Лабиринты Кенигсберга. Глава 5-3-1

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 5-3-1. Материалы, представленные Костей Беркутом. Пять версий Штайндамма. «Исчезнувший» бункер.

Книга А. Пржездомского «Янтарный призрак», К., 1997 г.

1967 г. Советские газеты, не привыкшие к незапланированным неожиданностям, вдруг взорвались броскими заголовками: «Тайна похищения Янтарной комнаты приоткрывается», «Признания Коха», «Будет ли раскрыта тайна Янтарной комнаты?», «Судьба сокровищ, награбленных фашистами в СССР»…

Статья капитана второго ранга Королева. В ней рассказывалось о том, что отбывающий заключение в варшавской тюрьме нацистский военный преступник Эрих Кох сообщил польскому журналисту о местонахождении Янтарной комнаты, пропавшей в годы войны…
В статье говорилось о работе какой-то комиссии, осуществляющей розыск Янтарной комнаты на территории Калининградской области…

Увлекательная книга В. Дмитриева «Дело о Янтарной комнате»…

Мы провели чуть больше недели в этом удивительном городе, облазив многочисленные развалины, «обследовав» глубокие подземелья и вернувшись с богатыми трофеями…

Летом 1969 г. нам с В. Купцовым довелось… работать в составе Калининградской геолого-археологической экспедиции и за короткое время познакомиться с такими интересными людьми, как директор Павловского дворца-музея, бывший хранитель Янтарной комнаты А. Кучумов, начальник экспедиции М. Попова, кладоискатель-энтузиаст И. Кедрик, бывшие жители Кенигсберга Макс Энгелин и Александр Вайнгартен.
О тех днях я могу рассказывать очень много: о спусках в подземные казематы и рыцарские комнаты бывшего Королевского замка, о подъемах на головокружительную высоту в развалинах Кафедрального собора и кирки Святого Семейства, ныне Калининградского органного зала, о раскопках в различных районах города и за его пределами, об удивительных находках, исчезнувших впоследствии…

Целенаправленное разграбление гитлеровцами музеев, дворцов, картинных галерей, библиотек, архивов, научно-исследовательских институтов, университетов, церквей, монастырей, частных коллекций на территории оккупированных стран привело к тому, что в Германии оказались сосредоточены значительные культурные ценности. Об этом известно из многочисленных трофейных документальных материалов, содержащих сведения о деятельности «Айнзатцштаба рейхслейтера Розенберга» и подчиненных ему восьми региональных штабов, группы особого поручения «Линц», «зондеркомманд» Кюнсберга и Мюльмана, групп VI-G, VII-C и III-D шестого, седьмого и третьего управления РСХА – Главного имперского министерства безопасности, подразделений Главного административно-хозяйственного управления СС и других учреждений нацистской Германии.

О концентрации на германской территории огромного количества культурных трофеев свидетельствуют документы штабов и отдельных частей вермахта, особенно материалы уполномоченных ОКХ по «защите произведений искусства» в прифронтовой полосе, а также архивы т.н. «Исследовательского и просветительского общества СС «Аненэрбе».

Общая стоимость захваченных гитлеровцами ценностей не поддается точной оценке, но достигала, по-видимому, нескольких миллиардов рейхсмарок. Подтверждение этому – ставшие известными выводы руководства нацистской партии, в частности А. Розенберга, который считал, что только к 14 ноября 1940 г., т.е. еще до нападения на Советский Союз, стоимость вывезенных культурных ценностей составляла не менее полумиллиарда марок.
Среди не найденных до сих пор произведений искусства числится и Янтарная комната из Екатерининского дворца города Пушкина, оценивавшаяся в свое время экспертами в один миллион рейхсмарок.

Помимо культурных ценностей, вывезенных нацистами из других стран, в годы Второй мировой войны, оказались утраченными и многочисленные произведения искусства, находившиеся в немецких музеях, замках, частных собраниях, также представляющие несомненный интерес для мировой культуры. Среди них – всемирно известная Серебряная библиотека герцога Альбрехта, скульптуры и картины выдающихся мастеров, художественные изделия из драгоценных металлов, камней и янтаря, ценные образцы оружия и естественно-научные экспонаты, значительные архивные и библиотечные фонды.

Целый ряд обстоятельств способствовал тому, что значительная часть произведений искусства, вывезенных германскими учреждениями с оккупированных территорий, оказалась в Восточной Пруссии.

Во-первых, к этому приводило особое положение в нацистской иерархии гаулейтера Эриха Коха, который, по многочисленным свидетельствам, проявлял исключительную активность в сборе собственной коллекции шедевров мировой культуры.

Во-вторых, начиная с 1941 г. вся территория центральной Германии стала подвергаться массированным налетам англо-американской авиации, достигшим 1943-1944 годах наивысшей интенсивности, что вынудило гитлеровцев принять меры по эвакуации отдельных художественных собраний на восток страны, где, как казалось, опасность была меньшей.

В-третьих, стремительное наступление советских войск в конце 1944 – начале 1945 годов и серьезные военно-стратегические просчеты Верховного командования вермахта привели к блокированию Земландского полуострова с суши, отсечения Восточной Пруссии от центральной Германии.

В-четвертых, возможности эвакуации ценностей морским и воздушным путем после 28 января 1945 года стали крайне ограниченными, чрезвычайно опасными и ненадежными ввиду тяжелых потерь противника в морских судах и авиации, абсолютного превосходства Военно-Морского флота СССР и его союзников на балтийских транспортных коммуникациях.

В-пятых, гитлеровское руководство, считая художественные и исторические ценности важной материальной основой для будущего возрождения национал-социализма, а также надежным источником существования в послевоенной Германии, предусмотрело осуществление целого комплекса мероприятий по их захоронению на территории Германии и, в частности, Восточной Пруссии.

Сразу же после окончания войны, вплоть до наших дней, судьба Янтарной комнаты оказывалась в эпицентре интересов всех, кто занимался сбором трофеев и поисками ценностей не только на территории бывшей Восточной Пруссии, но и далеко за ее пределами. За это время относительно судьбы Янтарной комнаты появилось множество свидетельств, позволяющих воссоздать все этапы ее движения, начиная от демонтажа в городе Пушкине в 1941 г. и кончая перемещением на территорию Кенигсберга и Восточной Пруссии в 1944-1945 годах.

Общее число людей, в той или иной степени располагающих сведениями об укрытии Янтарной комнаты на теперь уже российской земле, достигло 750. Среди них – непосредственные участники и случайные очевидцы захоронения, граждане, видевшие ценности уже после взятия Кенигсберга советскими войсками, и лица, слышавшие от других об укрытии ценностей…

Все эти свидетельства, содержащие различные интерпретации фактов укрытия ценностей, зачастую противоречащие друг другу, вместе с тем сходятся в одном: подавляющее большинство культурных ценностей, вывезенных гитлеровцами в Восточную Пруссию с территории Прибалтики, Украины, Белоруссии, ряда областей Российской Федерации, бывшего Генерал-губернаторства (Польша), а также размещавшиеся в немецких государственных учреждениях, организациях и находившихся в частных руках, в том числе конфискованные у лиц еврейской национальности и в культовых учреждениях, были укрыты на территории Восточной Пруссии, причем значительная их часть была сосредоточена в Кенигсберге и его окрестностях…

Некоторые ценности могли быть… эвакуированы из Восточной Пруссии в глубь Германии и укрыты в заранее подготовленных местах.

Большинство зарубежных исследователей, в частности Георг Штайн и Пауль Энке, придерживаются именно такой точки зрения, допуская потерю многих произведений искусства при транспортировке морем в конце 1944 – начале 1945 годов (т.н. «морская версия) или при сокрытии их в глубоких шахтах и соляных копях.

За все время поисков Янтарной комнаты в Калининградской области прорабатывалось более 250 версий ее нынешнего местонахождения, пронизывающих практически всю территорию самой западной части российской земли. Калининград и Балтийск, Черняховск и Правдинск, мелкие деревеньки и бывшие хутора, громадные форты и едва заметные подземные бункеры, полузасыпанные подвалы и подземные коллекторы – сколько их было, поисковых объектов, внушавших надежды на успех, дававших новый импульс работе экспедиций и самостоятельных кладоискателей, но в конце концов приносивших только разочарование и досаду…

Несколько версий связаны с конкретными объектами на территории нынешнего Калининграда - стертый с лица земли Королевский замок, некоторые подземные сооружения в районе прежней улицы Штайндамм и место, где располагалось имение бывшего гаулейтера Восточной Пруссии - Эриха Коха…

О ЯНТАРНОМ ЧУДЕ.

Янтарная комната, или, как она тогда называлась, Янтарный кабинет, была создана данцигскими мастерами в 1701-1709 г.г. по проекту известного немецкого архитектора Шлютера и подарена прусским королем Фридрихом Вильгельмом I русскому царю Петру Великому в знак уважения к России и с надеждой на более тесное военное сотрудничество ее с Пруссией.

Янтарный кабинет поместили сначала в Летний, а затем в Зимний дворец императорской фамилии в Санкт-Петербурге, и только в 1755 г. он был смонтирован в одном из залов Екатерининского дворца в Царском селе.
Вследствие того, что площадь зала значительно превышала размеры кабинета, архитектор Растрелли вынужден был дополнить ее убранство новыми элементами, выполненными безымянными крепостными резчиками и позолотчиками: зеркальными пилястрами, янтарными гирляндами, резными орнаментами.
Двенадцать янтарных панно, разделенных длинными узкими зеркалами в золоченых рамах с капителями, украшенными женскими головками, превосходные орнаменты, изящные резные украшения, четыре мозаичные картины флорентийских мастеров с аллегорическим изображением пяти человеческих чувств…
В лучах солнца она сияла чудесным светом, который может дать только янтарь…

Утром 14 октября 1941 г. семь солдат из саперного батальона 121-й немецкой пехотной дивизии под руководством уполномоченного по охране культурных ценностей группы армий «Север» ротмистра резерва графа Сольмс-Лаубаха и представителя начальника управления военных музеев капитана Пенсгена завершили демонтаж Янтарной комнаты, упаковали ее в 27 деревянных ящиков и погрузили на автомашины…

О КЕНИГСБЕРГСКОМ РАЙОНЕ ШТАЙНДАММ.

Почти семь столетий магистральная улица и весь прилегающий к ней район назывались Штайндаммом, что дословно переводится с немецкого как «каменная дамба», которая якобы существовала здесь еще в ХIII в.

Из книги Карла Розенкранца «Кенигсбергские зарисовки», Данциг, 1842 г.:
«Штайндамм – самая яркая улица Кенигсберга. Однако ее архитектура, за редким исключением, довольно невзрачна… Улица довольно широка, имеет тротуары и является «прогулочной» улицей, ведущей в «Хуфен» (ныне это район проспекта Мира) - место отдыха и развлечения горожан»…

Здесь, в условном треугольнике, образуемом Ленинским и Московским проспектами и улицей Генерала Галицкого, до сих пор остаются невыясненными, непроверенными ряд версий, касающихся судьбы Янтарной комнаты. Хотя некоторые из этих версий уже неоднократно упоминались в беллетристике, подлинные факты и события прошлого до сих пор остаются малоизвестными, что порождает множество домыслов и… предположений.

«ИСЧЕЗНУВШИЙ» БУНКЕР.

«На всех объектах подземного строительства категорически запрещается появление солдат вермахта в форме… Строжайшей маскировке уделить самое большое внимание. Особо ценные предметы… срочно замаскировать путем подрыва стен и в углубленных бункерах». (Из инструктивной шифротелеграммы, полученной из Берлина 6 марта 1944 г.

Если мы пересечем наискосок Ленинский проспект от гостиницы «Калининград» в сторону кафе «Минутка», что на Житомирской улице, мы как раз выйдем к тому месту, где, по свидетельствам очевидцев, находилось одно из самых загадочных, так и не найденных до наших дней, сооружений Кенигсберга, получившее наименование «бункера Брюсова»…
Речь идет о брате великого поэта, А. Брюсове…, археологе, профессоре, который работал в Государственном историческом музее.

Из справки Максимова «Краткая история розыска Янтарной комнаты»:
«В марте 1945 г., когда наши войска были на подступах к Кенигсбергу, Министерством культуры СССР к 11-й гвардейской армии был прикомандирован доктор исторических наук А. Брюсов (работник исторического музея). Для почтения старику надели погоны полковника, а в помощь придали двух адъютантов (старших лейтенантов). Этим преследовалась следующая цель: после взятия Кенигсберга найти, рассортировать и доставить по назначению награбленное немцами».

31 мая 1945 г. профессор Брюсов прибыл в составе небольшой группы работников в разрушенный до основания Кенигсберг…

Из дневника профессора Брюсова. Май-июль 1945 г.:
«Выяснили, что в «шлоссе» (замок) под грудой развалин сохранились некоторые музейные предметы… Я слежу за раскопками в старом замке с гв. кап. Чернышевым… Иногда по вечерам хожу в Гос. Архив помогать разбирать книги.
Со 2 по 15.4 мы с Чернышевым осмотрели в замке все, что могли»…

Впервые о бункере Брюсов узнал из одного документа, который оказался в ворохе бумаг, найденных в частично сохранившейся юго-восточной башне замка. В письме директора художественных собраний Кенигсберга доктора Альфреда Роде тайному советнику доктору Циммерману, сотруднику Музея Кайзера Фридриха в Берлине, которое было датировано 12 сентября 1944 г., в ответ на его вопрос о судьбе какой-то картины, переданной им во время войны на хранение в музей, сообщалось, что она помещена вместе с другими произведениями искусства в одно из помещений подземного бункера, «ключ от которого утерян».
Впоследствии профессор Брюсов сокрушался, что не придал значения обнаруженному документу, хотя и спросил у доктора Роде, почему он не упоминал об этом бункере ранее в ходе многочисленных допросов и бесед. Да и где, собственно, находится этот таинственный бункер?
Немецкий ученый неожиданно многословно стал рассказывать о каком-то подземном сооружении в районе Штайндамма, о том, что само здание занято военными и строго охраняется. Роде якобы нашел утерянный ключ и готов сопроводить туда советских офицеров для того, чтобы осмотреть хранящиеся там художественные ценности.
«Поскольку мы были тогда убеждены, что Янтарная комната сгорела в замке или вывезена из Кенигсберга, мы не поставили в связь сообщение об этом бункере с вопросом о Янтарной комнате. Но сведения о бункере… заинтересовали меня», - писал впоследствии Брюсов в одной из своих докладных записок.
На следующий день он и два других члена бригады, майоры Беляев и Пожарский, отправились вместе с Роде осматривать бункер.

Кенигсбергский район Штайндамм был разрушен до основания. Неожиданный налет советской бомбардировочной авиации весной 1943 г. отметил руинами несколько кварталов у Друммштрассе и Оберролльберга (ныне – улицы Больничная и Коперника), серьезно повредил корпуса университетской клиники в самом центре.
Налеты английской авиации на город в ночь на 27 и 30 августа 1944 г., явившиеся ответом на бомбардировки Лондона, превратили центр Кенигсберга в… развалины. В Штайндамме почти не осталось целых домов, повсюду виднелись лишь остовы когда-то роскошных зданий, улицы были завалены грудами кирпича и обломков, для проезда автомашин и трамваев кое-где расчищались узкие проходы…
То, что уцелело после налетов, обратилось в прах во время штурма города…
Плутая между развалинами, они наконец оказались около полуразрушенного здания с закопченными стенами. Окликнувшему их часовому профессор Брюсов предъявил пропуск, полученный накануне в центральной районной комендатуре, после чего группа вошла в здание.

А. Брюсов: «Бункер помещался на Штайндамме с левой стороны улицы, если идти от замка, на углу пересечения Штайндамма и Розенштрассе, или, может быть, во втором доме от угла. В бункер вела длинная лестница, вход на которую находился с правой стороны дома. Внизу, спустившись на 4 или 5 этажей…, мы оказались в прекрасно оборудованном бомбоубежище. Тут были спальни, комната для детей и ряд комнат, служивших… для хранения вещей… Но, вероятно, тут уже побывали люди и вынесли отсюда все ценное… Выбрав 2-3 лучшие вещи, мы вышли из бункера».

В беседе с А. Кучумовым, бывшим хранителем Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, Брюсов рассказывал, что помещения первого этажа дома, расположенного над бункером, были похожи на залы какого-то конторского учреждения… Группа спускалась вниз по крутой лестнице, минуя два яруса подземных помещений, двери в которые были заперты. Сопровождавший советских офицеров немецкий ученай А. Роде сказал, что не имеет никакого представления о том, что находится за дверями. В одной из расположенных в нижнем этаже бункера комнат они обнаружили сложенные штабелями картины итальянских мастеров ХVI-ХVII веков с этикетками берлинских музеев. После беглого осмотра живописных полотен, покрытых толстым слоем известковой пыли, двери комнаты были заперты, а ключ передан охранявшим здание солдатам…

Доктор Роде не случайно скрывал сведения об этом бункере и, возможно, был не откровенен, когда говорил, будто не знает, что спрятано за закрытыми дверями подземелья.

Из записки Брюсова «О судьбе Янтарной комнаты», 1961 г.:
«Роде говорил, что он не мог попасть в бункер, потому что потерял ключ; найдя его, он пошел с нами, но, когда мы пришли в бункер, ни одной двери не пришлось отпирать ключом. От какой же двери был этот ключ?
Попав в бункер, мы увлеклись рассматриванием найденных там вещей и совершенно не обратили внимания на А. Роде… В течение некоторого времени А. Роде около нас не было, он появился только тогда, когда мы собрались уходить. Где же он был?
Не находилась ли Янтарная комната в бункере и притом в том помещении, ключ от которого был у Роде? Ведь мы не осмотрели всего бункера. Не воспользовался ли Роде возможностью проникнуть вместе с нами в бункер, чтобы проверить, там ли еще находится она?»…

Профессор Брюсов со своими коллегами возвратился в Ленинград, но спустя 4 года, в конце декабря 1949 г., он неожиданно получил срочное предписание опять вылететь в Калининград для оказания содействия комиссии советских музеев. Для дачи показаний работающей там комиссии был также приглашен референт министерства просвещения ГДР доктор Герхард Штраус, бывший в свое время сотрудником Инспекции по охране памятников Восточной Пруссии…

Комиссия под руководством В. Кролевского, секретаря Калининградского обкома партии, вела интенсивный поиск сокровищ в развалинах Кенигсбергского замка и на других объектах города и области, используя для этого прикомандированные военные подразделения.

Брюсов, снова оказавшись в городе, с огорчением почувствовал, что ему очень трудно узнать облик даже ближайшей к замку местности… Профессор внимательнейшим образом осмотрел вместе с одним из членов комиссии инженером Якубовичем окружающие замок развалины, тщетно пытаясь натолкнуться на то здание, в котором был вход в бункер. Когда же обоих покинула надежда найти «объект», Брюсов заметил, что остов одного из домов имеет сходство с тем, который остался у него в памяти. Инженер же обратил внимание на трубы мощной вентиляционной системы, выходящие на поверхность, что могло свидетельствовать о наличии под землей обширного подземного сооружения.
Когда они попытались проникнуть через зияющий проем в нижнюю часть здания, оказалось, что подвалы практически доверху заполнены водой…

Из отчета Брюсова о командировке в Калининград 21-29 декабря 1949 г.: «24 декабря я ездил с тов. Якубовичем отыскивать то газоубежище, в которое в 1945 г. нас водил Роде на бывшем Штайндамме. Но дома там с тех пор развалились… Поэтому я мог указать только приблизительно некоторые из домов. Мы осмотрели там несколько подвалов, но не нашли того, что искали… Некоторые подвалы затоплены водой. Дальнейшие поиски продолжались без меня… Место это должно находиться около бывшей Розенштрассе»…

Примерно в том месте, где находился искомый «объект», размещалось отделение городского банка…

Где же все-таки этот… бункер? Таким вопросом задавались все, кто имел отношение к поискам Янтарной комнаты: и Кучумов, несколько раз пытавшийся отыскать его вместе с профессором Брюсовым, а потом уже и без него; и Кролевский, более 10 лет руководивший поисками в 50-е годы; и сотрудники экспедиции, начавшей свою работу в 1969 г…

Скупые сведения о бункере позволили лишь примерно определить ориентиры для поиска:
Во-первых, бункер находился на левой стороне улицы Штайндамм, если идти от замка;
Во-вторых, вход в него располагался в доме, стоящем на перекрестке этой улицы с Розенштрассе, ныне не существующей, в первом или втором доме от угла;
В-третьих, сам дом имел несколько этажей и глубокие, специально оборудованные подвалы или убежища;
В-четвертых, первый этаж этого дома занимало какое-то учреждение, может быть, банк или торговая контора…

Здесь улица Штайндамм расширялась, образуя перед отелем «Берлинер Хоф» своеобразную площадь. Двухэтажное здание «Дрезднер банка» под черепичной крышей отделяло ее от островка зелени вокруг Штайндаммской кирхи с остроконечной колокольней…
Вот здесь и выходили на Штайндамм две узенькие параллельные улочки – Розенштрассе, а чуть дальше, напротив кирки, - Николайштрассе (ныне – улица Сибирская). Дома были преимущественно старой постройки… Нижние этажи их состояли сплошь из больших стеклянных витрин, над которыми пестрели вывески располагавшихся здесь магазинов и учреждений: «Бюро путешествий Роберта Майхофера», «Шаттке», «Дом фото и кино», «Городская сберегательная касса», «Восточно-Прусский земельный банк», «Страховое общество Альбингия», «Сигареты и вино», кинотеатр «Призма»… Вход в интересующий нас бункер мог быть практически в любом из перечисленных учреждений, т.к. каждое из них производило впечатление «торгового или конторского». Но намеки доктора Штрауса о каком-то городском банке, располагавшемся в этом районе, сужают наш интерес до одного объекта – четырехэтажного дома №132-133, который как раз являлся вторым по счету от перекрестка с Розенштрассе, если идти от замка, что полностью соответствует воспоминаниям А. Брюсова…

Вполне возможно, что бункер мог быть построен во дворе этого дома в 1943-1944 г.г., или само здание имело достаточно глубокие подвалы, впоследствии переоборудованные под бомбоубежище.
Известен приказ полицай-президента Кенигсберга обергруппенфюрера СС Шене, предписывающий в 1943 г. развернуть строительство в черте города подземных сооружений, соединяющих здания в кварталах Кенигсберга, если они отстоят друг от друга не более чем на 20-30 метров. Аналогичные подземные укрытия сооружались и в рамках т.н. «Егер-программы» (Jager-Programm – условное наименование совокупности мероприятий, осуществлявшихся в гитлеровской Германии в 1944-1945 г.г. на основании решения руководства НСДАП. Предусматривала создание подземных укрытий для заводов, фабрик и иных предприятий, ценных машин и станков, эвакуируемых из зоны военных действий).

До начала систематических поисков «бункера Брюсова» на участке пересечения бывших улиц Штайндамм, Розенштрассе и Николайштрассе неоднократно велись поисковые работы. Это делалось при расчистке развалин и проезжей части улиц, а также позже, когда началось строительство жилых зданий и Дома профсоюзов…
По свидетельству главного инженера строительной воинской части, которая вела указанные работы, в одном из котлованов на Житомирской, приблизительно в том месте, где она пересекается бывшей Розенштрассе, была обнаружена полированная янтарная плитка размером 10х10 см… После этого о судьбе янтарной плитки, похожей на деталь какого-то большого панно, никто ничего не слышал.

Областная комиссия по розыску Янтарной комнаты, начавшая свою работу в конце 1949 г. с вызова в Калининград профессора Брюсова и доктора Штрауса, в течение нескольких месяцев вела интенсивные, но, к сожалению, бессистемные поиски по всему городу и области.
Были проведены осмотры 14 подвалов в развалинах домов по Житомирской улице. В одном месте… был обнаружен подвал, уходящий вниз на 3 этажа, два из которых оказались залитыми проточной водой, поступающей неизвестно откуда…
Спустя несколько лет в районе Житомирской улицы развернулось строительство жилых домов, и очень скоро территория, где предположительно находится бункер, оказалась застроенной…

Калининградская экспедиция начала систематическое изучение этого района в 1970 г., когда от расположенного неподалеку замка остались лишь груды кирпича и каменные обломки…

Брусчатка кое-где сохранившейся старой мостовой, крышки канализационных колодцев и решетки водостоков…

Электромагниторазведка… позволила выявить ряд аномальных участков, расположенных между домами. В течение двух месяцев здесь велись буровые работы, причем глубина отдельных скважин достигала 15 м… За все время работы было сделано более десятка раскопов между домами, расположенными в районе улиц Житомирской, Вагнера и Сибирской…

Ковш экскаватора, сняв метровый слой земли во дворе четырехэтажного дома в самом начале Житомирской, вдруг заскоблил по бетону. Под тяжестью ковша часть щебня вдруг осыпалась куда-то внутрь, открыв два пролома. Это был… бункер. В одном из проломов угадывались контуры спускающейся в темноту лестницы… Через некоторое время проломы были расширены до размера, позволяющего пролезть внутрь бункера и провести его обследование.

Из «Отчета Калининградской экспедиции о работе на объекте «Бункер Брюсова». 1970 г.:
Помещение убежища засыпано на 1,2 м кирпичом, металлическим ломом, деталями внутренней обстановки бункера, затоплено на 90 см водой. Железобетонное перекрытие толщиной 55 см, армированное железными прутьями диаметром 1,5-2,5 см в два слоя, было пробито в двух местах. Через эти отверстия диаметром 80 см вода из помещения была откачана насосом. Уровень ее остановился на 40 см… В заполнявшем бункер хламе были обнаружены обломки двухъярусных нар с остатками матрацев, набитых морской травой, 17 металлических ящиков-форм, две шкатулки-сейфа (открытые) и два сейфа. Один из них, маленький, вмазан в стену убежища… Оба сейфа оказались вскрытыми и совершенно пустыми… Кроме того, в бункере были найдены гаечные ключи, слесарный инструмент, кофеварка, бетонные кольца (детали печи)… чаша десертная с монограммой Г. Роде… детали велосипеда… Дополнительных сооружений, пустот под бункером-убежищем не обнаружено»…

Бункер был найден, но оказался он совсем не тем, который искали. Ни бурение в полу его помещений, ни пробивка карпичных стен в разных направлениях не позволили обнаружить каких-либо признаков перехода в другое подземное сооружение… Бункер являлся, по-видимому, заурядным бомбоубежищем, каких в Кенигсберге было тысячи…

Из письма Беляевой в Калининградскую экспедицию:
«Брюсов был человеком довольно своеобразным, он сам вел все переговоры с Роде, и в то время он ничего не рассказывал о Янтарной комнате, кроме того, что ему якобы сказал Роде, что немцы вывезли Янтарную комнату с другими ценностями, такими, как подлинные рукописи И. Канта и др., в глубь Германии»…

Якубович категорически отрицал тот факт, что участвовал после войны вместе с профессором Брюсовым в осмотре подземных сооружений на бывшей улице Штайндамм…

Ни один человек из тех, кто работал с Брюсовым в Кенигсберге в 1945 г., не мог ничего вспомнить о бункере на Штайндамм… Все категорически отрицали свое участие в осмотре или поисках этого бункера. Геофизические исследования, проверка аномалий с помощью бурения и раскопов… результатов не дали. Таким образом, экспедиции ничего не оставалось, как прекратить поиски…

Из отчета Калининградской экспедиции по объекту «Бункер Брюсова». 1976 г.:
«Предлагаем: заявление профессора А. Брюсова о возможном захоронении Янтарной комнаты в бункере на Штайндамм считать ошибочным. Объект «Бункер Брюсова» закрыть. Продолжать поиски бункера в другом районе»…

Отдельные факты и обстоятельства, которым не дано объяснение и по сей день:

Во-первых, от компетентных органов была получена информация о том, что один из бывших жителей Кенигсберга утверждал о наличии на улице Штайндамм трехэтажного бункера, в котором хранились какие-то картины. По мнению немца, эти картины были тайно вывезены из Кенигсберга осенью 1945 или весной 1946 года специально оставленным в городе подразделением «Вервольфа»…

Во-вторых, экспедицией было получено письмо от рабочего целлюлозно-бумажного комбината Пака, живущего в Калининграде с 1946 г., который давал очень подробное описание развалин на исследуемом участке Житомирской улицы. В частности, он обращал внимание на большой бункер под административным зданием на пересечении Житомирской и бывшей Вагнер-штрассе (ныне – улица Вагнера), а также – на необычные развалины одного из близлежащих домов. Он писал:
«Весь этот район был разрушен налетами авиации, что было видно по стоявшим вокруг стенам с полностью выгоревшими деревянными перекрытиями. На месте же этого дома… лежала аккуратная груда кирпичей, создающая впечатление, что дом был рассыпан от взрыва изнутри. Во все соседние подвалы легко можно было проникнуть, в подвал же этого дома ниоткуда хода не было, кроме как через не полностью завалившуюся лифтовую клетку. Клетка шла до нижнего этажа подвала и еще ниже, в бункер, но там было все полностью завалено… Этот подвал вызывал большой интерес… и тем, что туда пытались лазать немцы, несмотря на явное неудобство входа».

В-третьих, многочисленные беседы с прорабами и рабочими, участвовавшими в строительстве домов на бывшей улице Штайндамм, позволили установить, что здесь все-таки было одно здание с глубокими и обширными подвалами, и впоследствии на его месте был возведен жилой четырехэтажный дом.

Но главное состоит в том, что версия Брюсова о возможном захоронении Янтарной комнаты в бункере на Штайндамм не была проверена целенаправленными поисками. Экспедиция не смогла обеспечить достаточный уровень аналитических исследований, которые позволили бы из отрывочных фактов и предложений воссоздать обстоятельства сокрытия ценностей в указанном районе Кенигсберга и осуществить точную их привязку к современной территории. Отсюда, возможно, и низкая результативность поисковых работ.

Продолжение: http://proza.ru/2012/10/21/1671


Рецензии