Чудо фотографии

   Сейчас - господство цветной фотографии, воздействие которой на зрителя огромно. А мне однажды довелось испытать на себе сильнейший эффект чёрно-белой.

   Как-то в студенческие ещё годы родственница привела меня домой к своей подруге. Её муж, по выражению моей провожатой, "увлекается фотографией". На стол передо мной выложили груду снимков разного формата. Некоторые слегка выгибались или топорщились из-за приподнятых уголков, не все в глянце. Словом, ни дать ни взять - незамысловатая домашняя коллекция.

   Я стала их пересматривать и после третьего-четвертого перестала ощущать реальность. Описать состояние, в которое я впала, не берусь. Если приблизительно, то - наваждение.

   Там отсутствовала запечатленная намеренно красота, не заметила я и ни одного постановочного снимка. Все - только сиюминутно выхваченные глазом художника мгновения.

   Я уверена, он не отдавал себе отчёта - времени на это не было - почему вдруг нацеливал аппарат и скорее-скорее забирал эти мгновения себе для сохранности, пока они не исчезли, не растаяли в непрерывно бегущем времени.

   В каждой из заснятых бесхитростных сценок присутствовал какой-то потаённый смысл и странная, загадочная сила. Казалось бы, ну чем может взволновать рядовая домашняя фотография? Вечер. Уголок кухонного стола, примкнутого к стене. Слева, как бы на переднем плане, стопка немытой посуды, одна в другую с перекосами. Чуть дальше - настольная лампа, проливающая из-под абажура свет на свободный участок стола.Там  лежит раскрытая книга, над которой склонилась сидящая за столом женщина, полностью ушедшая в чтение.

   Скажите мне, что может быть такого в этой картинке, чтобы защемило сердце? Какой подтекст считывает сознание и отправляет непосредственно в область эмоций? Нет ответа.

   Или вторая из множества, врезавшаяся мне в память фотография. Грязь без конца и без края, очень характерная для нашего черноземья. Зарядят осенние дожди, и всё пространство немощёной улицы или площади становится непроходимым.

   Итак: море грязи и ничего другого вокруг. В центре - типичная русская бабка в традиционном головном платке, завязанном под подбородком, юбке в сборку, кофте навыпуск и с коромыслом на плече. Шагает по этой грязи, по которой пройти нельзя! Нет, упрямо пробирается к цели. Сапоги увязли выше щиколотки, ведра в разлёте, еле держатся на крючках, но бабка не сдаётся. Вид непреклонный, да и куда деваться, если - надо! И дойдёт, можно не сомневаться.

   И опять подтекст такой, что и смешно, и слёзы наворачиваются...

   Фотографий насчитывалось десятка два. Под конец просмотра своё состояние я охарактеризовала бы как перенесённый нервный стресс, - необъяснимо! И помню ведь до сих пор, а сколько уж всего видано-перевидано...

   Понимаю: невозможно передать чувства словами, всё равно выходит по анекдоту: тебе нравится,как Челентано поёт? - Нет! - А ты хоть слышал? - Нет , мне сосед напел!

   Вот и я , как тот сосед, напела Вам.  Знала,  что не получится, но "я, по крайней мере, хоть попыталась..."


   P.S. Этот казанский фотохудожник приобрёл заслуженную известность;  много позже я  встречала его работы на выставке в Москве.


Рецензии
Вы ведь, Левва, тоже сотворили настоящее чудо. Так рассказали, что и я отчетливо увидела и женщину, склонившуюся над книгой, и стопку немытой посуды, и уютный свет кухонного пространства. Как художник подбирает нужные краски для своих картин, так и Вы, Левва, точными словами смогли передать свои ощущения, которые теперь стали не только Вашими, но и моими тоже.
Всего Вам самого хорошего, Валентина!
Спасибо!



Мария Левина   22.05.2018 09:36     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Мария!
Сейчас, когда я ничего не публикую и почти не пишу отзывов, каждое светлое, доброе словечко особенно в радость.)
А вы стали писать стихи, это очень интересно, постараюсь читать всё. Вдохновения Вам и поводов побольше.)
С теплом,
В

Левва   22.05.2018 21:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.