Бабочка

   На ступеньках поселкового магазина сидел белобрысый мальчик и плакал.
   - Ты почему плачешь? Тебя кто-то обидел? Он покачал головой.
   - Может ты потерялся? Где твоя мама? Мальчик мотнул головой в сторону магазина.
   Лицо его было грязным от частого вытирания слез не совсем чистыми руками. А в глазах, по-детски широко открытых, было такое безутешное горе, что взглянув в них, я даже растерялась.
   - Может, расскажешь, отчего же ты плачешь?
   - Она умирает, – еле выговорил, всхлипывая мальчик.
От этих слов мне стало как-то не по себе, и мурашки поползли по телу.
   - Кто умирает? - тихо спросила я.
   - Моя бабочка умирает, - также тихо произнес мальчик и протянул мне ладошку, на которой на боку лежала бабочка с надорванными кое-где по бокам и лишенными пыльцы крылышками.
   Она изредка пошевеливала тоненькими лапками, силясь, очевидно подняться и встать.
   - Видите, она умирает, - повторил, всхлипывая мальчик, - и я не могу ей ничем помочь. Я подкидывал ее высоко вверх, чтобы она смогла полететь, но она падала на землю и ползала по ней, взмахивала крылышками, но не могла взлететь 
и валилась то на один бок, то на другой. А сейчас уже и не ползет, умирает.   Мальчик опять заплакал.
    «Бедный ребёнок! Как же ему помочь справиться с горем?»
    - А скажи мне, пожалуйста, как ты ловил эту бабочку – руками или сачком, - задала я вопрос, скорее для того, чтобы отвлечь на некоторое время мальчика от его страданий.
         
    Мальчик перестал плакать, вытер кулачком слезы и удивленно взглянул на меня.
    - Руками, конечно, откуда у меня сачок? Мы только вчера приехали на эту дачу.
      
      
    - Ну, вот, - сказала я, - это и есть та ошибка, от которой сейчас умирает бабочка.
    - Как это? Я не понял!..
 
    Я заметила, что мальчик перестал не только плакать, но даже всхлипывать, надо было продолжать разговор.

   - А вот так, - сказала я, - когда ты ловил ее, то нечаянно повредил ей крылышки. Вот расскажи мне – долго ты ее не мог поймать?

   - Очень долго, - оживился мальчик. - Только подкрадусь к ней, когда она сядет на цветок и сложит вместе крылышки; хочу схватить ее, а она – раз... и улетела!
И так раз двадцать или больше даже. Думал, что так и не поймаю эту красивую бабочку. Но потом я придумал, как ее обхитрить! Снял курточку и стал ждать и только она села на цветок, я тут как тут, – раз!.. и накрыл ее своей курточкой.  Обхитрил, все-таки, - и мальчик, довольный собой засмеялся.

   - Да ты, оказывается, не только ловкий, но еще и хитрый! А разве хорошо быть хитрым? - Я испытующе посмотрела на мальчика.

   - Иногда бывает хорошо, - с деловым видом взрослого ответил мальчик. – Вот если бы я не схитрил, то и не поймал бы эту бабочку.
      
   - Иногда хорошо, говоришь? – продолжала я разговор с мальчиком, который казалось, уже забыл о своем горе.

   - Вот ты обхитрил бабочку, поймал ее, а что из этого вышло? Бабочка умирает, она никогда уже не будет летать, радоваться солнечному дню, садиться на цветы и пить их нектар, она сейчас умирает по твоей вине. Жизнь ее закончилась, потому что ты сумел обхитрить ее и поймать, взять в плен. И вот теперь полоненная, она умирает.

   От этих моих слов мальчик опустил голову и вздохнул.

 А я продолжала: – Человек, конечно, сильней и хитрей любой бабочки, птички или какой другой безобидной букашки. Но разве это дает ему право, вести себя так необдуманно? Ты говоришь, что бабочка понравилась тебе. Она была очень красивой. И тебе захотелось ее, поймать.
Но подумай, если бы ты не старался ее поймать, а просто понаблюдал за ее полетом, и любовался ее красотой, она была бы сейчас жива, и завтра, выйдя на прогулку, ты опять мог бы восхищаться ей.
   
   - Я не хотел, чтобы она умирала… Я бы потом ее все равно отпустил, пусть  летит, себе куда хочет.

   - Но она же не смогла улететь, когда ты ее подбрасывал вверх! А знаешь почему?
   Крылья всех бабочек покрывает нежная тонкая пыльца. Эта пыльца является для бабочки защитным слоем, как наша кожа, но только она очень тонкая и ранимая.   Когда ты держал бабочку в руках, эта пыльца снялась твоими пальчиками с крылышек, а без этой пыльцы, бабочка никогда уже не сможет летать и жить.

   Мальчик еще ниже опустил голову. Глаза его потускнели.

   "Сейчас опять заплачет", - подумала я. - Тебя как звать? – скорей поспешила я задать вопрос.

   - Илья, - ответил он и посмотрел на меня.
 
   - А меня – Анна Сергеевна, - улыбнулась я.

Илья тоже улыбнулся. А потом с надеждой посмотрел мне в глаза. -Анна Сергеевна, а можно бабочку полечить, чтобы она не умирала? Вот, когда люди заболеют, их ведь вылечивают и они не умирают.

   -Должна тебя огорчить, Илья, эту бабочку уже не вылечит, даже добрый доктор Айболит из сказки Корнея Чуковского. Пыльца не восстанавливается.

   -Анна Сергеевна, если эта пыльца не восстанавливается, так ее можно заново напылить! Взять пыльцу от каких-нибудь цветов и насыпать ее на крылья бабочки сверху, - не унимался Илья.

   Желание вылечить бабочку было так велико!

"Милый добрый мальчик, как же мне не хочется тебя разочаровывать, но придется".
   -Дело в том, Илья,- продолжала я разговор, - что это вовсе не пыльца, просто люди так привыкли ее называть. Крылья бабочки покрыты тончайшими чешуйками с двух сторон крыла. Чешуйки эти настолько малы, что их невозможно увидеть простым глазом, и поэтому они воспринимаются нами, как пыльца. Пыльца же от цветов не подойдет. Она имеет совсем другой состав и намного раз крупнее, чем та, что покрывает крылья бабочки.

   Придется тебе смириться с гибелью этой бабочки. Я бы не советовала тебе их ловить, ну, а если уж очень хочешь, то ловить не руками, а сачком. Только надо знать для какой цели ты их ловишь. Многие ловят бабочек для коллекций, но мне кажется, лучше их фотографировать! Запечатлеть бабочку можно в разном ракурсе: в полете, сидящей на цветке со сложенными крыльями или расправленными. Этой красотой потом можно любоваться сколько угодно и показывать коллекцию друзьям и знакомым.
   Как тебе такой расклад? - улыбнулась я ему и увидела, как радостно заблестели глаза мальчика...

   Из магазина с двумя большими пакетами вышла мама мальчика. Она подошла к сыну и увидев, что он больше не плачет сказала:
   - Я позвонила папе, завтра он привезет тебе сачок, наловишь таких бабочек сколько угодно, даже еще красивее той, что... - но мальчик не дал ей договорить.
 
   - Мамочка, мне не нужен сачок, перезвони папе, умоляю тебя, пусть он купит мне фотоаппарат. Я решил никогда больше не ловить бабочек, я буду их фотографировать!

   Мама удивленно посмотрела на сына. А Илья подошел ко мне и, как взрослый, протянул мне свою ручонку. Я протянула ему свою руку, а потом не удержалась, подняла его и поцеловала.

   Ничего не понимающая, мама мальчика подошла к нам.
   - Объясните, пожалуйста, что все это значит и как это понимать?
   - Это может означать только одно, - сказала я, улыбаясь,- у вас растет замечательный человечек!
   

Издано: Альманах "Чувства без границ" № 21 2013,  книга - Рассказы для детей
"Настенька и её друзья"  изд. "Геликон Плюс" - Санкт-Петербург, 2014.
    


       


       

 


 





      


Рецензии
Дорогая Людмила Петровна, мне очень понравился Ваш рассказ! В нём много познавательного не только для детей, но и для взрослых. Я полагаю, прочитав его ребёнку, он тоже не станет ловить бабочек голыми руками.
Удачи Вам, дорогая Людмила Петровна!

Зоя Воронина   02.07.2021 09:32     Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогая Зоя, за добрый отзыв!

Всего вам самого хорошего!

Жеглова Людмила Петровна   03.07.2021 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.