Глава - 7. Представления о мировой революции

            Третьим вопросом, на который стали смотреть не только более пристально, но и с каким-то принципиально новым значением, был вопрос о перспективах так называемого Востока.
      
     Всё более осознаётся особая роль фактора мировой антиимпериалистической борьбы в общем революционном процессе. Всё более понимается исторически нераздельная связь российской революции не только с социалистическим движением Европы, как в основном мыслилось раньше, но и в величайшей степени - с антиимпериалистическим движением в угнетаемых регионах мира. Определение места "западного" и "восточного" факторов в мировой истории и места Октябрьской революции относительно этих факторов начинает всё более соответствовать новым реалиям империалистической эпохи.
               
                ("Революционное движение среди народов Востока растёт с замечательной силой... Массы Востока - активный фактор всемирной политики и революционного разрушения империализма..."
                "Мы выступаем теперь не только как представители пролетариев всех стран, но и как представители угнетённых народов..."
                "Совершенно ясно, что в мировой революции движение, первоначально направленное на национальное освобождение, обратится против капитализма и империализма и, может быть, сыграет гораздо более революционную роль, чем мы ожидаем..."
                "Идеи и принципы Советской власти доступны и немедленно осуществимы не только в развитых промышленных странах, не только с опорой на пролетариат, но и с такой основой, как крестьянство... Идея крестьянских Советов победила..."
                "Окончательно может победить только пролетариат всех передовых стран мира... Но мы видим, что они не победят без помощи трудящихся масс всех угнетённых колониальных народов..."
                "Социалистическая революция не будет только и главным образом борьбой революционных пролетариев в каждой стране против своей буржуазии, - нет, она будет борьбой всех угнетённых империализмом колоний и стран, всех зависимых стран против международного империализма..."
                "Гражданская война трудящихся против империалистов и эксплуататоров во всех передовых странах начинает соединяться с национальной войной против международного империализма. Это подтверждается ходом революции и будет всё более подтверждаться..."
                "Россия не может быть и не будет независимой, если не будет укреплена Советская власть. Вот почему произошёл такой переворот..."
                "Нашей революции предстоит сгруппировать вокруг себя все просыпающиеся народы Востока, чтобы вместе с ними вести борьбу против международного империализма...")

                * * *
               
            Мысль о том, что социалистические революции развитых стран и антиимпериалистические революции недостаточно развитой периферии относятся к разному типу революций и не сходны в своих закономерностях, вовсе не означает, что они разнородны по сути. Это - не два разнородных процесса, идущие в разных частях земли, это один процесс, но проявляющий себя по-разному в разных условиях.
          
     Представим себе капиталистический механизм в пределах одной страны. Он создаёт себе непримиримого противника внутри самого же себя в лице эксплуатируемых и попираемых им пролетариата и мелкой буржуазии.
          
     Что же изменилось по сравнению с этой схемой? Да ничего. Просто капиталистический механизм вышел за рамки стран и стал мировым механизмом. Но он точно так же, по той же схеме, создаёт себе непримиримого противника внутри самого себя в лице эксплуатируемых и попираемых народов.
          
     В чём же разница условий? В том, что в первом случае в низовой массе идеологически преобладает пролетариат и в обществе есть материальная база для социализма, а во втором - как правило царит многоукладность и идеологически преобладает революционная мелкая буржуазия. Такое различие, как видим, всё же не даёт оснований рассматривать эти революции как два разнородных процесса, ибо у них одна причина и одна схема, но этот однородный по своей сущности процесс не может не протекать в таких разных условиях различно как по форме, так и по содержанию.
          
     Представим себе в качестве мысленного эксперимента, что на той стадии, когда капиталистический механизм ещё не стал таким глобальным и в главном ещё ограничивался рамками отдельного национального хозяйства, эксплуататорские и попираемые низы в стране, где объективный фактор для социализма ещё недостаточно созрел, восстали бы и овладели бы властью. Могли бы они непосредственно осуществить социализм? Нет, материально общество ещё не готово к этому. Могли бы они всей массой захотеть социализма или хотя бы правильно осознать его? Очевидно, нет, так как мелкобуржуазная психология в низах ещё очень сильно бы преобладала, в том числе и в среде пролетариата.
          
     Что же это была бы за власть и что за строй? Это был бы капитализм, но не тот, что был прежде. Восставшим низам пришлось бы для подавления богатых классов ограничить своей диктатурой прежнюю буржуазную демократию, опереть государственную власть исключительно на себя и централизовать ту часть хозяйственной деятельности, которая затрагивает интересы всей низовой массы в целом. Получился бы своеобразный государственный капитализм бедноты против приватного крупного капитала.
         
     Долговечен ли этот строй? Нет, недолговечен. В рамках капитализма, хоть и государственного, хоть и первоначально провозглашавшего мелкобуржуазные права равенства и справедливости в распределении, со временем неминуемо опять нарастёт антагонизм классов, произойдёт их размежевание внутри прежней коалиции, опора на широкие низы станет невозможной, хозяйствовать и править прежним способом тоже станет невозможно, - и на очередь дня встанет вопрос о переходе ИЛИ опять к обычной форме капитализма, ИЛИ к социалистической революции.
         
     Таким образом, этот путь есть в общем-то путь к социалистической революции, но только не прямой и краткий, так как материальные и классовые предпосылки в начале не были готовы, а окольный и растянутый. Необходимые материальные и классовые предпосылки здесь созревают не в условиях обычного классического капитализма, а в условиях этого своеобразного пути. Они созревают естественным образом даже без гегемонии в общей коалиции социалистически мыслящего пролетариата, но понятно, что при наличии такой гегемонии естественное созревание ускоряется спланированными целенаправленными субъективными действиями.
               
     Разве не то же самое происходит в уже глобальном капиталистическом механизме, когда эксплуатируемыми и попираемыми низами выступают народы менее развитых регионов мира?

(mvm88mvm@mail.ru)


Рецензии