Гамлет, Жанна ДАрк, леди Гамильтон и Маша Разумова

     Как-то вечером я погрузилась в размышления о своей жизни, и казалось, что я – самая несчастная женщина в мире. Недавно меня уволили с работы, выкинули как ненужную вещь. Думаете: я плохой специалист, или прогульщица, или большая любительница «крепкого»? Нет, меня уволили за публичную критику начальства в заводской многотиражке. Уволили, ссылаясь на сокращение штата, и сказали, что прав будет тот, кто имеет больше прав. А любимый муж, в кого я верила и на чью рассчитывала помощь, предал меня и мою любовь, ушел от меня к какой-то бабе, которая, как он сказал, лучше меня по всем статьям. Кроме того, сын мой, ныне выпускник школы, блестяще сдавший все вступительные экзамены в институт, «завалил» последний – сочинение. И вот он без образования  ищет  работу, но все бесполезно. Положение дел ясно как белая  ночь в Петербурге: я выброшенная с работы и мой сын, ищущий работу, остались  без  куска хлеба. Никаких перспектив, будущее рисовалось туманно  как  осенний Лондон, нет уверенности в завтра,  хоть своди окончательные счеты со своей жизнью и добровольно покидай этот «прекрасный мир». Все кончено: в моих карманах давно ветер свободно гуляет. Да, я и без того, как ободранная курочка, без ветра качает. Круг замыкается, и главное, ничего уже не поправить.
     Вдруг вспомнила я свою молодость, беззаботную, с розовыми грезами и голубыми мечтами, свою школьную подругу Машу Разумову. Она одна моя старая подруга, как говорится, лучше двух новых. Поначалу у нас с ней все шло одинаково: обе мечтали стать артистками, притом не простыми, а известными и знаменитыми. Жизнь в перспективе рисовалась нам как сказочный мир: успех, слава, поклонники, счастье. Увы, но мы обе поступили в политех, кое-как его окончили и пошли работать инженерами на один приличный завод. Почти одновременно обе вышли замуж и родили по одному сыну. Но потом, ее величество Судьба распорядилась с нами немного по-другому. Я и мой муж гладко продвигались по службе, повышались оклады. А у нее с мужем, который был кутила, дела оставляли желать лучшего. Сын мой отлично учился в школе, а вот у нее – не очень хорошо. Потом ее бросил муж, а позже ее выжили из отдела «за скандальный характер». Правда, справедливости  ради, хочется сказать, что по сравнению со мной, Маша – сама смиренность. После увольнения с завода Маша пошла на рынок торговать мясом. И с тех пор мы с ней редко виделись. И вдруг в жуткой тишине моей квартиры раздался звон телефона, и это была Маша, как сон в руку. И буквально через пять минут она стояла на пороге моей квартиры с бутылкой шампанского и огромной коробкой конфет:
     -  У меня потрясающие новости, давай обмоем мои успехи.
     -  Рассказывай, давно не виделись, - просила я.
     За шампанским Маша  рассказала свою историю. На рынке, обманывая покупателей – кого обвешаешь, а кого-то обсчитаешь – я сколотила неплохой капитал. Решила сына  устроить в Москву - в театральный. Уж сама не смогла  стать  артисткой, быть может, сыну повезет. Поехали мы с сыном в Москву поступать, хотя, по правде сказать, он плоховато учился в школе, весь в своего отца. Первый экзамен - сценическая речь, сын был уверен, что «завалит», надо было что-то предпринять. И тут же я придумала: нужно записать речь великого актера на магнитную ленту, включать на экзамене и читать под фонограмму. Быстро нашли кассету с фильмом «Гамлет», сделали запись знаменитого монолога  «Быть или не быть...», и – в карман. Результат превзошел все наши ожидания. На экзамене  вся комиссия была удивлена и восхищена артистичностью речи сына, говорили, что у него талант, великое будущее. Свершилось чудо, которого не ждали. Следующий экзамен - сочинение. Сын мой опять слабоват, необходимо было найти выход. После долгих раздумий я приняла решение. Я могу писать любое сочинение, и для этого на экзамен должна идти я. Но как? Я вспомнила французскую героиню Жанну Д`Арк. Переодевшись в юношу и постригав  волосы, я отправилась на экзамен. Номер прошел – экзамен сдала отлично. Третий экзамен - история. Эту несчастную историю России ни мой сын не знает, ни я сама не знаю. «Хана» - подумала я. Что делать? И вдруг в моих умных мозгах появляется самая гениальная идея. Если я справилась с ролью Жанны Д`Арк, почему бы не сыграть в леди  Гамильтон, которая сама имела самую артистическую натуру. Тут же я нарядилась с утонченным вкусом и изысканным шиком в последний крик моды, навела божественный вид и быстро побежала в метро. Через  несколько минут я очутилась у самого главного в комиссии принимающей экзамен по истории. Не могу верить ни своим глазам, ни ушам, как я его быстро охмурила. Он говорил, что я самая прекрасная дама и ради меня он готов на все, исполнит любое мое желание. Я сказала, что единственное мое желание - помочь сыну.  И  действительно, он был готов на все, и это дело для него большого труда и не стоило - поставить «отлично», и все – делу конец. Все вышло благополучно. По случаю зачисления сына в театральный, мы отметили это радостное событие в одном из шикарных ресторанов Москвы, кутили там на всю катушку, где этот историк, на которого без слез и не взглянешь, представил мне своего друга – московского супермиллиардера. Немного пролетело неудержимо стремительное время, как этот супермиллиардер предложил мне руку и сердце. На днях мы с ним отправляемся в свадебное турне в Европу: Италия, Франция, Англия… Я буду там, где в далеком прошлом ступали изящные ножки моих неотразимых героинь, которых я так искусно сыграла не на сценах известных театров, и не в кино, как мечтала в своей далекой романтической юности, а в своей жизни на склоне лет и без всяких репетиций и прелюдий. Один знакомый актер сказал мне: «Чтобы стать великим актером, надо на сцене жить, а в жизни – играть». Так закончила Маша свой рассказ.
     Я могу добавить только слова великого Шекспира: «Весь мир - театр ...» Сыграть? Быть может, игра стоит не только свеч?
                1997 г.


Рецензии