Старый Товарищ

                               

________________________________________

СТАРЫЙ ДОБРЫЙ «ТОВАРИЩ»
Первый учебный парусник советских времен, легендарный «Товарищ». 4-х мачтовый барк был построен в Англии и назывался «Лауристон», с 1893 года стоял на восточных линиях. В 1916 году барк купило российское правительство. В 1922-23 годах парусник восстановили, и в 1924 году парусник вышел в свой первый рейс как учебный корабль.
 В те годы рады были каждому судну, пригодному для эксплуатации.
В трудных буднях послевоенной разрухи в Петрограде начинались работы по восстановлению барка. Нелегкое это было дело: не хватало материалов, снастей, парусины, не оказалось в порту квалифицированных мастеров-такелажников и парусных мастеров. И все же к началу 1923 года благодаря энтузиазму старых моряков и молодых слушателей мореходного техникума реконструкция и переоборудование парусника успешно закончились. Барку присвоили имя «Товарищ».
В 1924 году «Товарищ» совершил свое первое дальнее плавание в английский порт Талбот, расположенный в Бристольском заливе близ Кардифа. Плавание прошло успешно, и только что организованное Балтийское морское пароходство решило использовать судно как парусное и поставить на заграничную линию. Одновременно с этим сочли целесообразным сделать барк учебным и готовить на нем в практических условиях океанского плавания будущих судоводителей. К тому времени барк находился на плаву уже более четверти века. Он был спущен на воду под названием «Лауристон» 17 октября 1892 года в Белфасте. Строился на верфи «Уоркман и Кларк» как клипер для перевозки джута из Индии и вначале имел парусное вооружение типичного «винджаммера». По тем временам «Лауристон» считался одним из крупных парусных судов мира. Его валовая вместимость составляла 2472 регистровые тонны, дедвейт — 3600 т и водоизмещение в полном грузу — 5190 т. Длина корпуса по конструктивной ватерлинии равнялась 88 м, ширина по миделю — 12,9 м, глубина трюма — 8,1 м, осадка — 6,1 м. Высота грот-мачты от грузовой ватерлинии до клотика составляла 59 м, длина грота-реев — 28 м.
Первые владельцы поставили «Лауристон» на линию Ливерпуль — Калькутта — Рангун. Корабль имел законное право называться клипером, так как не раз совершал блестящие переходы от берегов Англии до устья реки Хугли (Индия) за 92—96 дней, показывая среднюю скорость хода 14 узлов.
В 1909 году владельцы «Лауристона» переделали его в четырехмачтовый барк. Это было вызвано насущной необходимостью снизить эксплуатационные расходы за счет сокращения команды, обслуживающей прямые паруса на всех четырех мачтах.
К началу первой мировой войны, сменив трех владельцев, «Лауристон» осенью 1914 года был продан России. Вначале барк использовался как лихтер для перевозки рельсов из Англии в Мурманск для строившейся в то время железной дороги Петроград — Мурманск.
После первого рейса в Кардиф реконструированный барк совершил много плаваний. В 1926—1927 годах «Товарищ» в течение четырнадцати месяцев находился в океанских рейсах, побывал в Монтевидео, Россарио и Буэнос-Айресе.
 Он плавал под командой опытных капитанов парусников,таких  как Дмитрий Афанасьевич Лухманов, Эрнст Иванович Фрейман и Петр Сергеевич Алексеев и  Иван  Траутман,  который был капитаном в первом  учебном плавании в 1925 г., о нём  в литературе упоминается глухо, т. к. он остался в Англии после ремонта  близ  Кардифа. Ну, не остался – так был бы,  вероятно,  репрессирован, как многие другие
   Мой отец вспоминал, что  что служить на паруснике и ходить в дальние походы было очень нелегко, не следует забывать, что «Товарищ» — грузовое судно,  и только  часть его твиндеков была оборудована под жилые помещения практикантов. Условия жизни на этом паруснике могут показаться  сегодня невыносимо тяжелыми. Ведь на нем не было ни парового отопления на случай холодных дней, ни принудительной вентиляции для смягчения тропической духоты и жары, ни рефрижераторов, ни ледников, ни бани, ни опреснителя. Судно даже не было электрифицировано. И хотя  на борту имелся паровой котел, он питал лишь лебедки, работавшие на нок-тали нижних реев, которые использовались в качестве грузовых стрел попарно на второй, третий и четвертый трюмы. Даже подъем станового якоря весом около четырех тонн осуществлялся ручным шпилем, выхаживание которого нередко занимало три часа... Одним словом, «Товарищ» был типичным представителем семейства «винджаммеров» — больших железных коммерческих парусников конца прошлого века.  Это  учебное судно являлось классическим грузовым парусником со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. Но все, кто плавал на «Товарище», с честью выдержали трудности и испытания и показали себя достойными своих предков — российских мореходов. «Товарищ» сделал большое, сложное и полезное дело. Он практически подготовил для  торгового флота испытанных, закаленных в борьбе с океаном, привыкших ко всяким опасностям и всяким климатам судоводителей. В какой бы иностранный порт ни приходил «Товарищ», он всегда поражал всех отменной покраской корпуса, безукоризненно выровненным рангоутом и чистотой палубы. Его приветствовали иностранные военные корабли и пассажирские лайнеры.   Отец рассказывал, как при подходе к Саутгемптону перед нашим барком первым приспустил свой флаг участник Ютландского сражения, флагман британского флота дредноут «Айрон Дюк», показывая этим свое восхищение прекрасным внешним видом нашего судна и уважение  к морякам. Во время длительной стоянки на рейде в Нетли «Товарищ» всегда первыми приветствовали приспуском флага проходившие мимо  крупнейшие в те годы трансатлантические лайнеры «Олимпик», «Маджестик», «Левиафан» и «Аквитания».
Тысячи людей, встречавших  судно в Монтевидео, Россарио, Буэнос-Айресе и Саутгемптоне, восхищались четко налаженной службой, дисциплиной и эффектной формой экипажа  барка.
«Товарищ» как океанское судно обладал хорошими мореходными качествами и завидным для парусника ходом. В 1927 году, когда они возвращались из Южной Америки, при прохождении Бискайского залива в судовом журнале была зафиксирована часовая скорость 13,6 узла, суточный переход составил 252 мили. В 1928 году в Средиземном море на пути из Гамбурга в Одессу, ниже острова Крит при отсутствии волнения, при очень крепком береговом бризе скорость хода достигла заветной цифры 14 узлов (эту скорость судно показывало до переделки в барк). При этом судно несло 29 парусов общей площадью около 3000 квадратных метров.
Океанское парусное судно «Товарищ» справедливо можно назвать первым морским университетом нашей страны. Многие его «слушатели»: А. А. Афанасьев, Г. А. Мезенцев, М. И. Григор, Ю. А. Пантелеев, И. А. Максимихин и другие — впоследствии стали выдающимися капитанами дальнего плавания.
                *****
   Из воспоминаний моего отца
В 1925 году при плавании в Англию   «Товарищ» попал в шторм и стал на капитальный ремонт на верфь в Гамбурге.   А потом, выйдя из шведского порта Лизекиль в аргентинский порт Росарио с грузом диабаза, барк попал в жестокий зимний шторм, в котором потерял все паруса, снасти и получил повреждения корпуса. В Мурманск из норвежского порта Вардё (где барк укрывался от непогоды) его привел на буксире ледокольный пароход «Георгий Седов».
После восстановительного ремонта, уже под командованием Д. А. Лухманова выйдя 29 июня 1926 года из Мурманска, парусник вновь попал в шторм и только к 1 августа добрался до Саутгемптона, где опять ремонтировался. 18 сентября продолжил рейс, а 25 декабря первое судно под советским флагом достигло уругвайской столицы Монтевидео. Парусник был отбуксирован в Росарио (очень далеко от моря на берегу р. Парана). 20 апреля 1927 года, после 4 месяцев пребывания в портах Южной Америки «Товарищ», уже под командованием Э. И. Фреймана (бывший ст. помощник), вышел из Буэнос-Айреса с грузом дорогих сортов древесины в Ленинград. 13 августа (через 3,5 месяца) достиг порта назначения.
В феврале 1928 года, выйдя из немецкого порта Хольтенау, направился в Южную Америку. 24 февраля в Ла-Манше таранным ударом потопил грузовой параход «Алькантара», судно затонуло меньше чем за минуту, спасся один человек (Лунин Н. А. будучи очевидцем написал картину «Гибель Алькантары», в этом же рейсе участвовал и другой будущий подводник командир Л-20 Тамман В. Ф.).
После короткого ремонта в Саутгемптоне в этом же году совершил переход вокруг Европы в Черное море, где и служил в качестве учебного судна до начала Великой Отечественной войны.
                *********
Барк погиб во время Великой Отечественной войны  в 1942 г.у причала в Жданове  (Мариуполе). Сейчас недалеко от места гибели парусника, в городском парке, у набережной, на постаменте установлен один из его становых якорей.
В 1941 г. перевозя раненых и эвакуированных из Николаева и Одессы, волею судьбы «Товарищ » оказался в Мариуполе. Что же в дальнейшем произошло в барком? Одни источники утверждают, что парусник погиб под бомбами немецких самолетов, другие – что в 1943 г. его затопили немцы для противодействия десанту в Мариуполь,  другая версия  – «Товарищ» затопили  сами перед захватом города фашистами, для закрытия порта от немецкого десанта. Бесспорно одно –  существует кадр документальной кинохроники, запечатлевший лежащий на грунте у старых ворот порта, лишенный рангоута, со следами пожара, с креном на правый борт, старый «Товарищ».
В порту есть якорь, старый адмиралтейский якорь с барка «Товарищ», родившегося в Белфасте, в далекой Ирландии, а погибшего в Мариуполе, на Азовском море. Если вы выйдете на конечной остановке троллейбусов, идущих в порт, посмотрите на старый якорь, установленный по дороге ко второй проходной. Якорь – история судеб людей и судьбы корабля «Лауристон», который мы знаем как «Товарищ».
  ( из воспоминаний С. Велигура, работника  Мариупольского морского порта и  Я. Ханчас – члена  Мариупольского Военно – исторического клуба (МарВИК)
ВМ №5 30 января 2008 г.)
                **********
По старой флотской традиции имя "Товарищ" унаследовал другой парусник, поднятый со дна моря в районе балтийского порта Штральзунд. Бывшее учебное судно Германских  ВМС "Горх Фок-1" передали по репарации  СССР. Построенный в 1933 году в Гамбурге, преемник первого "Товарища" был столь же привлекателен и любим, как и его предшественник. По типу парусного вооружения -  это классический барк   и, насколько я знаю, он приписан к Черноморскому флоту.


Рецензии
Спасибо! Даже не знал этой истории...питаю надежду, что у парусников очень скоро откроется второе дыхание - видел проекты очень даже хайтековых судов с жесткими парусами принципиально иной конструкции...было бы здорово! С уважением,

Иван Таратинский   04.01.2016 16:18     Заявить о нарушении
А почему с "жёсткими парусами"? Подвижные паруса с бегучим такелажем гораздо технологичнее и давно опробованы...Впрочем, если есть машина и гребной винт, то декоративные паруса, может быть.... хотя нет, - ветром валять будет...

Ольга Сафарова   04.01.2016 23:29   Заявить о нарушении
С жесткими! Именно с жесткими, имеющими форму и профиль самолетного крыла...мало того, яхту такую видел воочию! Зрелище еще то, но ведь - работает! И управляется одним пальчиком - угол атаки под ветер выставляют и вуаля! Внешне похоже на паруса от серфа, только два подряд, стоящие "как елки" на палубе.

Иван Таратинский   04.01.2016 23:34   Заявить о нарушении
Поняла! Но, надеюсь, и традиционные парусники останутся, как эксклюзив. Это как косить траву не жутко воняющей и стрекочущей газонокосилкой, а настоящей косой-литовкой... да мало кто теперь умеет,к сожалению...

Ольга Сафарова   05.01.2016 00:03   Заявить о нарушении
Да, согласен! Должны остаться! Иначе будет неинтересно)

Иван Таратинский   05.01.2016 00:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.