, королеве, предначертано сыграть немаловажную роль в развитии и укреплении государства. Мы знаем то, что не знала она: ей суждено было стать прародительницей королевских родов Франции и всей Европы.
       Для человека, ищущего и работающего над созданием идеалов, близких ее духовному содержанию – социально-культурная среда нового мира, наполняется более глубоким созидательным смыслом. Долгие беседы с настоятелями монастырей, прелатами Церкви, епископами и архиепископом Реймским о нравственности, и проблемах веры – давали ответы на волновавшие вопросы. Служители церкви отмечали глубокий ум молодой королевы и обширные познания в вопросах веры и духовности. Приветствуя ее доброту и милосердие, они, в силу своих возможностей, старались просветить Анну в вопросах богословия и культуры.
       О более добропорядочной и благочестивой супруге король и мечтать не мог. Помимо всего, ее живо интересовала история Франции, ставшая второй Родиной. Быт новых соотечественников, вначале поразивший Анну, в дальнейшем стал предметом ее внимания и полем жизнедеятельности. Умея сравнивать, она ненавязчиво начинает вводить в повседневную жизнь Парижа новшества, которые на ее Родине, давно стали нормой жизни. Во Франции в те времена не знали, что такое баня. Люди купались и мылись либо в реке, либо в лохани (ванне). Королева, как указывают некоторые историки, ввела бани при дворе Капетингов.
       Она устраивает и первую, пока достаточно примитивную, канализацию. В римский период Лютеция, скорее всего, имела канализационные сооружения, но время уничтожило их и стерло из памяти жителей города. Для средневекового города проблема стока бытовых отходов – одна из важнейших. Не будем удивляться тому, что и первый водопровод в Париже, тоже провели не без ее участия.
       Многое на новой Родине ей было непривычно и в диковинку, но главное, что почувствовала Анна – это отношение к женщине. Роль женщины на Западе после принятия христианства значительно возросла и приобрела особый статус – не признать этого нельзя. Если значимость женщины в обществе на некоторое время и снижалась, то через  непродолжительное время она опять набирала силу. Причем, значение женщины особенно возрастало в период тяжелых испытаний. Если проследить историю развития военных конфликтов VII-XII веков: становится понятным, что их наибольшая активизация влечет за собой и острейшие кризисы. Эти кризисы, как правило, ставят на грань катастрофы экономику государств, их целостность и политическую независимость.
       Известные истины: население гибнет – некому работать, рыцари гибнут – некому воевать. Налицо кризис. Тот, у кого на несколько сотен воинов больше, – победитель. Но это «пиррова» победа, так как экономика все равно подорвана, и восстанавливать ее некому. Именно в это время в средневековом обществе возрастает роль женщины, и выступает она не только, как человек, дающий жизнь на земле, но, как миротворец, пытающийся сохранить эту жизнь.
       В те далекие времена женщина не требовала эмансипации, о которой мы привыкли говорить сейчас. У них было много других важных забот: главная – «создание мужчин», (Несколько архаичная формулировка, позаимствована из средневековой хроники). В хаосе, жестокости и самоуничтожении друг друга, женская половина, прекрасная половина человечества – созидала, четко выполняя роль, отведенную ей природой. Эта половина производила на свет детей. Чем больше детей, тем больше рабочих рук и тем больше воинов для ведения бесконечных войн. Главная надежда главы рода и семьи, была в продолжении его существования.
       Любая женщина, прежде всего миротворец, который выступает против разрушения, а, главное: против уничтожения тех, кому дала жизнь. Слабый пол, как принято иногда считать, не теряя духовности, храня культурные традиции, тщательно оберегал и свой родовой очаг. Воспитывая детей, женщина закладывает в них прежде всего, первоначальный жизненный опыт, основанный на чувствах чести, достоинства, благоразумия и уважения, характерных общественной среде. Сын, сохраняя любовь к матери, вырастая в зрелого мужчину, часто несет эту любовь до своей кончины, и это обязывает его быть благоразумным и поступать по совести. История почти не сохранила фактов, указывающих на представительниц прекрасного пола, требующих жестокости к противнику. Зато известно о женском милосердии и самоотверженности. Легенды из истории Древнего Рима свидетельствуют об исключительной роли женщины-матери в развитии общества. Одна из них гласит: «оскорбленный полководец Империи, Корреолан, привел к стенам Рима войско противника. Его мать остановила сына, вынудив отступить, тем самым, спасши город от разрушения, а его жителей – от смерти».
       Мужчина, выполняя вассальные обязательства перед сеньором, с одной войны попадал на другую. Дети, хозяйство, замки оставались на попечении хранительницы домашнего очага. Часто при приближении врага женщина вставала во главе челяди и крестьян на защиту детей и крова. Были такие, кто в военном мастерстве не уступали мужчинам. Это мастерство приобреталось не от счастливой жизни, это необходимость того времени. Поэтому женщины, всегда занимали в Западной Европе особую роль. Позднее она превратится в Культ Дамы. Еще позднее – просто в  уважение и служение прекрасному полу. Признаться, есть за что. Западноевропейская женщина, преодолевая бесчисленные жизненные проблемы, сохранила чувства долга, независимости и достоинства. Эти чувства, проявляясь в бесчисленных исторических свидетельствованиях, дошедших до нас в произведениях известных писателей и поэтов: Ронсара, Шекспира, Сервантеса, Байрона, Дюма, Стендаля, Мопассана и др. И, конечно же, эти романы свидетельствуют, что мужчина всегда, и во времена Средневековья и в наш цивилизованный век – относился к женщине с уважением и почтением. Что, к сожалению, никак не отображено в наших русских летописях. Даже выдающиеся женщины, такие как Анна Ярославна, обойдены вниманием летописцев. Многие представительницы слабого пола, сыгравшие значительную роль в развитии русского общества, безвестно канули в лету. Больно говорить, но это – известная истина. (Страны Восточной Европы, в особенности в русском просвещенном обществе, сохраняли неравенство женщины до середины XX века). Даже «великие освободители» народа, большевики – обобществляли женщин, придавая ей статус свиноматки для воспроизводства рабочей силы.
       Анна ясно видела эту разницу. Подобные, весьма неутешительные наблюдения, влияли на психологию королевы, изменяя взгляды на жизнь. Происходила переоценка жизненно важных духовных критериев. Возникающие противоречия при дворе, славянская княжна, научилась решать с присущим ей благоразумием. Время идет, стирая горе первых разлук и утрат. Анна, не имея понятия, какую роль ей отведет история в становлении молодой французской династии, жила своей жизнью.


Продолжение следует.


Рецензии
Уважаемый Эдуард, если вы претендуете на такой жанр творчества, как исторический роман, нужно все-таки в качестве канвы использовать исторические факты, которые признаны не интернетом, а историками, которые занимаются их изучением. В ваших главах столько исторических неточностей, что все и не перечислишь. Приведу только два из них применительно к этой главе.
1. «Легенды о доблестных рыцарях, разгромивших в 733 году, под командованием Карла Мартелла, мавров в битве под Пуатье, песни о епископе Роланде – верном рыцаре Карла Великого, баллады о защите Парижа королём Эдом и горожанами от нашествия викингов – эти сокровища народного эпоса были в центре её внимания».
К сожалению, они не могли быть в центре внимания Анны, поскольку появились на сто-двести лет позже.
2. «...она последовательно искореняет безграмотность среди придворных и собственных фрейлин. Своих детей королева обучала грамоте и наукам сама, придавая этому вопросу, не менее важное значение, чем обучению воинскому искусству».
Во-первых, ни в одних официальных источниках нет сведений о том, что Анна искореняла безграмотность среди придворных. Во-вторых, слово «фрейлина» начало присваиваться незамужним женщинам с 1744 года. В - третьих, она не могла обучать своих детей грамоте и наукам сама, так как Филипп после смерти отца воспитывался при дворе графа Фландрии, а Анна переехала в Санлис. Во-вторых, на этот момент Роберту еще не было семи лет, а Гуго четырех. Относительно дочери, официальная история не признает ее существования. В – четвертых, после окончания траура в 1061 году, обвенчавшись в Раулем де Крепи, она жила с ним в Мондидье несмотря на то, что брак был недействительным. Дети же остались при королевском дворе и ею не воспитывались до 1074 года, когда она вернулась после смерти графа Валуа. К этому времени в живых остался только Гуго, которому было 17 лет. Для обучения грамоте поздновато, не так ли?
3. Сенешалями за последних девять лет жизни Генриха были: Гийом де Гомец; Радульф / Рауль Бове; Вильгельм / Гийом, сеньор Бюре, Ла Ферте и Гомес. Он же фруктуарий.
Это просто к сведению.

Лариса Печенежская   11.01.2023 05:40     Заявить о нарушении