Плач Великой Княгини Авдотьи

       ("Князь сей Дмитрий... когда исполнилось ему 16 лет...
          привели ему в невесты княжну Авдотью из земли Суздальской...
          и жили они... словно златопёрый голубь и сладкоголосая ласточка...
          22 года... и имел с ней [11] сыновей и дочерей... а потом
          разболелся он.. и... предал... душу в руки Бога... 19 мая [1389г.],
          в среду, в 2 часа ночи... а всех лет жизни  его было 38 и 5 месяцев..."
                "Слово о житии.. Вел.Князя Дмитрия Ивановича..." [Донского],
                Софийская 1-ая летопись, ХVв.)

- Великий Боже, Царь царей, молю, мне будь заступник!
О, Богородица Пречистая, презри меня в печали,
во мраке дней моих, в скорбях, в жестокой доле... 
Ты, князь мой милый, если Бог тебя услышит,
скажи молитвенное слово обо мне, своей княгине!
Цветок прекрасный, ты почему увял до срока?
Куда ушёл ты?.. Светлый свет, зачем померк так рано?
Не глянешь на меня, ни на детей, в слезах стоящих
у твоего одра... не скажешь слова!
Не внемлешь отчего мирскому горю?
И на кого ты здесь нас оставляешь?
Нет, пусть мне скажут, что ты спишь, ещё очнёшься:
"С тяжёлой битвы князь пришёл, так истомившись..."
И приласкаюсь я к тебе, и обниму, мой царь любимый,
и плод дашь чреву моему, душе же - радость...
Ведь старость к нам ещё не подступила,
и юность не отправила нас в немощь...
Нет сил мне на себя примерить вдовью участь...
Лишилась мужа я, как мне женой назваться?
Бесценный умер мой, меня вдовою сделав.
Нет горя горше ранней вдовьей доли!
Вы, вдовы старые, со мною плачьте в утешенье,
и молодые вдовы вкупе постенайте...
Зачем ты умер, сад многоплодовый, меня одну оставив,
а я зачем живу и тебя прежде не скончалась?
Не видеть бы заката твоего мне на мою погибель...
Гора высокая, кто смог тебя обрушить?
Лежишь ты нынче мёртв, на лике - смерть печатью...
Ты мёртв лежишь, ничем не володеешь!
А прежде славен был и усмирял народы,
всем Русским землям был Великим Господином,
победы показал во многих страшных бранях,
но ныне Смертью побеждён...
И красный гроб себе приемлешь вместо
венца цесарского и драгоценной багряницы.
Я, неутешная, в тоске и скOрбях вдовьих подле плачу...
"Камо зайде свет от очию моею..."*
Великий Боже, Царь царей, будь мой заступник!
Ты, Мать Пречистая, презри меня в крушеньи жизни!**


*  "КАмо зайдЕ свет от Очию моЕю...", (cт.русск.), адекват.: "Померкнул свет в глазах моих!";
** Авторизация фрагмента текста "Слова..." (см. эпиграф).
     Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Примером плача в древнерусской литературе - плач Ярославны в «Слове о полку Игореве».


[Илл.: Вел.Княгиня Авдотья (ум. в 1407г., преп. Евдокия-Ефросиния Московская),
реконстр. С.Никитина портрета по черепу княгини].


Рецензии