Война все спишет?
Только Россия умеет прощать понесенные от войн убытки, невозмещенные репарации и контрибуции. А вот самой России и до сих пор пытаются предъявить претензии за участие в войнах в баснословных размерах. Видно, все у них было учтено, до последней курицы и сломанного забора. Ну да Бог им судья. Время всех рассудит.
Повернем наш разговор на эту тему в житейские, бытовые рамки. Считается, что война не женское, а чисто мужское дело. Ан нет. Ни одна война без участия женщин не состоялась. Война войной, а быт и на войне за женщиной. Госпиталя, прачечные, тыловые работы. Вот и история Второй мировой войны, которая еще в памяти многих, в том числе и у меня, подтверждает это. Вначале на войну призывали только мужчин, затем добровольцами стали призывать и женщин, потом это исключение ввели в обязанность служить. Известны женские воинские части в авиации, зенитные батареи, женщины-санитары, связисты, снайперы, всего не перечислишь. Фильм «А зори здесь тихие», который видел, наверное, каждый современный человек, наглядное тому подтверждение. Пожилые харовчане покажут место у моста через реку Кубена, именуемое «Зенитка», где молодые девчата не сбивали, так отгоняли вражеские самолеты, если те пытались бомбить мост.
А там, где вместе оказываются мужчины и женщины, между ними неминуемо возникают взаимные чувства. Война в этом отношении не исключение. На войне чувства обостряются, ведь на глазах друг у друга молодые люди постоянно рискуют и гибнут. И появлялись беременные женщины, война для которых на этом заканчивалась. Ехали такие девушки к матери. А там их не очень-то ждали в таком состоянии. Общество той поры еще придерживалось строгих правил морали, внебрачные дети не приветствовались. Известен мне случай, когда вернувшаяся с войны беременной девушка родила ребенка, так ее мать решительно выбросила из дома зыбку вместе с младенцем. Но нашлись сердобольные соседи, приютили молодую мать и дитя, а потом усовестили и жестокую хранительницу чистоты нравов. А там, где спокойно встречали беременных девушек, те объясняли, что папа у них летчик или танкист, вот закончится война, и он приедет. Примеров, к кому действительно приезжали, на памяти нет. Тогда следовало другое объяснение – погиб. Война ведь еще шла. А она, как известно, все спишет. В 1944 году появился Указ Президиума Верховного совета СССР, который позволял новоявленным матерям записать отцом того, кого она захочет. Но эта запись в ту пору немного стоила, имущественных и алиментных прав не порождала. Только с введением с 1 октября 1968 года «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» стало возможным предъявление исков об установлении через суд отцовства и взыскании алиментов. Но для этого требовалось представить доказательства, достоверно подтверждающие происхождение ребенка от данного лица. Потом появилось понятие «одинокая мать» и выплата таковым государственного пособия на воспитание ребенка. Вдовы и бездетные женщины работают в поле и на ферме, а толпа одиноких матерей шествует в сельсовет за получением пособия, весело посылая привет целомудренным.
Не все спокойно происходило на семейном поприще и вдалеке от войны, на родине солдата, воюющего на фронте. Уставшая ждать солдатка или вдова рожала от появившегося в деревне мужика, а тут вернется с войны ее муж. «А ну-ка, чисти место», – командует ревнивец и удаляет из своего дома неверную жену. А куда денешься?! И уходила. Проходило время. Жизнь не особенно складывалась и у того ревнивца. Возвращался он к законной своей жене, говорил, что готов ее простить. Но увы. Теперь жена командовала ему: «А ну-ка, чисти место», – и запирала перед ним дверь.
Война вроде бы все спишет. И вот уже 65 лет, считай, минуло после окончания войны, а она не спешит списывать многое.
Свидетельство о публикации №212102301399
Михаил Роуз 03.03.2016 15:16 Заявить о нарушении