Литобъединения закрываются. Кто виноват?

Литературные объединения Югры:
фактическое состояние и перспективы развития
в условиях региональной экономической ситуации

Статья опубликована в научно-практическом журнале
«Научный вестник государственной медицинской академии»
№3-4, ноябрь 2011. – С. 25-32.

Роль и место литературных объединений
в отрасли художественной литературы

Если отрасль художественной литературы представить в виде многокомнатной квартиры, то одна из комнат будет областью, где осуществляется подготовка кадров, в этой комнате будут размещаться и осуществлять свою деятельность литературные объединения.
Если отрасль художественной литературы представить в виде автомобиля, то Союз писателей будет в этом автомобиле двигателем, а литературные объединения – это коробка передач. Каждый человек понимает, что в машине нет лишних деталей – каждый болтик в машине одинаково важен. Уберите из машины маленький болтик, и машина окажется неисправной. Также каждый человек прекрасно понимает, что сам по себе двигатель, вне машины, конечно, может работать – молотить, но он не поедет. Так как деталь, находясь вне общей конструкции, вне машины не сможет обрести движение вперёд. Для того, чтобы машина двигалась необходимо, чтобы каждая деталь была исправной и работала. Тот же самый принцип действует в любой отрасли экономики, в том числе в отрасли художественной литературы. Для того чтобы отрасль развивалась, необходимо, чтобы каждый элемент этой отрасли работал, то есть каждая деталь отраслевого механизма функционировала нормально с динамикой развития. Именно поэтому все успешно развивающиеся отрасли уделяют большое внимание блоку, связанному с подготовкой кадров.
Например, в отрасли спорта великими спортсменами становятся единицы. Но при этом огромное количество людей увлекается спортом, многие на любительском уровне. Руководство отрасли прикладывает немалые усилия для того, чтобы укрепить и развить блоки, связанные с подготовкой кадров, вплоть до организации в школах «шахматных классов». Спортсмены стараются привлечь к себе как можно большее количество людей. Потому что именно эти люди становятся первыми и главными потребителями услуг отрасли спорта. И именно за счёт привлечения в эту отрасль большого количества людей отрасль сегодня живёт и развивается.
То же самое происходит в отрасли музыкального искусства. Великими музыкантами становятся единицы. Но в музыкальных школах учится огромное количество детей. Огромное количество людей увлечено музыкой на любительском уровне. И ученики музыкальных школ, и музыканты-любители не великие музыканты, но они главные потребители услуг музыкальной отрасли, они главные слушатели и главные ценители произведений великих музыкантов. Именно за счёт вовлечения большого количества людей в область музыкального искусства эта отрасль сегодня живёт, развивается и взращивает внутри себя великих музыкантов.
Как в спорте, как в музыке, так и в художественной литературе важно развитие блока, связанного с подготовкой кадров и важен фактор массовости. Итак, для развития отрасли художественной литературы очень важно, чтобы повсеместно и эффективно работали литературные объединения, литературные клубы, литературные кружки. Также важно, чтобы как можно большее количество людей были участниками этих литературных объединений, клубов, кружков. Именно эти люди и есть активные потребители товаров и услуг литературно-художественной отрасли, именно они и есть активная доля читательского рынка, именно эти люди в первую очередь и есть самые заинтересованные и пристрастные читатели. И именно в этой среде формируются мастера художественного слова.

Фактическое состояние
литературных объединений Югры

Каково сегодня фактическое состояние литературных объединений округа? – Чтобы ответить на этот вопрос я провела исследование. Поскольку сегодня сводная база литобъединений Югры отсутствует (её нет в природе), то я пошла по пути маркетингового замера. Были проанализированы 22 муниципальных образования (МО): Белоярский, Берёзово, Когалым, Кондинское, Лангепас, Лянтор, Мегион, Междуреченский, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Октябрьское, Пионерский, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Саранпауль, Советский, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск.

Маркетинговый замер дал следующие результаты:
• На сегодняшний день из 22-х муниципальных образований, входящих в зону маркетингового замера, литературные объединения действуют в 11-ти: Берёзово, Когалым, Междуреченский, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Саранпауль, Советский, Сургут, Ханты-Мансийск, Югорск (это 50%). Наиболее благоприятная ситуация в Нижневартовске и Югорске, в этих городах работают как взрослые, так и детские объединения. В Нижневартовске образовано «Некоммерческое партнёрство «Содружество писателей Нижневартовска», существующего как на взносы членов содружества, так и на спонсорские средства, что даёт возможность Содружеству выпускать свою газету.
• В 3-ёх МО: Кондинское, Нефтеюганск, Пыть-Ях – не удалось получить никакой информации (это 13,6% от 22 МО).
• В 2-ух МО: Лянтор, Октябрьское – нет литературных объединений, но пишущие люди есть (это 9% от 22 МО). Только в Октябрьском увлекаются литературно-художественным творчеством 60 чел., в т.ч.: 40 чел. взрослых – 40-50 лет, и 20 детей – 7-14 лет.
В оставшихся 17 муниципальных образованиях прослеживается следующая судьба 25 литературных объединений:
В 8-ми МО литературные объединения (ЛО) существовали, но ныне не действуют (табл.1):

Литобъединения Югры, которые функционировали, но ныне не действуют:

№ Город. Название ЛИТО. Годы работы. Кол-во чел. Возраст участников. Причина прекращения работы
1 Белоярский - «Лит. салон» - прибл. до 2004 - ? - -
2 Лангепас - ЛИТО «Светоч» - 1999-2010 - 15 чел. - руководитель уехал из города
3 Мегион - ЛИТО «Логос» - 1998 – 2004 - 25 чел. 14-60 лет - отсутствие финансирования
4 Пионерский - Дет. ЛИТО «Истоки» - 2000 - 2010 - 20 чел. 7-19 лет - уход из жизни руководителя
5 Радужный - ЛИТО «Зори Агана» - 1986-1995 - 15 чел. - информация ориентировочная
6 Советский - Дет. ЛИТО «Ростки» - 2001-2010 - 25 чел.- 7-18 лет - отсутствие финансирования
7 Урай - Дет. объединение - до 2010 - 20 чел. 7-16 лет - реструктуризацией школы
8 Ханты-Мансийск - ЛИТО «Самаровский ямб» - 1998-2004 - 42 чел.- 18-55 лет - отсутствие финансирования
ИТОГО: более 162 чел.
За период с 1995 по 2010 годы в округе прекратили существование 8 литературных объединении из 25-ти (это 32%), в 8-ми городах из 17-ти (это 47%). Более 162 человек, обладающих склонностью к литературно-художественному творчеству, лишились возможности роста. В Пионерском, Советском, Урае прекратили существование детские литературные объединения – это 65 наших детей остались неприкаянными. «Плюс» 20 детей в Октябрьском… – 85! И куда теперь они направятся? – К пивным ларькам? К наркотикам?
Анализируя динамику прекращения работы литературных объединений в округе, можно пронаблюдать два крупных этапа (рис.1) – в 2004-ом году прекратили работу 3 литературных объединения, в 2010-ом – 4, в т.ч. 3 – детских. Основные причины прекращения деятельности литературных объединений – отсутствие источников финансирования, работа «на голом энтузиазме» и отсутствие поддержки со стороны органов власти (эти же проблемы наблюдаются и у всех 100% действующих литературных объединений. У кого-то они острее, у кого-то мягче, но есть у всех).

Итак, в 50% муниципальных образований округа литературные объединения не функционируют, жители этих муниципальных образований не имеют нормальных возможностей для реализации таланта, общения, роста – 50% это «голые» населённые пункты, литераторы предоставлены сами себе. А дети? Чем в заняты наши талантливые дети? – Загнаны этой ситуацией «в угол»? – Что делать нашим детям? – пить? употреблять наркотики? ненавидеть государство, которое не даёт им ни малейшего шанса?..
Вот мы с вами и вышли на тот «корень» откуда «ноги растут» у бездуховности российской.

Чья проблема?

Теперь определим, чья это проблема?
– Это проблема государства? – Конечно. Но государство не эфемерное понятие, а состоит из конкретных организаций, учреждений, институтов власти.
– Это проблема администраций муниципальных образований? – Нет. Почему? – Потому что мы видим, что проблема имеет фактически одинаковую конструкцию по всем муниципальным образованиям округа, следовательно, проблема шире – она имеет окружной уровень.
– Это проблема администрации округа? – Да. Тогда какого Департамента конкретно? – По всем законам «здравой логики», менеджмента и согласно существующей организационной структуре администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, эта проблема должна принадлежать окружному Департаменту культуры и искусства. Занимается он данной проблемой? – Нет. Почему не занимается? – Потому что, в силу непонятных обстоятельств, функции курирования литературно-художественной отраслью переданы в Департамент общественных связей ХМАО – Югры.
Значит, Департамент общественных связей ХМАО – Югры занимается данной проблемой? – Нет. Почему? Потому что он курирует только работу общественной организации «Союз писателей России».
То есть, получается, что проблема литобъединений есть. Проблема «корневая» и в культуре, и в идеологической государственной составляющей. Проблема глобальная. Но этой проблемой никто не занимается. Почему так произошло, что у нас в округе ни на один Департамент не возложены функции разрешения данной проблемы? – А вот здесь мы, к большому сожалению, выходим на Союз писателей (СП). Почему? – Потому, что Ханты-Мансийское отделение Союза писателей России в своих отчётах и планах, говорит о кураторстве литобъединений округа.
То есть, получается, СП выступает куратором данного направления деятельности? – Да.
Тогда, наверное, руководство СП ставит перед Департаментом вопрос выживания литобъединений округа? – Нет, не ставит.
Может быть, тогда всем главам муниципальных образований от имени СП были направлены письма с просьбой поддержать на вверенных им территориях литературные объединения? – Нет. Таких обращений не было.
Перечень вопросов можно продолжать… И в итоге, с горечью констатировать, что Союз писателей в данной ситуации выступает, образно говоря, как приёмный родитель, который взял на воспитание ребёнка и его не кормит. Сам кушает кусочек мяса, а ребёнок рядом голодный умирает.
Укор это в адрес Союза писателей России? – Это желание нормализовать ситуацию. А нормализовать её невозможно без чёткого разложения деталей «по полочкам». Только так можно обрести ясное видение проблемы, понять причину возникновения и найти правильное решение. Не надо бояться проблем – надо их решать. Надо понимать, что такая ситуация возникла не по вине писателей (о причинах я скажу чуть позже).

А пока вскроем ещё одну проблему. Замечательный поэт Владимир Волковец из города Советского, член Cоюза писателей России, руководитель Районного литературного объединения «Кедр» с болью говорит о том, что в 2010-ом году прекратило существование детское литературное объединение «Ростки», о деятельности взрослого объединения он говорит так (цитирую): «Объединение функционирует на голом энтузиазме. К сожалению, нынешнее руководство районной газеты «Первая Советская» (правопреемница «Пути Октября») отстранилось от сотрудничества с литераторами и прекратило выпуск «Литературной страницы». Перестал выходить и детский журнал «Вини Пух и перья»…».
Поэт Георгий Ешимов из Сургута, член Союза писателей России, руководитель Городского литературного объединения «Северный огонёк» отмечает среди сложностей работы объединения (цитирую): «Есть серьёзные сложности, связанные с публикациями наших авторов в газетах. Раньше была связь с газетами, регулярно выходили «Литературные странички», сейчас за один газетный разворот в «Сургутской трибуне» запрашивают 38 000 рублей – это за стихи, которые мы отдаём газете бесплатно! Это неподъёмные для писателей деньги…».
Из вышесказанного мы видим проблему. Проблема в том, что нарушена связь с газетами. Казалось бы, нет ничего проще её решить. Решение этой проблемы заключается всего в двух вещах:
– нужна всего одна строка в техзадании, которое, согласно 94 ФЗ РФ, выставляется на торги и обуславливает спектр услуг окружных СМИ в рамках госзаказа,
– либо одно-единственное письмо в конкретные газеты за подписью директора Департамента. И всё.
Почему эти меры не принимаются со стороны администрации? – Здесь опять всё предельно просто. Каждый раз писатели, приходя поодиночке, либо группой в правительственные структуры, в том числе в кабинет директора Департамента общественных связей округа, заместителя Губернатора и т.д. буквально «с порога» начинают объяснять: «Как много в округе графоманов! Ужас! Эти графоманы, буквально как таракашки лезут изо всех щелей! Писатели с ними борются, борются. Но кругом столько графоманов!!!» И как, по вашему мнению, должно в этом случае вести себя Правительство округа? – Надо отдать должное, Правительство ведёт себя достойно. Власть начинает помогать писателям бороться с графоманами! И перекрывает доступ этим графоманам к окружным СМИ.
И в пору бы воскликнуть: «Фанфары, господа! Виват борцам с графоманами!». Но хочется горько плакать… Вот эта нелепая борьба с графоманами – что это? – Безумие? Непонимание? Тщеславие? Алчность? Желание как можно оперативнее угробить Россию? – Что?! Или правда «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня…» (Новый завет: Римлянам 11:8)
Ради одного праведника Господь спас город. А кто мы с вами такие, чтобы идти против воли Бога? И ради жалкого десятка графоманов рушить отрасль, и уничтожать сотни живых Душ? Художественная литература – это Божья нива. Здесь люди не человеку – Богу служат. Сказал Господь в Евангелие: Римлянам «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силён Бог восставить его…» (Новый завет: Римлянам; 11:18). «Не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя» (Новый завет: Римлянам 11:18).
Народная мудрость гласит: «Не руби сук, на котором сидишь».

Но обратимся к причинам. Сложившаяся ситуация с литобъединениями – это совокупность следующих причин:
1. В период советского времени в отраслевой системе страны отрасль художественной литературы стояла особняком. Отрасль представляла собой уникальную и при этом сложнейшую конструкцию и с точки зрения функций, и с точки зрения отраслевой структуры, и с точки зрения внутренних и внешних межотраслевых взаимосвязей. В отрасль входили: литфонды, типографии, структурный блок, обеспечивающий масштабный PR (иными словами учреждения и организации, обеспечивающие пропаганду), структурный блок, обеспечивающий реализацию товара (в тот период – централизованное распределение), как отдельный структурный блок – литобъединения, и как деталь в общем механизме – блок СП СССР, имеющий очень косную структуру, не способную функционировать вне общей отраслевой конструкции. При этом руководство СП СССР по своей структуре и функциям было равнозначно министерству, обеспечивало бесперебойную работу всей отрасли.
В период перестройки и постперестроечный период все без исключения отрасли народного хозяйства вынуждены были проходить через процедуру реструктуризации. Литературно-художественная отрасль, в силу многих причин, успешно эту процедуру не прошла.
2. Институты власти округа, понимая, что проблемы в отрасли художественной литературы существуют, но, при этом, не зная каким образом надо их решать, старались всеми способами «откреститься» от проблем (включая в т.ч. проблему литературных объединений) и «переложить» всю ответственность на плечи Ханты-Мансийской окружной организации. (Сегодня – Слава Богу! – пока ещё робко, но можно говорить о том, что представители административных структур начинают вникать в проблемы отрасли, начинают понимать и начинают делать определённые шаги, направленные в сторону решения некоторых проблем в отрасли).
3. Союз писателей, сам находясь на грани выживания, вынужден был «взвалить на свои плечи» не свойственные ему функции и каким-то образом курировать работу окружных литобъединений. И делают это писатели уже 20 лет, так как умеют и на «голом энтузиазме».
Вот, мы в итоге и имеем, то, что мы имеем. – 100% литературных объединений округа не имеет никакого финансирования. И каждая волна ужесточения в России экономической ситуации уносит из жизни литературные объединения округа.
Надо менять ситуацию? – Надо. Необходимо менять.

Что делать?

1. Проснуться. Прекратить борьбу с графоманами, направив эту энергию на повышение литературного мастерства членов своего союза (борьба писателей с графоманами – это жалкое зрелище). А если уж очень хочется с кем-то побороться, то поборитесь, например, с Достоевским или с Чеховым за первенство книг членов СП на международной арене. По крайней мере, соперники будут достойными. А если одержите победу, то, может, уже ни один графоман вам не будет страшен? (Жестковато говорю? – Да. А какими словами ещё можно объяснить всю нелепость этой писательско-графоманской борьбы?) Потому что, если бы наши писатели вели отчаянную борьбу не с графоманами как с таковыми (с конкретными людьми), а с графоманией, как с явлением, то в этом случае они, наверное, выбрали бы совершенно иные методы борьбы – развитие инфраструктуры отрасли, позволяющее повышать в разы мастерство литераторов округа. Причём, каждого поголовно. Обучая каждого, кто хоть чуть-чуть тянется к художественной литературе! Возможно ли победить неграмотность запретом, отторжением неграмотных людей от области знаний? – Конечно, нет. Неграмотность можно победить только всеобучем! – Максимальной доступностью к области знаний. Массовой доступностью. Развитием инфраструктуры всеобуча! Развитием учреждений (школ) с прекрасными учителями, мастерами своего дела. И обучая каждого, кто хоть чуть-чуть тянется к знаниям!).
2. Прекратить Союзу писателей позиционировать работу литературных объединений как часть своей работы, а объяснять на всех уровнях институтов власти, что Союз писателей – это организация, занимающаяся исключительно бытовыми вопросами членов своего союза (пенсиями, юбилейными мероприятиями и т.п.) и вопросами продвижения книг (т.е. товара) членов своего союза. А литературные объединения – это отдельные организации, занимающиеся рядом своих вопросов, в т.ч. включая вопрос подготовки кадров в литературно-художественной отрасли. И между этими организациями существует большая разница и происходит не более чем взаимодействие на основе сотрудничества. Что это даст? – Это обяжет Департамент культуры и искусства ХМАО – Югры либо Департамент общественных связей ХМАО – Югры принять на себя функции куратора, включить в окружные программы и обеспечить полнокровное финансирование литературных объединений округа.
3. Можно было бы, уже сейчас говорить о разработке программы комплексного развития литературно-художественной отрасли Югры, основанной в т.ч. на сводных данных от планов союзов писателей, действующих на территории Югры, а также всех действующих литобъединений округа. Но…
При утверждении программы неизбежно встанет вопрос о том, что бюджетных средств недостаточно для того, чтобы в рамках распределительной схемы издать заявленное количество книг. – Иными словами, окружной бюджет может обеспечить финансирование лишь 5-7 наименований книг в год, изготовление которых не рассчитано на извлечение прибыли. Эта ограниченная возможность бюджетного финансирования (в объёме лишь 5-7 наименований/год) – с одной стороны; ситуация, когда на отраслевом рынке округа спрос превышает предложение более чем на 90% – с другой стороны; и вопросы выживания сегодня литературных объединений округа – с третьей стороны… – и есть тот «камень преткновения», при наличие которого мы вынуждены говорить о необходимости перехода на новую технологию формирования издательского плана Югры. Технологию, которая включает в себя формирование сводной заявки от всех литераторов Югры (членов Союза писателей России, членов Союза российских писателей, литераторов, не входящих в состав творческих писательских союзов – всех без исключения) из всех 106 муниципальных образований округа, на основе которой учреждения, организации, предприятия округа осуществляют заказ художественной литературы авторов Югры. Затем формируется сводный издательский план.
Новые технологии формирования издательского плана, комплекс технологий формирования заказа на художественную литературу, комплекс технологий по сбыту – влекут за собой необходимость привлечения специалистов в данных областях. Здесь же встают вопросы качества художественной литературы авторов Югры. – А это необходимость ввода целого технологического комплекса, включающего в себя в т.ч. и формирование института редакторства в области художественной литературы на территории округа, и запуск комплекса обучающих семинаров для литераторов округа, и т.п. – а это опять наличие стационарных узкопрофильных специалистов. Технологические блоки нормального функционирования отраслевого механизма можно перечислять далее…
В итоге, мы приходим к пониманию необходимости работы на территории округа специализированного учреждения «Центра развития художественной литературы Югры», занимающегося вопросами развития художественной литературы Югры в соответствии с запросами современной экономической ситуации в России. А также, мы неизбежно приходим к пониманию необходимости открытия отделений «Центра развития художественной литературы» хотя бы в 22 муниципальных образованиях округа (с первичным штатом 1– 3 единицы). Это надо для решения очень многих задач, и в первую очередь, для того, чтобы закрепить «на бюджет!» официальные ставки руководителей литературных объединений (несколько деформировав их название, но не изменив содержание работы) и руководителей клубов авторской песни.
Много ли для этого надо? – Не много. От писателей требуется всего-то, подключив руководство АСПУР, выйти с письменным коллективным обращением на имя Губернатора ХМАО – Югры о необходимости открытия Центра художественной литературы Югры и отделений Центра на территории округа.

Можно не прилагать предложенных выше усилий? – Можно.
Можно оставить фактически всё как есть – создать «экспертный совет» из 4-5 человек, совершенно не решающий проблему графоманов (это же очевидно!), но отбирающий 5-7 наименований книг в год, достойных по его (совету) субъективному мнению быть включёнными в издательский план? – Можно. Только при этом придётся и членам Союза писателей, и действующим чиновникам, соприкасающимся с решением данного вопроса, жить с чётким пониманием того, что именно они, эти люди, принимающие «лёгкий» вариант решения, подписали «смертный приговор» литературным объединениям Югры, с лёгкостью отправив их на погибель в жестоких руках рынка. И куда пойдут завтра неприкаянные российские дети, обладающие литературным талантом? – Каждая судьба этих детей ляжет на совесть людей, которые будут принимать «лёгкие» решения, не сделав того, что они обязаны сегодня сделать для России, обязаны перед Богом.


Рецензии
Вы один из тех редчайших феноменов ( надеюсь, не очень режет слух)))), которые обладают не только талантом, но и переживают за общее состояние и развитие культуры. Успехов вам!

Андрей Лейкин   10.09.2017 04:59     Заявить о нарушении
Спасибо!
Ощутила сейчас себя "редчайшим феноменом" - чуйства приятные) Подумала: ну, ладно, пусть будет - надеюсь не забронзовею))

Любовь Миляева   24.03.2019 16:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.