Деревенские прозвища

13 февраля 2001 года
Прозванье, прозвище -придаточное имя,
какое носит вся семья, добавочное
 к семейному родовому прозванью. Кличка.
Прозванья родом ведутся, а прозвища народ дает.
В.И.Даль
Редкий, наверное, человек избежал участи не иметь прозвища, прозванья, клички. Кто на детские годы, а кто и на всю жизнь схлопотал себе второе имя и как ни пытался отделаться от этого ; бесполезно. Уж если появи¬лось за кем прозвище ; это на всю жизнь. Теперь, правда, клички боль¬ше бытуют в криминальной среде. Но там это связано с намеренным сокры¬тием имени, поэтому размах "творче¬ства", конечно же, значительно бога¬че, чем среди деревенских балагуров. Деревенские же прозвища совсем про¬заические, носят чисто бытовой или профессиональный характер.
Наша северная российская дерев¬ня, особенно периода до коллективизации, ; это сельская община. Мно¬гие дела здесь решались жителями со¬обща. Дом кому поставить ; собира¬ли помочь. Мельницу сделать, загон для скота ежегодно выгородить или подправить, покосы от кустарника расчистить, дорогу привести в проезжее состояние ; вся деревня поднималась, причем добровольно, без всякой оплаты, разве что после помочи уго¬щение устраивалось. А где вместе, со¬обща, там шутки-прибаутки, розыгры¬ши. Были свои балагуры и остросло¬вы, были и люди, над кем больше все¬го подшучивали. Совершенно нечаян¬но метко оброненное слово приходи¬лось по душе народу, и завтра уже вся округа забывала о настоящем имени человека, а меткое прозвище будет преследовать его всю жизнь, потом дети унаследуют, и тогда уже не про-звище, а прозванье долго будет следовать за целым родом не в одном поколении.
Были прозвища и прозванья и в на¬шей деревне, не у всех, конечно, но у многих. И теперь назови по прозвищу, кого и в живых давно нет, всякий скажет, о ком речь идет.
Сосед наш, Александр Филимоно¬вич, помнится, прозывался Ханута, Василий Васильевич Райков ; Кизий, Анна Петухова ;  Саришна, Дмитрий Петухов ;  Уляхинец, Валентин Титов ;  Тинко, семья Болотова Павла ;  Бурята, а еще Лапашовы, Леонид Пету¬хов ;  Татя. Подрастающие ребята в конце войны стали делать татуировки на руках, для чего из печной сажи готовили нечто похожее на тушь, связы¬вали несколько иголок и, окуная острие в этот раствор, прокалывали кожу до крови. Леньке на руке увековечили его прозвище ;  Татя. Это он так отца своего называл, так с этим и прожил всю жизнь.
Некоторые прозвища воспринима¬лись и использовались нами как ругательства: Статуй, Тетюй, Голяк, Бука.
Однажды ученики обратились к ди¬ректору  школы с просьбой выделить денег для проведения вечера, он от¬ветил, что денег нет, если хотите, то возьмите его трешник (так раньше три рубля иногда называли). И с тех пор укрепилась за ним кличка ; Трешник. В семье учительницы Л.И. Палеевой тетку её называли Стряпка, то ли от слова "стряпать", то ли потому, что с тряпкой ходила.
Больше всего я поражался прозви¬щам в Митюковском сельсовете. В некоторых деревнях их имели почти все жители: Лашковна ; по прежней фамилии Лашкова, Гришиковна ; родом из деревни Гришинской, Зонтовна, Ляпишна, Караб, Карабовна, Соболиха, Каряпа, Старенок, Лупан, Сидева, Погаренок, Васильевка, Микуленка, Го¬ренка, Еркова, Кузьмовна, Пашило, Мымята, Захват, Головешка... Всех, пожалуй, не перескажешь. Худой и высокого роста мужик носил прозви¬ще Жирный, маленькая и очень худенькая старушка из деревни Костылихи ;  Толстуха.
Говоря по большому счету, прозви¬ща ведь имеют многие деревни, горо¬да, области и прежние республики: жители Архангельска ; трескоеды, а вологжане ; водохлебы, псковитяне ; скобари. Кто же не знает, что украинцы ; хохлы, а россияне ; москали, белорусы ; бульбаши, а про харовчан и лиц кавказской национальности вы и сами знаете.
Но все личные прозвища и родовые прозванья ; вовсе не повод для разборок и выяснения отношений. Шутка ;  она ведь делу никогда не была по¬мехой, она ;  заряд для доброго на¬строения.


Рецензии