Премия Патриот России - 2012 г

Премия «Патриот России». Автор - Юрий Дмитриев. Газета «Страж Балтики», г. Калининград. За репортаж «В созвездии Кассиопеи» о российско-французских военно-морских учениях на Балтийском море. Номинация «ФОТО «МГНОВЕНИЯ ИСТОРИИ»

24 сентября 2012 года в Роспечати под председательством заместителя руководителя Роспечати В.С. Козлова состоялось совместное заседание Жюри, Экспертной комиссии и Исполнительной дирекции Конкурса. С сообщением об итогах Конкурса выступил В.С. Козлов. Отмечалось, что работу в субъектах РФ проводили 8 региональных дирекций, созданных во всех федеральных округах.  На  федеральный этап Конкурса поступили и были проанализированы экспертной комиссией  2099 материалов от 440 СМИ из 63 субъектов РФ. Вручение наград пройдет в Воронеже в конце октября.

МАТЕРИАЛ.
Учение
10701

В СОЗВЕЗДИИ «КАССИОПЕИ»

В Балтийском море прошло российско-французское учение по
противоминным действиям базового тральщика  «Сергей Колбасьев» БФ
и искателя мин «Кассиопея» ВМС Франции.

Выходу в море благоприятствует погода. На море – штиль.  Французский корабль, следующий по Калининградскому морскому каналу, сопровождает катер лоцманской службы. За французами идет  российский тральщик.
…Попасть на борт «Кассиопеи» оказалось легко и просто. Обратились к командиру корабля капитану 3 ранга Тонге Дюрану, и тот без проблем дал «добро». Его корабль – не молод. 29 лет. В этом отношении он и экипаж – ровесники. Средний возраст  французских моряков тоже 29 лет. Говорят, что у корабля есть небольшие проблемы с мотором, что он нуждается в присмотре, но я этого не заметил. А увидел , наоборот, четкий ритм работы тральщика, его современное оснащение, чистоту и порядок.
     На небольшом корабле, где всего-то 47 человек, оживленно. Все в современных удобных рабочих комбинезонах вместо привычной военно-морской формы. На ходовом мостике моряки обмениваются впечатлениями о Военно-морской базе Балтийского флота, о Балтийске, о Калининграде, которые они успели посмотреть в выходные дни.
    Приносят термос с кофе, фарфоровые чашечки, чайный ложки из мельхиора с надписью о принадлежности ВМС Франции. У французов это традиция: пить горячий кофе на «ходовом».   
   На борту французского тральщика - командир бригады кораблей охраны водного района БВМБ капитан 1 ранга Иван Ковалев. Он знакомится с работой  французских коллег, которые с любезностью откликаются на любой заданный им вопрос.
  Отработка задач маневрирования в море занимает не более часа. На «Кассиопеи» ждут прибытия в район учения российского вертолета Ка-27 ПС.   
  Под управлением опытного летчика майора Алексея Забродина «вертушка» появляется в небе в назначенное время. Сделав облет корабля, вертолет завивает над гладью моря. Ему предстоит высадить на борт искателя мин флотского фельдшера. По замыслу учения, одному из французских моряков стало плохо, и ему потребовалась медицинская помощь.
***
  …И вот операция по подъему на борт Ка-27 ПС моряка с «Кассиопеи» начинается. Винтокрылая машина зависает над французским тральщиком. С борта вертолета на тросе спускается санитар-спасатель. Спрыгнув на нос корабля, он открепляет трос и просит, чтобы ему опустили специальное кресло для подъема нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Французский моряк Ян Гайрад  выполняет  роль «больного». Он действует по указанию своего российского коллеги. Пару минут, и «кресло» с военнослужащими тянут на лебедке на борт вертолета. Медицинскую помощь «больному» должны оказать на тральщике «Сергей Колбасьев».
Если французскому военному в этой операции следует лишь выполнять указания, то российские вертолетчики действуют самостоятельно, демонстрируя французам высокий класс подготовки. Все произведено быстро, уверенно и профессионально. Моряк на борту. Лебедка затянута. Вертолет стремительно уноситься в сторону российского корабля.
Французы в восторге! Старший помощник корабля Пьер Терноис показывает вертолетчикам большой палец, поднятый вверх: «Отличная работа!»
Не менее эмоциональны и российские военнослужащие…Возвращая на борт «Кассиопеи» французского моряка, санитар-спасатель отдает под козырек…Работа выполнена! Ваш моряк доставлен по назначению. И тот с радостью, сняв защитный комбинезон, взбегает на ходовой мостик. Отмечает высокий профессионализм российских летчиков, и , конечно, делится своими впечатлениями о том, как его приняли. «Очень душевно, по-дружески! Чувствовал себя на борту вертолета комфортно». Военный атташе капитан 2 ранга Эрик Фурно одобрительно покачивает головой.
Французские моряки учатся у балтийских летчиков. Военнослужащие с «Сергея Колбасьева» с интересом выполняют команды французов во время проведения операции по обмену грузами на ходу. В принципе, ничего нового для россиян в этой операции нет. Подобные действия они проводили и ранее и не один раз. Но вот, что, действительно, можно рассмотреть внимательнее, так это экипировку французских моряков, задействованных в операции: каски, защитные очки, устройство для выстрела направляющей веревки(линомета), к которой должны крепиться канаты для передачи грузов. Пакет, в котором и находится поклажа, специального оранжевого цвета, - из плотной клеенки. Ему морские волны ни почем! Подобных мелочей на борту «Кассиопеи» - множество. Так же много здесь водолазного снаряжения, есть барокамера, быстроходные катера, кран для установки учебных мин, и, наконец, подводный аппарат дистанционного управления по обнаружению мин…Все рассмотреть , времени не хватит. А время на учении летит стремительно. Вот уже и обед. Задачи на первую половину дня выполнены. Отличная погода – отличная работа... 
…Обед на борту «Кассиопеи» проходит под веселые песни французских моряков, двое из которых отмечают сегодня дни рождения. Французский шоколадный пирог, политый шоколадным сиропом, со свечкой в центре, вносит в мичманскую кают-компанию, где в выключенном свете мерцает вращающийся зеркальный  шар, кок – единственный моряк, родом не из Франции. Приехавший в Брест (где базируется «Кассиопея») из Мадагаскара(а это бывшая французская колония), теперь  бороздит моря и океаны на минном искателе… А после обеда российско-французское учение по противоминным действиям и вовсе приобретает французский акцент. Командир минного искателя «Кассиопия» капитан 3 ранга Тога Дюран делится с корреспондентом газеты «Страж Балтики»:
    - Мы совершили тактические маневры с российским тральщиком «Сергей Колбасьев». Также совершили подъем человека с борта корабля на российский вертолет, потом мы провели операцию по передачи груза. После обеда пройдет демонстрация наших действий по борьбе с минами. Мы покажем, как работает наш необитаемый подводный аппарат по поиску мин. Это - маленькая подлодка. Также мы покажем, как мы уничтожаем учебные мины….Для нас  - большой интерес обмен опытом с российскими моряками, мы уже давно работаем вместе, развивая оперативное сотрудничество.
    Подрыв мины – это, без сомнения, кульминация. Наблюдаю за этим не простым действом, находясь на борту французской «Кассиопеи»... Производится сброс учебной мины в заданном районе. Готовится аппарат по обнаружению мин. Двое моряков умело производят спуск его на воду. Аппарат обнаруживает мину. Доклад с кормы поступает на «ходовую» французского тральщика. Производится буксировка обнаруженной мины в безопасное место… Спустя какое-то время, произведут ее подрыв на глубине 32 метра. Перед этим французские водолазы совершат погружение, чтобы прикрепить к ней взрывчатку. Вернувшись на борт «Кассиопеи», они замрут в ожидании.
***
    …Звучит команда о выключении всех мобильных и радиопередающих устройств. Подрыв мины осуществляется дистанционно. Важно, что бы ничего этому не помешало. На тральщике  в 5 кабельтов от точки подрыва внимательно наблюдают за проведением операции. Также с интересом за этим наблюдают и российские военнослужащие на борту «С. Колбасьева», расположившегося в 10 кабельтовых от места взрыва. Французы дают отсчет : «10, 9, 8, 7…1».
     Гремит взрыв, белое облако приподнимается над водой на высоту пару метров, затем газовый шлейф вырывается наружу, взорвав морскую гладь. Учебная мина подорвана. На ходовой раздаются аплодисменты.
    В учебных целях закладка взрывчатого вещества уменьшена в разы. В реальной жизни, при реальном подрыве количество взрывчатки значительно больше. Часто и глубина залегания реальной мины менее тридцати метров. Вот поэтому иногда подрыв мины создает водный столб высотой в 40 метров. Но сегодня на глади моря можно было увидеть лишь «водный колокол». Хотя, визуальная сторона учения не идет ни в какое сравнение с профессиональными, четкими и выверенными действиями моряков.
  Командир корабля показывает нам видео, на котором снят подрыв реальной мины времен Второй мировой войны, найденной у берегов Франции в феврале этого года. Так вот этот подрыв  мины можно было наблюдать за много километров.
    - Уничтожение мин - это  главная задача этого корабля. Мы работаем не только у побережья Франции, но и в других районах, как, например, здесь на Балтике. Где остаются еще мины времен Первой и Второй мировых войн. Думаю, что наш опыт востребован. И мы готовы поделиться им со многими военно-морскими силами, в том числе, и с ВМФ России.
   Уже по завершению дня прошу подвести их итог командира бригады ОВР капитана  1 ранга Ивана Ковалева. Он отмечает, что все поставленные задачи выполнены.  Напоминает, что отрабатывались такие задачи, как совместное маневрирование в море, работа с вертолетом… 
   - В ходе проведения этих учений экипажи кораблей (и базового тральщика  «Колбасьев» и  искателя мин ВМС Франции) продемонстрировали  четкость действий. Думаю, что  подобные учения нужно проводить чаще для укрепления военно-морского сотрудничества в интересах наших государств. Это пойдет на пользу как нам, так и нашим французским коллегам…Хочется добавить, что море было на удивление спокойным, хотя еще накануне вечером была объявлена штормовая готовность, и мы немного волновались получится ли работа водолазов. Но утром в день учений погода наладилась, на море был штиль, и это способствовало тому, что все задачи были выполнены. Мы должны учиться друг у друга всему новому, что появляется. Многому научились сегодня у французских коллег. Посмотрели  на их мировоззрение при работе с минной опасностью.
    И. Ковалев подчеркнул, что на Балтике еще есть много опасных предметов времен и Первой и Второй мировых войн. И усилия стран балтийского региона и направлены на то, чтобы заниматься их поиском и уничтожением, чтобы снизить минную опасность, которая мешает мореплаванию и судоходству.
    Военно-морской атташе посольства Франции в Москве капитан 2 ранга Эрик Фурно, присутствовавший на учении, также отметил высоком уровень его организации.
     - Тральщик – это универсальный корабль. У нас на борту много современного оборудования для поиска и уничтожения мин. Он хоть и маленький, но очень
умный!.. А вообще, французская сторона хочет развивать сотрудничество с Военно-Морским флотом России особенно в этой области – в борьбе с минами. Я знаю, что предыдущий Главком ВМФ РФ  был заинтересован в этом сотрудничестве. Сейчас Главком ВМФ поменялся. Эту должность занял бывший командующий  БФ. Но надеюсь, что  наше сотрудничество будет продолжено. Отмечу, что российская сторона в этих учениях проявила себя очень профессионально…
***      
У французов  здесь на учении есть одно преимущество: все моряки ВМС Франции являются военнослужащими контрактной службы. Призыв  на флот там
отменен 10 лет назад.  Соответственно,  на «Кассиопеи» - только профессионалы. Французская молодежь идет служить на флот, отнюдь, не из-за зарплаты, она у моряков несколько ниже, чем у гражданских, а потому, что флот
для молодых – это хорошая стартовая площадка, где есть льготы для обучения в различных вузах, приобретения знаний. Но еще это и отличная школа, где
закаляется характер.

Юрий ДМИТРИЕВ. (Росс) Фото автора. Борт минного искателя «Кассиопея». Балтийское море.


Рецензии