Земляк

Когда я был в отпуске, Маруся говорила мне про стариков, живущих на нашей улице. Она у них покупала молоко. Она говорила, что у них был сын. Ещё до войны он был взят на действительную службу. В начале войны попал на фронт, и с тех пор они никаких вестей о нём не имели. Похоронок не было. От него, кажется, в начале получили одно или два письма, и всё. Они заказывали панихиды, считая его погибшим.
 Я не забыл этот разговор, и на всякий случай имел в виду проверить, если представится случай.
После поездки домой мне хотелось вообще встретиться со своими земляками из Башкирии, которую я очень хорошо знал, и поэтому и здесь, в этом лагере хотел узнать, есть ли среди них из Башкирии. Где и когда попали. Ну и что представляют они из себя сейчас.
Как-то было время свободное, я ходил по лагерю и подошёл к группе отдыхающих, спросил, нет ли среди них кого-нибудь из Башкирии? Мне бы хотелось увидеться со своими земляками, тем более что недавно по ранению я был в отпуске дома.
- А это мы сейчас вам устроим, - ответили товарищи из этой группы.
И тут же по линии команда: кто из Башкирии, на такую то линейку, точно указано место сбора. И тут быстро собрались человек двадцать или больше моих земляков из многих районов Башкирии.
Все районы Башкирии я знал, так как везде побывал в связи с постоянными командировками. Везде у меня были знакомые люди. И поэтому когда я стал говорить с тем или иным земляком, мы находили и общих знакомых, и общие интересы. Я рассказал, чем живёт Башкирия сейчас в эти дни.
Наконец, я обратил внимание на молодого человека, ожидающего своей очереди для беседы. Это был молоденький младший лейтенант, как я узнал впоследствии.
- А вы откуда? – спросил я его.
- Из Бирска.
- Из района или из города?
- Из самого города.
- Вот это уже подлинно земляк. Где же вы там жили?
-  На Революционной улице. Это нашу улицу пересекают при спуске к пристани.
-  Подробности можете не рассказывать, потому что я сам живу на этой улице на углу, при пересечении этой улицы улицей Коммунистической, в доме Морозовых.
-  Что-то я там вас не видел, а я ведь на своей улице каждого знаю.
- Когда вы призваны в армию?
- В 1939 году, осенью.
-   Ну вот, а я туда приехал осенью 1940 года. Так что наша с вами встреча в Бирске не могла состояться. А вот скажите, кто у вас дома?
-  Отец и мать. Они уже пожилые. Как живут, не знаю. Поди, и живых нет, такое тяжёлое время.
-  Знаю я и о ваших родителях. Недавно по ранению отпускали домой. У меня детишки. Жена говорила, что берёт молоко у стариков с нашей улицы, у них хорошая корова. Она мне и рассказала, что старуха очень горюет о сыне, с самого начала войны нет весточки. Она уже панихиды заказывает за каждый раз о сыночке. Уж не ваши ли это родители?
- Это они! Других там нет. Ну, как они?
-   Не был я у них. Не видел. Но жена говорит, что так они чувствуют себя не плохо и живут не в нужде. Ведь там войны не было.
Я спросил его имя, отчество и фамилию, год рождения, звание. После нашёл его карточку. Из которой видно, что попал в плен раненым.
Я написал жене, что видел сына стариков, у которых она берёт молоко. Скоро он сам сможет сообщить о себе. Вскоре ему разрешили переписку, ну а потом он получил направление в Управление кадров наркомата обороны.


Рецензии
Прочитав этот рассказ, вспомнил, что тогда сам ходил к этим старикам за молоком. Жили они чуть ниже нас по Коммунистической, на другой стороне улицы. По середине улицы при таянии снега и от дождей промыло довольно глубокий овраг, так что улица была просто непроезжей.
Поллитра молока стоили 25 рублей.
Молоко наливали мне в стеклянную бутылку, затыкали пробкой из скрученной газеты, чтобы я не разлил, переходя овраг. На этом овраге позже я и ногу вывихнул, спасаясь от гусака ...
Владимир Киселёв.


Владимир Киселёв 4   23.10.2012 10:25     Заявить о нарушении