Со старого герба

22 июня 2001 года
Не самое достойное место в нашем хозяйстве отведено для хранения предмета, удостоенного ранее высокой чести символизировать собой класс крестьянства на гербах СССР и союзных республик многие десятилетия советского периода истории нашей страны. Наполовину крестьянская, страна и должна была символизировать орудие производства крестьянина – серп. И всем, от малого ребенка до глубоких стариков, были понятны те символы. Кроме Российской Федерации, еще две-три республики предоставляли трудовым символам – серпу и молоту – крупный передний план. На остальных гербах они были едва различимы, а иногда конфигурация серпа была далека от оригинала. Да что уж тут говорить, хлопок и другие экзотические культуры серпом не убирают.
Зато в нынешнем гербе России без специалиста по геральдике, думаю, мало, кто разберется. Воевала и разила своих недругов Россия изначально своей истории, хаживала и сама в чужие пределы. Так что, и выносить разящее копье на герб страны на фоне не существующей в природе птицы? Но приняли, нас не спросили. Серп ныне не только убрали с герба, его полностью изжили из обихода. Пользоваться им ныне мало, кто умеет.
Не помню точно, в каком я тогда учился классе, думаю, не выше пятого-шестого, повела меня мать в поле, где на приусадебной полосе вызрел ячмень. Она учила меня жать. Медленно, исподволь нажал я первые снопы, завязал перевяслом, как мама научила. Появилась смелость в обращении с серпом, и я стал тягаться с мамой, прирожденной жницей. Не думал, что так легко можно порезаться серпом. И опытные жницы резались нередко. Вот и я, хватил по левой руке так, что окровавленный клок повис на руке. На этом и закончились мои опыты жнеца. А что теперь старый серп на даче высоко, под потолком, воткнутый в щель хранится, так это больше в целях безопасности, чтобы внуки без надобности не взялись опробовать. Испытавший сам, запомнил я это на всю жизнь, и потому – остерегу других.


Рецензии