Выбор лидера и образование социальной группы

      В этой работе использованы непосредственные наблюдения за социальным поведением людей в течение всей моей жизни (приблизительно  в 40 социальных группах) и документальные фильмы о социальном поведении людей и животных. В частности, документальный телесериал «Последний герой», в котором его участники по условиям проекта постепенно отчисляли с острова всех, пока не оставался один, который и был «последним героем». В конце каждой серии «последним героем» всегда становился естественный  лидер, которого официально выбирали в самом начале поселения на острове,  чаще  это был мужчина. А "неформального" естественного лидера, которым всегда была женщина, люди отчисляли, не смотря на то, что во многих случаях она, как лидер, была сильнее. В нескольких сериях была завуалированная травля изгоя, временная или постоянная.

                                                    -

       Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, чтобы это увидеть. Опишу два наблюдения, где процесс выбора лидера и образования социальной группы наиболее хорошо заметен.
       Дети были собраны для отправления в пионерский лагерь и ждали автобуса. Они ещё ничего не знали друг о друге, не успели узнать, они только молча присматривались друг к другу. На их лицах были беспокойство и тревога. Так прошло полчаса. Наконец, кто-то из воспитателей объявил, чтобы никто не расходился, так как скоро начнётся посадка на автобусы. Стало очевидно, что весь лагерь уже в сборе. Через несколько минут от группы детей около 60 человек, из разных мест отделились 5 наиболее уверенных, смелых, активных и смышлёных мальчиков, лет по 12-13. Каждый из них вызывал симпатию и уважение, и каждый мог бы быть лидером. Подойдя друг к другу, они искали взглядами ещё кого-то. Наконец, они увидели мальчика, которого предстоящий отъезд как будто совсем не волновал. Он не беспокоился и не нервничал - как остальные. У него был спокойный, уверенный, благодушный и скучающий вид. Лица мальчиков осветила радость, и они тут же направились в его сторону. Каждый из них, подойдя к нему, представлялся и пожимал ему руку. На их лицах были написаны уверенность в выборе и уважение, они как бы молча говорили ему: «Ты тот, кто нам нужен». Он был удивлён и благодарен. Мальчики вздохнули с облегчением, как будто сделали, наконец, тяжёлую и важную работу. Закончив с выбором лидера, подростки стали оглядываться по сторонам и рассматривать окружающих детей. Осмотр их удовлетворил. Но вот они увидели одного мальчика, у которого было злое выражение лица, и он ни на кого не смотрел. С удивлённо-возмущёнными лицами ребята направились к нему, но он, не глядя на них, всё с таким же выражением лица надел рюкзак и быстро пошёл к автобусу, так как объявили посадку. Один из мальчиков бегом обогнал его и заглянул ему в лицо. И тут же с облегченным и обрадованным видом вернулся к группе лидеров и молча, мимикой и взглядом успокоил их, что всё в порядке. Рядом со мной стоял ещё один мальчик, который смотрел на толпу ребят со смешанным выражением лёгкого беспокойства и радости от ожидания предстоящих перемен. Он, как и я, смотрел на толпу в  центре площади, но не видел того, что происходило. Мальчики посмотрели на него строго, но  подходить не стали. Он не заметил этого (или не обратил внимания). В автобусе избранный лидер неожиданно повернулся к этому мальчику и посмотрел на него. На его лице были написаны: обида, удивление и насмешливо-возмущённое пренебрежение, что можно было  перевести на язык слов приблизительно так: я не достаточно хорош для тебя, чтобы признать меня лидером? Но тот мальчик опять ничего  не понял. В лагере лидеры называли этого мальчика "профессором", хотя ни стремления к знаниям, ни особого ума или таланта этот ребёнок не обнаруживал. Они дали ему прозвище: "профессор" потому, что  он имел своё собственное мнение, отличное от их мнения и мнения всей группы (которое совпадало с их мнением), но не преследовали его. Выбранные лидеры своей активностью делали интересной жизнь всех детей в лагере. В том числе - и жизнь мальчика, которого они добродушно называли "профессором".
          Во время выбора главного лидера, действия мальчиков были осознанными. Они понимали, что выбирают лидера. Каждый из них представился избранному лидеру, пожал ему руку и выразил ему своё одобрение. А слова и жесты - это осознанные действия.   Но сам выбор они не могли совершить осознанно, потому что они ничего не знали о выбранном ими человеке. Они выбрали его  точно так же, как выбрали их самих: увидели его издали и сразу поняли, что он - самый сильный лидер
           А вот пример выбора лидера в малой группе среди взрослых людей. В этой группе уже был координатор — экскурсовод.  Причин для сознательного выбора нового лидера как будто бы не было.
            Члены туристической группы постепенно собирались на вокзале. Люди держались безлично и настороженно (позже выяснилось, что все они хорошо знали друг, друга, а трое из них были близкими родственниками). Когда экскурсовод объявила, что вся группа  в сборе (8 человек), - неожиданно наступила тишина. Люди как будто ощущали растерянность и беспокойство. Они молча вопросительно заглядывали в глаза друг другу. Наконец их взгляды остановились на мне. Они подошли ко мне и требовательно посмотрели мне в глаза. Я физически ощущала, что от них ко мне как бы тянутся невидимые руки с требованием: "Дай"! Я не знала, чего они хотят, но знала, что у меня этого — нет. "Нет", - молча ответила я им. Разочарованные они отошли к другой женщине, которая уже успела подружиться со мной, и стояла  рядом. Застенчиво и покорно улыбаясь, они молча смотрели на неё. В их глазах был вопрос и надежда. На язык слов это можно перевести так: "Ты - наша мама?".  Выражение её лица и глаз было строгим, его можно было перевести на язык слов следующим образом:  "Может быть. Если заслужите. Я подумаю". Их глаза и лица выразили готовность подчиняться. Она снисходительно молча согласилась. Вся группа с надеждой и благодарностью робко смотрела на неё, как на высшее существо, которое даст им нечто крайне важное.  Эта молодая женщина вела себя приветливо, спокойно, скромно, без видимой агрессивности или властности. И никогда не высказывала мнения, отличающегося от общепринятого. Из разрозненных людей она создала сплочённую группу, не проявляя никакой активности. Она ничего не говорила и ничего не делала, она только смотрела в ответ  на их ищущие взгляды: строго, сурово, поощрительно, ласково - и т.п. И каждый из них был сплочён только с ней, а не друг с другом. Именно она решала, куда всем идти и что делать. Все сразу соглашались, и конфликтов не было. Например, в последний день отдыха лидер спокойно и уверенно запретила одной из женщин группы (которая недавно вышла замуж) пойти вместе с мужем на небольшую цветущую гору с кристально чистыми ручьями. Это было в феврале, и в местности, из которой они приехали, была зима. Взамен лидер предложила им этот день провести вместе со всеми. При этом она предлагала не прощальную вечеринку, а обычное общение. И та женщина, глядя  на лидера преданно и покорно, с искренней любовью и восхищением, можно сказать, с благоговением, с восторгом подчинилась.  Молодая  супружеская пара на гору не пошла.
          В этом примере нового лидера  выбрали  без слов и жестов, только взгляды и едва уловимые изменения мимических мышц, которые обычные люди не замечают и не осознают. Таким же было и последующее общение между лидером и группой.
          Оба примера наглядно демонстрирует инстинктивную природу социальных отношений, особенно - последний. Все члены туристической группы (кроме меня и будущего лидера) были из одного и того же украинского села, рабочие по уходу за скотом, доярки, трактористы. Своим лидером они выбрали человека не из своей среды, очень сильно отличающегося от них во всех отношениях: молодую интеллигентную женщину (инженера конструкторского бюро), горожанку, еврейку. И беспрекословно подчинялись ей, глядя на неё с благоговением, как на высшее существо. Их выбором и поведением руководил не разум, а инстинкт.
          В основном, люди осознают своё инстинктивное поведение во время действия полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Но когда речь идёт о поведении людей в социальной группе, то они уверены, что социальный инстинкт обусловливает лишь стремление к жизни в обществе и образование иерархии, а поведением руководит разум. Это происходит потому, что человеку ХОЧЕТСЯ делать то, что велит ему инстинкт, он делает это добровольно, как бы по собственному желанию. А инстинктивные взаимодействия в социальной группе осуществляются посредством различных способов невербального общения и безусловных рефлексов, которые большинством людей не осознаются. Внимательно наблюдая за собой и за людьми, можно заметить, что любое инстинктивное действие начинается с соответствующего ему влечения. Правильное поведение и удовлетворение влечения награждается удовольствием и радостью. И потому я назвала это воздействие инстинкта на сознание «поощрительным действием инстинкта». Неправильное поведение или игнорирование влечения наказывается отрицательными эмоциями. И потому я назвала это «наказывающим действием инстинкта».  При появлении ситуации, подходящей для удовлетворения влечения, включается исполнительная программа инстинкта, состоящая из множества безусловных рефлексов, каждый их которых включается на строго определённый раздражитель. В приведенных выше примерах в обоих случаях выбор лидера начинался только после того, как становилось известно, что ВСЕ члены будущей группы уже собрались. Т.е. сложилась нужная для выбора лидера ситуация. Но сам выбор был неосознанным. Надо думать,  осознание ситуации автоматически запускало программу инстинктивного поведения. Безусловные рефлексы общения  осуществляются посредством излучения мозга. Наиболее наглядный пример такого рефлекса - непроизвольное оборачивание во время взгляда за спиной на относительно далёком расстоянии (на очень близком расстоянии человек может ощутить тепловое и эмоциональное излучение от тела смотрящего и обернуться произвольно, при нежелании он может не обернуться). Непроизвольное - означает рефлекторное, очевидно, в ответ на направленное излучение мозга другого человека. Взгляд, который заставляет реципиента непроизвольно обернуться, тоже инстинктивный. Сознательно можно долго и упорно смотреть в спину того же самого человека, но он не обернётся.  Во время инстинктивного социального поведения люди постоянно осознают себя и отдают себе отчёт в своих действиях (но, обычно, не осознают истинную причину своих побуждений). Вероятно, в промежутках между безусловными рефлексами включается мышление, обеспечивая возможность прерывания инстинктивных действий в соответствии с изменениями ситуации. И людям кажется, что их поведение сознательное. Человек, ощущая то или иное инстинктивное чувство, не  осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, а его социальное поведение направляется инстинктом. И объясняет себе всё это с позиции осознанного восприятия мира. Например, чувство уважения. Разумом люди уважают друг друга за различные достоинства: ум, силу воли, таланты и умения, и т.д. Инстинктивно -  тех, у кого более сильная лидерская программа, и тех, кто победил в инстинктивной психической борьбе, даже если он неправ. Ощущая инстинктивное уважение к человеку, они наделяют его качествами, которые с их точки зрения являются достоинствами, часто не замечая, что у этого человека таких качеств нет.
         Второй неосознанный способ невербального общения – язык тонкой мимики и взглядов. Осознанно люди общаются с помощью речи, хорошо заметной мимики и жестов, отражающих их чувства и эмоции. Я заметила, что в промежутках речевого общения люди  общаются между собой на языке едва заметной тонкой мимики и взглядов, выражающих их мысли, которые они хотят сообщить друг другу без слов. Например, взяточник осознанно молча требует у просителя взятку. И проситель сразу  это осознаёт. Но каким образом взяточник молча требует  деньги, и как проситель это понимет, люди не задумываются. Они общаются на немом языке, не зная, КАК  они это делает, и не думая о том, что это — тоже речь. Т.е. это - произвольное сознательное общение неосознанным способом, который я назвала «инстинктивным языком немого общения». Тончайшие изменения мимики  и взглядов во время произвольного немого общения фиксируются на фото и киноплёнке, и, следовательно, их видят все, но большинство людей не осознают увиденное. Возможно, они не различают мельчайших изменений мимики и выражения глаз подобно тому, как не различают слишком мелких деталей узора (который они воспринимают, как пятно). Но их мозг – различает, ибо, судя по последующим изменениям  поведения, люди получают   выводы неосознанного общения  в виде «интуитивного» знания или чувства.  Интуиция — это результат неосознанного анализа, т.е. - без участия речевого сознания. 
          Во время инстинктивного поведения в социальной группе люди  почти постоянно произвольно общаются на  инстинктивном языке немого общения и путём безусловных рефлексов, осознавая только результат этого общения. Слова при этом имеют  для них второстепенное значение, либо не имеют значения вовсе. В мире немого общения обычные заурядные люди выглядят удивительно умными,  они понимают друг друга с первого взгляда и как будто знают все неведомые науке законы поведения. Но очень скоро я убедилась, что все они ничего не знают о второй стороне своей жизни и о законах поведения, которым следуют. И поняла, что ими управляет  инстинкт.  Интересно, что точно так же (посредством инстинктивного языка немого общения) общаются между собой и с людьми животные, и при этом их немая речь и мысли, которые  они передают с помощью этой речи (на темы общения, чувств и удовлетворения потребностей), очень мало отличаются от человеческих. Вероятно, уровни сознания, на котором общаются люди и другие млекопитающие путём немого языка, очень похожи между собой. Поэтому можно предположить и другую причину, по которой люди не осознают инстинктивного языка немого общения. Возможно, на инстинктивном языке общается врождённое сознание людей, близкое к сознанию животных, а их человеческое сознание, приобретенное, при этом отключается (так как индивидуум не может подчиняться одновременно двум операторам, и получает только результат неосознанного анализа этого общения. Или предположить, что имеют место обе причины:  во время немого общения, ДОПОЛНЯЮЩЕГО речевое общение, люди осознанно, т.е на уровне речевого сознания, задают немой вопрос и осознают немой ответ, не различая сигналов немого общения, как не различают мельчайших деталей узора (которые различает и анализирует их мозг). А во время инстинктивного общения их приобретенное сознание (и речевое, и немое) отключается, и поведением  руководит врождённое сознание по программе социального инстинкта.
        Таким образом, социальный инстинкт это – собирательное понятие для некоторого количества программ социального поведения, включающих в себя различные влечения к определённой цели, исполнительные программы, объединяющие в себе множество безусловных рефлексов и связанные с врождённым сознанием, которому не нужно ничему обучаться, ибо оно владеет инстинктивным языком немого общения, “знает” все инстинктивные законы поведения,  и связано с каналами восприятия, недоступными для приобретенного человеческого сознания.
       Людей, осознающих немой язык, относительно немного. Чаще их можно встретить среди творческих личностей и цыганок-гадалок (которые «читают» по лицам). 
       Во время действия социального инстинкта одним и тем же людям в разных ситуациях хочется властвовать или подчиняться, вести за собой или быть ведомыми, защищать или быть защищённым. И удовлетворение  этих влечений в каждом случае награждается радостью и удовольствием. Естественный лидер в одной группе, попав в другую группу, может  быть подчинённым. Можно сделать вывод, что в каждом человеке есть  и инстинктивная лидерская программа, и инстинктивная программа подчинения. Чем большее количество людей может объединить лидерская программа, тем более высокую ступень в групповой иерархии занимает её обладатель. При этом каждый  является и лидером, и подчинённым – по отношению к ниже или выше стоящим членам группы. Иерархия группы обеспечивает заменяемость лидеров. При гибели или уходе лидера его место занимает наиболее авторитетный член группы. Видимо, выбор лидера - это неосознанное сравнение собственной лидерской программы с лидерской программой окружающих. После чего толпа разделяется на как бы безликую массу и несколько авторитетов, равных между собой. Выбранные авторитеты выбирают главного лидера.  То же самое происходит и в случае, когда люди хорошо знают друг друга и осознанно выбирают лидера, например, на профсоюзном собрании. И не подозревают, что их мнение о кандидате продиктовано им социальным инстинктом и неосознанным анализом, в результате чего их мозг вычислил, что выбранный ими человек по отношению к каждому из них – лидер. Люди осознанно выбирают того, кого до этого уже выбрал их социальный инстинкт.  Лидер, назначенный только за его достоинства, без учёта его «организаторских способностей», является формальным и неосознанно подчиняется инстинктивно выбранному лидеру.
          Второе отличие в поведении естественных лидеров даёт основание заключить, что существует два основных вида лидерских программ. Оба вида лидеров объединяют людей и создают социальные группы. Оба - управляют как инстинктивным, так и сознательным поведением. Но по-разному. Одни, преимущественно женщины, ведут себя тихо и незаметно, управляя членами группы молча, с помощью едва заметной мимики и взглядов. Такого лидера можно не заметить, если он не занимает руководящий пост. Но лидеры этого типа никогда не управляют совместными рассудочными действиями, которые требуют инстинктивного единения. Такими действиями управляют естественные лидеры второго типа, чаще мужчины. Они ведут себя активно: выступают,  выдвигают    цель,   предлагают способ её достижения и  убеждают людей в необходимости предложенных ими действий.  А в паузах своей речи  они тоже общаются с группой на немом инстинктивном языке тонкой мимики и взглядов. Во время совместных сознательных действий под управлением такого лидера исчезает иерархия и появляется рефлекторная радость единства совместных действий (чистая и прекрасная), жизнь становится интересной и радостной, наполненной смыслом.
 Естественных лидеров первого типа я назвала «инстинктивно объединяющими лидерами» (ИОЛ), лидеров второго типа — «ведущими лидерами» (ВЛ). В описанных выше инстинктивных выборах  естественного лидера, выбранные мальчики были ведущими лидерами, а выбранная женщина - инстинктивно объединяющим лидером.
           Неосознанное поведение лидеров каждого типа в одинаковых ситуациях всегда одинаковое, каким бы разумом и душой они не обладали, не зависит от их личных качеств и  уровня развития общества, т.е. - это инстинктивное поведение.
          ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР - это трибун,  его не заметить нельзя.  Его способ управления направлен как на осознанное мышление людей, так и на их социальный инстинкт. Соответственно, для ведущего лидера ПРИЕМЛЕМ как АБСОЛЮТНО ИНСТИНКТИВНЫЙ способ подчинения, так и АБСОЛЮТНО ОСОЗНАННЫЙ. Выступая, он выдвигает цель и доказывает свою точку зрения. Поэтому способ руководства таких лидеров зависит от качеств их личности, что и обусловливает многообразие лидеров этого типа (описанное во многих классификациях). Ведущие лидеры могут быть как демократичными, так и авторитарными, любящими людей (добрыми) или жестокими деспотами. А в промежутках осознанного речевого общения они неосознанно общаются с группой на инстинктивном уровне, обеспечивая единство их совместных действий. КАЧЕСТВО выполнения порученной им работы для него ГЛАВНОЕ в его ОТНОШЕНИИ к члену группы. Когда ведущий лидер управляет совместными действиями, в группе исчезает иерархия, все становятся равны. Обычно, ВЛ есть только в большой социальной группе (если этот человек случайно не окажется в малой).
          ИНСТИНКТИВНО ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЛИДЕР - тихий и незаметный с первого взгляда и предпочитает действовать, находясь в тени, а трибуну уступает ведущему лидеру, даже с менее сильной лидерской программой. При любом коллективном действии (например, на субботнике) ИОЛ, обычно, отходит в тень, и появляется ведущий СИТУАЦИОННЫЙ ведущий лидер (мужчина или женщина), которому ИОЛ как бы молча поручает руководство делом (во время которого, как я уже писала выше, исчезает иерархия, и все становятся равными друг с другом). ИОЛ управляют людьми исключительно инстинктивно, с помощью  неосознанных невербальных способов общения. На посту руководителя ИОЛ, конечно, используют речь и осознанную мимику. Но они не пытаются обосновать, а тем более, доказать людям свою правоту, а рассчитывают на их веру и подчинение. 
          В течение жизни я наблюдала около 40 инстинктивно объединяющих лидеров, разного возраста, пола и национальности. И выделила характерные черты у наиболее сильных лидеров этого типа.
         ВЛАСТЬ над людьми -  главный талант такого лидера и самое выраженное стремление в его жизни, каким бы делом он ни занимался. Чувствуя свою власть над людьми, лидеры этого типа УВЕРЕНЫ в своей НЕУЯЗВИМОСТИ. И, надо заметить, ИОЛ нисколько не стесняются рассказывать о своей "радости всевластия", и о том, как им хочется расширить эту власть. А в особых случаях - инстинктивно объединяющему лидеру хочется владеть всем миром. Для этого он может стремиться занять официальный пост, чтобы сделать карьеру и расширить свою власть. 
          ИОЛ всегда АГРЕССИВНЫ и время от времени подтверждают своё право на лидерство агрессией. Они требуют любви и страха, восхвалений и даров, веры и подчинения без размышлений. Они требуют жертв - в виде отказа от удовольствия или от чего-то важного - по первому их требованию.
         Качество  работы, выполняемой членом группы, ИОЛ интересует только во вторую очередь. Прежде всего, их интересует ПОДЧИНЯЕМОСТЬ человека, но не добровольная и осознанная, которую допускает ведущий лидер, а ИНСТИНКТИВНАЯ, на неосознанном уровне. ИОЛ на посту руководителя может покровительствовать очень плохому работнику, если тот выражает ему свою преданность, игнорировать хорошего работника, если он недостаточно активно восхищается им, и преследовать лучшего работника за то, что у того есть СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, отличное от мнения ИОЛ.
        ИОЛ УМЕЮТ ПОДЧИНЯТЬСЯ вышестоящему лидеру, как никто другой, и всегда демонстрирует подчинённым его покровительство. Если вышестоящий лидер имеет более сильную, чем у ИОЛ лидерскую программу, ИОЛ подчиняется ему искренне, и неосознанно перенимает его мнение и чувства. Если ИОЛ имеет дело с формальным лидером, он всегда умеет убедить его в своей "искренней" преданности.
       ИОЛ  имеют как  будто НЕИСТОЩИМУЮ ЭНЕРГИЮ, они постоянно ощущают интерес и удовольствие от жизни. Все это им даёт, как я думаю, постоянная рефлекторная радость победы над  членами их группы и рефлекторное удовольствие от власти над ними. 
       Они НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЮТСЯ при неудачах. Неудачи у лидеров этого типа вызывают не упадок нравственных сил, а подстёгивают их на борьбу, тонкую, умную и коварную.
          Инстинктивно объединяющими лидерами являются преимущественно женщины, ведущими лидерами - мужчины. Значительно реже (приблизительно 1/3) ведущими лидерами бывают женщины. Очень  редко (приблизительно в 4%)можно встретить ИОЛ-мужчину. Его поведение в группе такое же, как у ИОЛ-женщины. Но лидеры этого типа проявляют активность, свойственную ведущим лидерам: они всегда на виду, выступают с трибуны и ведут за собой в совместных ИНСТИНКТИВНЫХ действиях (охота, сражение, избиение изгоя). Поэтому я назвала лидеров этого типа "смешанными лидерами". Но обеспечить единство совместных рассудочных действий они не могут и, по сути, являются инстинктивно-объединяющими лидерами. Обычно, смешанный лидер - это всегда очень сильный лидер, который может подчинить большую социальную группу.
          В большой социальной группе, обычно, есть два естественных лидера: ИОЛ – женщина, и ВЛ – мужчина. Главным лидером является тот, у кого более "сильная" лидерская программа, которая может объединить большее количество людей. В малой социальной группе (если в ней случайно не окажется сильный ведущий лидер), ИОЛ управляет единолично.
         Следует упомянуть, что инстинктивно объединяющего лидера на посту руководителя отличить от ведущего лидера может только очень наблюдательный человек. Особенно сложно отличить от ведущего лидера смешанного лидера. Наиболее достоверный признак, отличающий ИОЛ и смешанного лидера от ведущего лидера, - травля изгоя (в том числе и на уровне слабо заметной всеобщей неприязни). Все ИОЛ и смешанные лидеры широко применяют  травлю в своих группах, как меру воздействия на непокорных (или недогадливых). Ведущие лидеры НИКОГДА не используют травлю. Если ИОЛ пытается развязать  травлю изгоя, ведущий  лидер сразу же пресекает эти попытки, но - только в том случае, если у ведущего лидера лидерская программа большего масштаба, чем у инстинктивно объединяющего.
          Пример очень сильного ведущего лидера - Адольф Гитлер. Пример очень сильного смешанного лидера - Иосиф Сталин. Можно ещё выделить ситуационного лидера и формального лидера.
          Сплочение людей в сообщество равных возможно и без лидера - во время объединяющего всех одинакового чувства, например, во время различных стихийных бедствий, или праздника. Единение людей при этом сопровождается инстинктивными чувствами братства и равенства. Такой стихийно объединённой группой может временно управлять ситуационный лидер.
          СИТУАЦИОННЫЙ ЛИДЕР - это временный ведущий лидер. Ситуационным лидером может быть каждый, кто чувствует в себе способность справиться с возникшей ситуацией. Такого лидера НЕ ВЫБИРАЮТ, ОН САМ ПРЕДЛАГАЕТ СЕБЯ. В уже сформированной социальной группе ситуационный лидер ведёт с молчаливой санкции естественного лидера. Без такой санкции ему никто не поверит, и за ним никто не пойдёт. Ради него никто не пожертвует своим благополучием, как жертвуют ради ВЛ, ИОЛ или смешанного лидера. Наоборот, считают вполне естественным, что он жертвует собой ради них или даже ДОЛЖЕН пожертвовать. Когда его миссия закончится, инстинктивный лидер сразу возьмёт правление в свои руки.
         ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР - это назначенный свыше руководитель, который не является инстинктивным лидером в данной группе. Ему, конечно, подчиняются, поскольку он обладает официальной властью, но он почти всегда раздражает, так как, заставляя работать, применяет различные "санкции", а не инстинктивное воздействие. Его не боятся обсуждать и критиковать, вслух возмущаться его "несправедливыми" взысканиями. Наряду с ним в группе всегда есть ИОЛ, он находится в тени, но именно им восхищаются и именно его боятся (его санкции страшнее), и только ему все подчиняются с радостной готовностью. В том числе и формальный лидер.
                           
     Таким образом, классификация лидеров выглядит следующим образом:

1. Инстинктивно объединяющий лидер.
2. Ведущий лидер.
3. Смешанный лидер.
4. Ситуационный лидер (временный ведущий лидер).
5. Формальный лидер (назначенный свыше ведущий лидер со слабой лидерской программой).

          Надо заметить, что Эрик Берн в своей книге  "Лидер и группа"[2] также выделял два основных типа лидеров:  лидера внешнего группового процесса (судя по описанию, это - ведущий лидер) и лидера внутреннего группового процесса (в моей классификации он соответствует инстинктивно объединяющему лидеру). Но принципиального различия между ними он не делал. Кроме того Э. Берн выделял ещё около 8-10 других видов лидеров.

1. К.Юнг, «Отношения между эго и бессознательным», стр. 110.
2. Эрик Берн, "Лидер и группа", стр...


Рецензии