Дракон Веркин

                ДРАКОН  ВЕРКИН

http://youtu.be/xR-ew6WYDWs   пикник-82 ВЦ аж 20 лет!

Веркин,  это тот, который Борис   Иеремеевич,  создатель   ФТИНТ АН УССР.  Физико-технический институт ну очень низких температур, Харьков, пр. Ленина 47.  Явно неординарная личность. Мне с ним приходилось очень редко сталкиваться, но каждая встреча была неким событием.

Институт был создан в 1960 году, а в апреле 62 я был приглашён распределиться во ФТИНТ. Примерно за пару месяцев до официального распределения в ХПИ. Почему выбор пал и на меня остается тайной до сих пор.  Красный диплом мне не светил из за тройки по ТОЕ, да и о существовании красного диплома я узнал только когда увидел эту красную книжицу у Толка Ткаченко. Наверняка такого цвета дипломы были и у Кладова с Полуновым.

Вызывает на собеседование профессор Глазман и уговаривает распределиться в молодой ФТИНТ, и сразу же после защиты укатить в командировку в Казань изучат ЭВМ М-20. Уговорил, за что ему большое спасибо. Во всяком случае,  без пару месяцев я отпахал во ФТИНТЕ  30 лет!

  Глазман уже числился во ФТИНТе наряду со знаменитыми математиками  - Погореловым,  Марченко, Мышкисом и так далее. Эта когорта математиков и выбила тогда суперсовременную  ламповую машину, не совсем представляя, что это такое.
 
А это такое требовало громадный машзал в два этажа. Поэтому и простояла машина в ящиках, засыпанных опилками, года три, пока не подошла очередь строить актовый зал ФТИНТА. Вот под актовым залом и угнездилось ВЦ, прихватив ещё и подвал.

Первая встреча с драконом Веркиным произошла в зековской зоне, где возводились корпуса будущего института.  По-моему, к тому времени выросли только стены двух или трёхэтажного криогенного корпуса. И вокруг котлованы других корпусов. Грязища.  Похоже, и я и Веркин были в резиновых сапогах. Мне у него нужно было подписать какую то бумажку.

Мне, антилигенту в первом поколении, ещё не были известны правила делопроизводства, и я сунулся с этой бумажкой прямо на стройке.  За что был изрядно облаян,  но всё же получил дельный совет оставить свою бумажку на 4 этаже консерватории у секретарши.

А причём здесь консерватория? Да просто пока институт строился за городом на окраине лесопарка, нам был выделен этаж и подвал консерватории.

Вторая встреча с драконом произошла десяток лет спустя.  Тогда существовала практика ночных директоров.  Ведущие сотрудники института дежурили   после окончания рабочего времени в приемной  замдира по общим вопросам рядом с телетайпом  на месте его секретарши.
  На всякий пожарный случай.  Чтобы рядом с тупой охраной был вумный человек.
 Была припрятана раскладушка, но предпочитали спать на сдвинутых стульях. А когда стали назначать по паре сотрудников, так я вообще уходил к себе в кабинет на ВЦ, где у меня  был роскошный кожаный диван. Я был «на обходе территории». 

В тот раз в приёмной я был один, сидел за столом и что то читал.   Часов в 10 вечера заходит Веркин, а я продолжаю спакойненько сидеть.  За что получил уже изрядный нагоняй.   Я, мол, в ранге генерала, а ты, сукин сын, не соизволил задницу оторвать от стула ради такой оказии. Минут 10 песочил. Грозил всякими смертными карами, вплоть до увольнения.

Пару дней после я всё ждал божьей кары. Но всё ограничилось полушутливой пятиминутной беседой у Репки, начальника первого одела.  Для непосвящённой молодёжи. Первые отделы в то время были филиалами КГБ в организациях и отвечали за охрану и секретность.  В частности, положено было на праздники сдавать туда пишущие машинки   во избежание  самиздата. Но как то упускали из виду, что на ВЦ  во всю стрекотали скоростные АЦПУ.

Третья встреча состоялась в поезде.  Маслов, мой начальник, зачем то прихватил меня в Москву, что то выбивать в Академ снабе. Ехали в одном купе с Дмитренко, тогда первым замдиректора. А замдир прохватил с собой сотрудницу.  Передо мной был разыгран спектакль, что сотрудница забыла паспорт и будет вынуждена  нелегально поселиться в номере замдира.

 Чтобы попасть в академическую гостиницу  на проспекте Ленина  в командировках все мы были повышены в должностях. Я из начсектора стал завотделом, Маслов стал замдиром, Дмитренко даже директором Фтинта.

В том же поезде, но один в купе СВ, ехал и Веркин.  Мы трое были приглашены  в гости.  Сотрудница была в секрете. В гостях в купе СВ я впервые увидел набор стограммовых мерзавчиков водки.  Когда Горбачёв начинал свою антиалкогольную компанию, то первым делом он ликвидировал эти стограммовые мерзавчики. Наверное, в верхах они невероятно процветали  и изрядно досаждали Лигачёву с Горбачёвым.

Когда публика изрядно намерзавилась, то Дмитренко и Веркин начали хвастаться связями в Академснабе. Дмитренко прикормил какую то снабженку и хвастался бланками накладных с красной полосой.  Странной была  реакция Веркина – он выхватил пачку бланков и порвал на мелкие кусочки!  И Дмитренко довольно спокойно это проглотил. Наверное, уже привык к драконовским выходкам.

Примерно в час ночи дракон возжелал горячего чаю. Как самый молодой, я был послан добывать. Ресторан был уже закрыт,  проводники уже дрыхли.  Моей пробивной силы на стакан горячего чаю не хватило. С позором я возвратился, и кипятить чай взялся пробивной Маслов. Минут через 20 приносит!  Интересно, в какую копеечку ему обошлась прихоть дракона.

Последняя встреча с драконом  была на двухдневном пикнике по поводу 20-летия ВЦ. На первую грандиозную пьянку по поводу пуска М-20 Веркин не был приглашён. Тогда было приглашена вся верхушка института, и Веркин, наверняка бы всех подавлял. А так тогда все веселились от души. Дмитренко ухлёстывал за официантками, директор ОП Бураков воровал яблоки,  Беляева охмуряла главбуха Новодрана в надежде выбить очередную командировку  в королёвскую фирму, Погорелов, Марченко и Мышкис вычисляли, кто сколько выпил, лаборантки Сана и Жана давили окурки твистом, и так далее.

На пикнике же были только сотрудники ВЦ  и Веркин с молодой женой. Вероятно, было начало октября, бабье лето. Погода была на загляденье. Облюбовали поляну за верхним ФТИНТОВским лагерем. Коронными блюдами были шашлык и уха. Шашлыком командовал Щепак. Не помню, дополз ли он к этому времени до замдиректора по общим вопросам.

Для шашлыка он заказал вишнёвые дрова и на Алисе мы с Белоусом привезли  эти дрова с другого берега водохранилища. Там были полузатопленные сады от прежнего Верхнего Салтова. А с  пляжа дрова были доставлены запрожцем   …………..   Он же обеспечил и рыбу для ухи. Ведь он был родом из Верхней Писаревки и на неделю был командирован рыбачить во благо 20-летия  ВЦ.

Тогда же я заснял на 8мм плёнку удивительные кадры. Как из этого запора вылезло человек  12 полуголых гавриков обоего пола! Они были доставлены с пляжа.

Шашлыки были довольно быстро уничтожены, а вот с 50литровым котлом ухи  не сумели полностью расправиться. Вот остатки этой ухи и были главными в дальнейшей драконовской истории.

Часть ВЦшной публики укатили домой в Харьков,  а примерно половина осталась ночевать  в нижнем лагере.  Остался ночевать и дракон в директорском домике. Деревянный, ближайший к пляжу. Котёл с остатками ухи был подвешен на сосне около нашей казармы.  Мы же с Белоусом заночевали в Алисе.

Рано утром выползаем из каюты, а рядом на пляже улёгся мрачный-мрачный Хатунцев с книжкой в руках. На наши расспросы отвечает, что его Веркин уволил. Проснулся Володя раненько, выполз из бетонного барака, глядь,  а котел с остатками ухи исчез. Вот Володя и ринулся по свежим следам ловить вора. И наткнулся на Веркина с котлом.  Неизвестно, что он там ляпнул, но дракон взбеленился и выдал Володе по полной драконовской программе.

Наряду с шашлыком и ухой в памяти ВЦшников осталось путешествие на Алисе с Революционного до автостанции в Старом Салтове. Это километров 10-15 по водохранилищу. Многие впервые прошлись под парусом.

 Конечно же, основным развлечением было поиздеваться над робким Вовочкой. Он был настолько робким, что так не женился до конца дней своих. Выспрашивали, как он Веркина обозвал вором. Как у него из рук вырывал громадный котёл. И не расплескали ли при этом жалкие остатки ухи.

Самовар в каюте кипел всю дорогу. Помоему, даже приставоли к берегу, чтобы пополнить запас питьевой воды. Горячий чай хорошо опохмелял, да и неплохо согревал. Ведь на палубе  было довольно прохладно.

Публику развлекал и я, плавая на сёрфе вокруг Алисы. Ведь у сёрфа скорость больше, чем у тяжёлой крейсерской яхты. Упирался носом сёрфа в корму Алисы и изображал, что я её подталкиваю.

 У Алисы перед мачтой был небольшой люк. Там была коробка из под бобин магнитной ленты - очень удобное кресло. Из люка торчит только твоя голова, так что вперёд всё видно, а от ветра ты защищён. Там я отогревался от фокусов с сёрфом, одновременно отогревая на коленях Зою. Это слегка шокировало публику. Ведь в советское время не было секса.

Примерно месяц потом Володя волновался, но всё прошло тихо и мирно. Ведь мы были под защитой тяжёлого танка КВ /Клавдий Винеаминович/. На ВЦ у нас была гороховская республика, слабо связанная с институтом и КБ. А уж Маслов умел найти подходы даже к дракону.

Жили мы с ним в хуторе сразу за забором института. Так вот, когда меня вызывали на ВЦ, то я укладывался в 5-7 минут. А когда я вызывал Маслова, то раньше чем через полчаса- час он не появлялся. Ведь по пути встречались  несколько человек знакомых и с каждым нужно было переговорить.

Недаром, когда Ерёменко сватали в директора  ФТИНТа, то его основным условием было, чтобы первым замом  был Клавдий.

На фото. Пукник в честь 20летия ВЦ. Дракон отсутствует, но просматривается Володя, ещё до схватки с драконом. Стоит третий слева, весь в красную клетку.

22.10.12
               


Рецензии