Мальчики-стаканчики

Твердовский живёт в глубине дома, фасад которого гордится мемориальной доской, гласящей о том, что здесь в октябре 1917, в квартире политически грамотного товарища Стасова, пару раз бывал вождь мирового пролетариата.
«Забегал на секундочку, пиписеть»! – каждый раз хохочет Ильенко, шагая к Твердовскому, - «Но ведь и я здесь сколько раз бывал, а мемориальной доски нет!»
 Они дружат с детства. Ильенко представляет собою тип неуравновешенного романтика саксофониста. Даром, что ли, протрубил не один десяток лет в разных джазовых коллективах Питера? Твердовский же – вечно сидящий дома по выходным, реалист - работяга.
Твердовский тоже навещает Ильенко, живущего почти напротив. По делу. Никого не застав, он медленно разворачивается на месте и размеренной поступью направляется к себе.

 Если Твердовского нет в субботу дома, то Ильенко тотчас догадывается: «Ага! Он, конечно же, в бане».
Действительно, по субботам Твердовский ходит в баню и там до изнеможения и обморока парится веником. После бани выпивает водки, с аппетитом обедает, и ложится отдыхать перед телевизором.
В тот самый момент, когда не особенно отягощённый думами мозг Твердовского вступает в фазу сладостной дрёмы, раздаются два протяжных и хриплых звонка в дверь. Твердовский какое-то время лежит на диване, не двигаясь, но соображая, кто бы это мог быть в этот час. Затем, не спеша, идёт открывать дверь.

 Вместо приветствия Ильенко начинает с претензий:
 - Где это ты, интересно, шляешься? Я здесь торчу уже полчаса!
 - Чего… - не вопросительно, а скорее как-то абстрактно, отвечает Твердовский. Он – мужчина ответственный. И если его не было дома, то это означает, что они с Ильенко ни о чём не договаривались.
На кухне возле раковины, спиной к Ильенко, обнаруживается маленькая, начисто лишённая талии, полная фигура в женском ситцевом халате.
 - Здрасьте, Филипповна! Как ваше ничего? – обращается к фигуре Ильенко.
 - Какая это тебе, в жопу, Филипповна?! – фыркает Твердовский, - Это же её сын – Арнольд. Не узнал что ли?
Ильенко концентрирует внимание на ситцевом халате, и, давясь от смеха, говорит громким шёпотом:
 - У вас не коммуналка, а настоящее кино!
 - Тутси. – соглашается Твердовский.

 Мужчина с таинственным именем Арнольд – неопределённого возраста. Каково его жизненное кредо?
 - А-а…- машет рукою Твердовский, - Только и делает, что моет в раковине пластмассовые стаканчики, да гадость всякую пьёт. А ведь когда-то был портным. Неплохие, кстати, брюки шил. Пиджаки у него были, так себе. Говённые, короче, получались пиджаки. А брюки были хорошие.
 - Ты дома один? – спрашивает Ильенко.
Твердовский кивает в ответ, жена и дочка на даче. Затем, определив в полиэтиленовом пакете Ильенко бутылку, достаёт из серванта пузатые рюмки.

Некоторое время сидят за столом, словно на сцене с не поднятым до конца занавесом. Ильенко торопливо наполняет рюмки, Твердовский обстоятельно закусывает. По телевизору выступает президент Ельцин и в чей-то адрес потрясает кулаком.
- На Лёню Брежнева стал похож… - наконец проглотив, произносит Твердовский.
- Пожалуй, забавнее будет! – хохочет Ильенко, - Ты когда-нибудь видел, чтобы Лёня в пьяном виде дирижировал австрийским духовым оркестром?
- Не-ка…
- То-то и оно!

За стенкой слышатся тупые могучие звуки и какое-то кудахтанье. Кажется, будто в курятник забрёл владимирский тяжеловоз и от его копыт разбегаются насмерть перепуганные куры.
- У вас и слышимость! – изумляется Ильенко.
 - Это Ванька к Филипповне пришёл, – прислушиваясь, говорит Твердовский, – Сейчас начнут заниматься … этим-самым…
 - Чем начнут заниматься? – не понимает Ильенко.
 - Чем-чем… Сексом! Иной раз прямо, как в порнографическом кино: «У-у! А-а-а!»
 - Иди ты?!
 - Да ещё музыку врубят чувствительную: типа симфонию, или там какой-нибудь… полёт шмеля.
 
 За стенкой, действительно, на полную мощь врубается проигрыватель. На этот раз в вечерний эфир печально устремляются «Шербурские зонтики».
 - Пойдём, покурим, - говорит Ильенко, а Твердовский достаёт сигареты.
На кухне – ни души. Лишь монотонно капает вода из крана, да с уличной стороны форточки, за обстоятельно сооружённой сеткой, нетерпеливо зудят комары.
 - А сколько Филипповне лет? – спрашивает Ильенко, - Шестьдесят?
 - Да ты что?! Арнольду-то уже почти полтинник. Семьдесят ей будет, как минимум.
 - Красота! А Ваньке?
 - Ванька, наверное, моложе. Хотя, кто его знает? Разбери их…

 Спустя час, Ильенко и Твердовский сидят на бульваре. Ильенко показывает на здание детской поликлиники, которое до революции принадлежало графу Кочубею.
 - Памятник в стиле модерн, охраняется государством. Вот только, каким это таким государством охраняется – непонятно! Ведь как сняли лет двадцать назад кованый ажурный козырёк с этого памятника, так и с концами…
- Спёрли, это уж как водится, - Твердовский кладёт ногу на ногу, - И теперь у кого-нибудь на даче висит. Обычная история.

Заканчивается густой августовский вечер. Ильенко вдруг замечает, как от мемориальной доски, провозглашающей о никогда не прекращающейся русской смуте, отделяется широкая и рыхлая фигура. Эта фигура движется как-то синкопированно, не разбирая дороги, и, словно отмахиваясь от досаждающих веток на деревьях бульвара.
- Это Ванька от Филипповны возвращается, - говорит Твердовский, - Сейчас начнёт песни петь.
И точно. Едва синкопированная фигура достигает их скамейки, как тотчас  возникает отрывистое и грозное бормотанье: «Эскадрон моих мыслей шальных…» Через пять шагов – снова: «Эскадрон моих мыслей шальных…» И так – до самой остановки троллейбуса.

 Ильенко задаёт Твердовскому вопрос:
 - Деньги у тебя остались?
 - Ни хера!
 - Тогда пошли… - загадочно говорит Ильенко, и добавляет:
 - К тебе.
 - Чего? – не понимает Твердовский, но идёт следом.
Ильенко мягко взбегает на второй этаж и прислушивается. Из-за двери доносится шум воды, звон посуды и чарующее крещендо Джузеппе Верди. Ильенко с силой давит на кнопку звонка. Дверь распахивается и на пороге появляется испуганная Филипповна.
-Ай! – всплескивает она руками и, побледнев, словно Травиата, шарахается назад.
 - Ой! А я думала, что-то случилось с Ваней…

 - Да ничего с вашим Ваней не случилось. Жив-здоров, песни поёт… Мы его проводили до самого метро. А мало ли что?! – кричит Ильенко, пытаясь превозмочь громыхающее радио и водопады в раковине.
 - Ваня ездит на троллейбусе… - недоверчиво говорит Филипповна.
- Вот до троллейбуса и проводили! Кондуктор ещё спрашивает, куда, дескать, такого пьяного, в метро? Пусть уж лучше садится к нам и едет до самого кольца!
 - Господи! Да ему всего три остановки, до Жуковской!
 - А я что говорю? А Ваня как запоёт: «Эскадро-о-он! Рысью, марш!»
 - Да уж, Ваня у меня бедовый. Не то что Арношка – тюфяк, бездельник…Ой, а какие слова он мне давеча говорил? Невозможно вспомнить!

 - Как ваше, Филипповна, ничего? В порядке ли эпидиаграмма сердца и гипертония давления? Давно ли не были у врача? – спрашивает Ильенко.
 - А чего к нему ходить, к врачу-то? Одно баламутство. Про эпи… про эпидиди…димиограмму – не знаю. Вот ноги болят, но это – возраст. Да у меня уж и место на кладбище куплено! Подруга с шестнадцатого дома позаботилась, по-знакомству. Так и говорит: «Будем с тобою, Филипповна, вместе лежать, у реки…»
 - Ещё чего?!
 - Ага…а на Арношку – какая надежда? Последнее пропьёт, изверг!

Филипповна никогда не стоит на месте, а всё время, словно кукла со смещённым центром тяжести, переваливается с боку на бок.
 - Ой, родные вы мои, пойдёмте, по рюмочке вам налью. Ага…и сама выпью. По рюмочке всегда выпить можно.
Ильенко, вежливо отказываясь, входит в комнату Филипповны. За ним нерешительно ступает Твердовский. Филипповна семенит впереди, но неожиданно разворачивается, выбегает в коридор и орёт:
 - А Арношке – ни за что не налью! Ух, какие слова он мне говорил, паразит!

 Комната Филипповны выполнена фиолетовыми тонами. При входе – какие-то тяжёлые помпадурские портьеры. На стене – большая фотография в рамке, семейный портрет: с краю – тёмная миловидная шатенка, в которой угадывается Филипповна, посередине - пухлый кудрявый мальчик, чем-то недовольный, а слева – мужчина в форме артиллерийского капитана, неуловимо напоминающий Марка Бернеса.
Ильенко лезет с расспросами, показывая на портрет:
 - Это, Филипповна,  - вы. Почти и не изменились…посередине, надо полагать, Арнольд. А это – кто?
 Ильенко показывает на капитана.
- Это – мой муж, Михаил Трофимович. Его уже после войны убило. Ага. Так и живём…
 
- А Ваня? – спрашивает, наконец, Твердовский.
 - Какой Ваня? Ах, Ваня…ой, Ванечка уже позже появился, когда я в бухгалтерии работала, а он был завсклад.
- А как Арнольд относится к Ване? – спрашивает Ильенко.
 - Да никак не относится. Как он относится…пьёт заразу эту проклятую. Где они её находят-то?!
 - Ну, это дело нехитрое…
 - А потом неделями на кровати валяется, прямо в обуви. Ой, а какие слова он мне говорит, нехристь…чтоб у него язык отсох!

 - Но ведь он ваш сын…
 - Да уж, сын! Была у него малярша одна, Зинка. Ничего не скажу, культурная. И непьющая, почти… только обижала его сильно, лупила. Зинка-Зинка, между ног резинка! Прямо как даст по затылку, а он – и кувырк! Ревновала…а уж когда они разошлись, то он и совсем запил. Теперь и не бросит. Или может ещё бросит?
- С Зинкой бы его надо помирить.
 - Ой, да как помиришь?! Она ведь в Израиле давно, замужем. За Кацманом. Он – хороший, говорят, культурный. Правда, тоже пьёт, запоем. Такова уж, видать, её судьба. Ага…
Филипповна начинает убирать со стола. Твердовский выходит проводить Ильенко.

 На улице – никого. Откуда-то издалека доносятся звуки затормозившего автомобиля, плотно хлопнувшей  двери и краткое «глюканье» сигнализации.
 - Понаставили машин! – ругается Твердовский, - То ли дело раньше: экипажи по булыжной мостовой: цок-цок-цок…
- А куда, спрашивается, дели козырёк графа Кочубея?! – поддакивает Ильенко, - Как нам теперь без козырька? Дождик пойдёт, или, к примеру, мокрый снег, а лошадкам и укрыться негде…
- Граф, небось, на охоту ездил. С борзыми или с гончими, – продолжает Твердовский, - Затравят кабана, а собаки уж его того… Или, к примеру, охота на лису, это – вообще, целое представление: трубы, загонщики, стрелки!
- А лошадкам и укрыться негде…
- Да как – негде? А конюшни на что?!
- Как же хорошо было с козырьком, красиво. Помнишь фильм про инженера Гарина? Там снимали этот дом, изображал парижский… пансионат для трудящихся. Между прочим, козырёк был виден очень хорошо. И надпись рядом: «пансион»…А теперь что? Дырки в кирпичах какие-то торчат…
 - На глухаря надо охотиться в полной тишине: притаится и ждать. Час, другой, третий…
- Из парадных дверей выходил швейцар в ливрее, а иногда и сам граф, если, конечно, какой-нибудь знатный гость приезжал: «Пожалуйте бриться, господин поручик Ржевский! Наташа Ростова с княгиней Голицыной вас уже ждут».

 - Потом вдруг из карабина: ба-бах! И добыча у ваших ног…
 - Не говори. Вот жизнь была!

Утром, с первыми звуками гимна, на улице появляется Твердовский. Его лицо сурово и решительно. Размеренной поступью Твердовский идёт на работу, к себе на завод, на котором он уже трудится двадцать лет.
Спустя два часа, переваливаясь с боку на бок, словно утка, в сторону метро семенит Филипповна. Может быть, удастся перехватить что-нибудь у товарок, торгующих цветами, и перепродать. С того и живёт. А на пенсию разве протянешь?
Ильенко лежит на диване и смотрит в потолок. Его жена – Людмила Львовна, старший мастер салона красоты, уходя на работу, делает очередное последнее предупреждение и хлопает дверью. В утомлённом мозгу Ильенко застревает брошенная  напоследок фраза: «Ты ещё не забыл, когда со мною последний раз спал? Если и сегодня нажрёшься, я тогда уже и не знаю, что с тобою сделаю… наверное отравлю»!

Спустя ещё некоторое время, Ильенко смотрит в окно и видит, как по противоположной стороне улицы важно шагает Арнольд. Он одет в синюю кремпленовую пару и чистую, в цветочках, рубашку. На голове у Арнольда – узкая белая кожаная шляпа, которую он едва приподнимает, встречая знакомых. В левой руке Арнольда аккуратно уложенный увесистый бумажный пакет. «Пластмассовые стаканчики!» - догадывается Ильенко. Он какое-то время лежит в постели, размышляя на тему отравлений неизвестными ядами. Затем идёт принимать душ. Впереди трудный день.
 

            

               
               


Рецензии
Привет, Вальтер!
Обычные человеческие жизни. Ничем не отличающиеся от жизни тех людей, которым опосля устанавливают мемориальные доски. )) По мне, жизнь вообще какая-то бессмыслица.
С почтением, Н.Д.

Николоз Дроздов   02.11.2012 17:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Николоз!
В своё время меня изрядно впечатлила повесть "Демонтаж".
К сожалению, сейчас уже не вспомню, кто автор, поскольку читал её в конце 80х, а в то время буквально лавина хлынула литературы разной на ум и совесть бедного читателя. Так вот, там один из главных персонажей, скульптор, говорил, что Планета наша, в сущности, и предназначена для того, чтобы насаждать на неё памятники вождям.
Как тут не вспомнить Высоцкого: "Кого-то выбирают римским папою, кого-то запирают в тесный бокс..."
С почтением, В. С.

Валерий Шум   03.11.2012 07:08   Заявить о нарушении