Проводимая Министерством культуры реформа предусматривает значительное сокращение штата сотрудников библиотек. Человеческий труд вытесняется электронными системами. И это неизбежно влечет за собой сокращение персонала. Но можно ли обойтись без сокращений, ведь это всегда очень непопулярная мера? Прогресс не стоит на месте, всё течет, всё изменяется и невозможно сохранить навечно какую либо некогда сложившуюся систему. Те, кто сохранит свои места, ожидается, получат небольшую прибавку к зарплате. При этом на каждого оставшегося работника распределят часть нагрузки уволенного работника. Получать станут больше, но и работать придется тоже больше. Но, как показывает практика, прибавка к зарплате, условно говоря, составляет 10%, а увеличение нагрузки на каждого человека на все 50%. Т.е. всегда происходит обман. Например, увольняют одного сотрудника, а его обязанности распределяют на оставшихся двоих. Уволенный получал чистыми 10000 руб в месяц. Если эту сумму поделить пополам, то, кажется, можно рассчитывать на прибавку в 5000 руб, а на деле больше 1700, 2000 руб рассчитывать не приходится. Чаще, прибавка еще меньше. Таким образом произойдет сокращение заработной платы, нет, получать станут больше, но труд обесцениться в значительной мере. Принцип распределения нагрузки с уволенных на оставшихся, мягко говоря, вызывает вопросы. Неужели до начала реформ люди были загружены лишь частично и работали не в полную силу? Нет. Большинство работало так, что и времени на обед не оставалось. Теперь их заставят работать на износ. Прибавят чуть, работать же заставят как за двоих. А высказывание руководства «не нравится? – никого не держим!» остается всегда актуальным. И бедные люди, в страхе потерять хоть такую работу согласятся на изнурительный труд, работать за копейки. И не будут роптать, чтобы не остаться на улице как их бывшие коллеги. Но такое положение дел попахивает рабством и фашизмом. И весьма вероятно, что заработанная лишняя тысяча в месяц за счет выполнения обязанностей бывших коллег встанет поперек горла, зная, что ешь по сути чужой хлеб. Да и можно ли говорить о реальном увеличении зарплаты? Если прибавить ровно 1 рубль к зарплате, то формально можно уже отчитываться о повышении заработной платы работникам такой то сферы, но происходит ли реальное улучшение материального положения работающих? Если к копейке прибавить копейку, то все равно получатся копейки. Если, утрируя, к миллиону прибавить столько же, то это уже существенное увеличение. Прибавка пускай даже в несколько тысяч не решит проблемы, зарплата останется по-прежнему унизительно мизерной. Можно сказать «не устраивает зарплата, так не идите работать в библиотеку, учреждение культуры, на бюджетную должность вообще». А кто тогда пойдет туда работать? А нужны ли нам сейчас вообще библиотеки? Можно ли вообще обойтись без них? Конечно можно. Реалии изменились. Еще не так давно любой текст был только в печатном виде, на листе бумаги. Соответственно был выбор или купить книгу в книжном магазине или взять в библиотеке. Сейчас многие тексты существуют в двух видах: печатном (книжном) и в цифровом. Так кому же нужны именно книги? Библиотеки с книгохранилищами нужны в первую очередь студентам и школьникам, а также пожилым людям. Да, сейчас посетителей в библиотеках не так много, а наша страна уже перестала быть самой читающей в мире. Есть люди, которые не любят пользоваться пыльными книгами, прошедшими через множество чужих рук, предпочитая иметь собственную библиотеку. Однако в магазине не всегда купишь нужную книгу, поскольку там продаются только новые или недавно выпущенные книги, да и в цифровом варианте в свободном доступе в интернете есть далеко не всё. А реферат, курсовую, дипломную, кандидатскую писать надо. Тогда прямой путь в библиотеку, где читатель соприкасается с живой материей, не с холодной электронной, от которой устают глаза, а общается, взаимодействует с частичкой чего то одушевленного. Дерево есть дерево, у него своя энергетика. Ну кто скажет, что восприятие произведения А.С. Пушкина будет равнозначным по образной насыщенности, внутренней красоте, полноте восприятия при прочтении на мониторе и на листе бумаги в книге, с определенным шрифтом, качеством и запахом бумаги, уникальными иллюстрациями? Пожилые люди, которые приходят в библиотеки, как правило не дружат с компьютерами и не могут привыкнуть к чтению перед белым монитором, предпочитая способы по-старинке. Им нужны старые привычные способы пользования библиотеками. Если им предложить пользоваться электронными ресурсами, то большинство из них просто растеряются и придут в замешательство, начнут сильно нервничать, а это вредно. Или им надо сказать «не можете справиться с электронным обслуживанием читателей, электронным фондом - ваши проблемы»? Книга – это живой организм, а текст в электронном виде - целиком искусственный. Один и тот же текст, но читаемый с разных носителей будет восприниматься и усваиваться по-разному. Все идет к тому, что в итоге читатель самостоятельно будет заказывать себе книги и приходить в библиотеку на пункт выдачи. Удобно. Однако не у всех есть компьютер и интернет. Да, заказать через специальный электронный терминал можно будет и в самой библиотеке, если у тебя нет дома такой возможности. Однако пожилым людям будет трудно разобраться в новой системе. Кто то скажет «попытаются пару раз заказать таким образом книгу и привыкнут». Логично. Однако это не совсем так. Знаешь как пользоваться когда постоянно этим пользуешься. А поскольку вся эта система новая, она чужда старшему поколению, не понятна. И они нуждаются в помощи. И так каждый из нас, в чем то силен, а в чем то не очень. Следовательно лучше было бы сохранить оба варианта обслуживания читателей, старый и новый и кому каким удобнее, тот тем и будет пользоваться. Начальник управления информационного обслуживания Российской национальной библиотеки Елена Тихонова говорит: «В настоящее время читатель самостоятельно находит литературу, самостоятельно заполняет требования, и в скором времени он самостоятельно будет отправлять свой заказ в книгохранилище, а через некоторое время будет получать литературу на пункте выдаче. Вот этот момент, когда библиограф и библиотекарь не будет нужен». Таким образом библиограф и библиотекарь как профессии уйдут в прошлое, став ненужными. А нужны ли они или можно без них обойтись? Когда ты приходишь к хорошему библиотекарю, то ты не просто как в столе заказов сообщаешь зачем пришел, и, если тебе надо написать, скажем, курсовую, сообщаешь ее тему и тебе сотрудник библиотеки, если он профессионал, может помочь сориентироваться, подсказать дополнительную литературу, дать совет, потому что настоящий библиотекарь - это человек с большим кругозором. Т.е. он реальный помощник и товарищ. Убери его из библиотеки и останется наш читатель наедине с самим собой, вернее со своими трудностями по поиску нужной литературы. В российском Министерстве культуры считают, что библиотекари нужны, но не в нынешнем количестве. По поручению ведомства, до конца года книгохранилища должны сократить штат сотрудников, то есть оптимизировать работу. Работники библиотек (безусловно не только они) – это носители культуры, а не просто технический, обслуживающий персонал и в министерстве должны это понимать. А может быть и сокращают количество носителей культуры, потому что понимают это? Но тогда проводимая политика в сфере культуры направлена не на укрепление основ культуры в нашей стране, а имеет совсем противоположные цели. С телевидения таких носителей уже удалили, «стёрли», теперь дошло дело и до библиотек. Может быть нам в недалеком будущем придется стать свидетелями вообще упразднения института библиотек, поскольку читающий человек – это думающий человек, а таким труднее управлять. Такой способен понимать что же происходит на самом деле и куда всё движется, а такой субъект неудобен, ибо с ним надо считаться.
К примеру в Российской национальной библиотеке под сокращение подпадают более 350 человек. Руководство считает, что «в первую очередь, придется попрощаться с некоторым обслуживающим персоналом: дворниками, уборщицами. Затем отправить на пенсию сотрудников преклонного возраста. Для работы с использованием современных компьютерных технологий нужны свежие кадры». С одной стороны можно сказать: «что нам до всех этих сокращений персонала?! Библиотеки-то никто не закрывает, они как работали, так и будут продолжать работать!». Все верно, но это до поры, до времени. А с другой стороны есть этический вопрос, который затрагивается, вопрос выживаемости в трудовом коллективе. Кто уйдет, а кто останется? Как уже было сказано, уйдут те, кто следит за чистотой в помещениях. Не станет ли грязнее? Честно говоря, не хотелось бы приходить в библиотечное помещение, где недостаточно следят за чистотой. Оттирать полы дело не из простых и если нагрузка увеличится, то станет грязнее. Или, быть может, реформа и введение новых, более эффективных, чистящих средств предусмотрела? Далее попрощаются со старейшими работниками библиотек, которые и так уже давно были пенсионерами, но продолжали работать. И, казалось бы, без денег они не останутся, пенсию как получали, так и будут получать. Однако, боюсь, что попрощаться с ними придется во всех смыслах. Как известно, пожилые люди плохо переносят перемены. И многие из них работали, став пенсионерами, не только ради дополнительных доходов, но и чтобы не лишать свою жизнь смысла, чтобы быть полезными людям, читателям. И нельзя упрекать их за то, что они не ушли на пенсию, а остались, но им и вправду нужны деньги: на гостинцы внукам, себе на дорогие и постоянно дорожающие лекарства (чем старше, тем больше и сильнее болеют и тем больше нужно средств на подержание здоровья, что невозможно сделать на одну лишь пенсию) и так далее. Известно также, что люди, потерявшие работу испытывали огромный стресс и очень скоро увядали, будучи более ненужными. У кого то уже подросли внуки, у кого то их и не было, и некуда применять свои силы, опыт, знания, заботу. Таким образом насильственное отрывание пожилых работников от рабочего места ради оптимизации приведет к преждевременной гибели. Кажется чересчур жестоким, а потому неоправданным такой метод оптимизации работы библиотек. Предполагается уход старых работников и постепенное замещение молодежью, которая, являясь продвинутыми пользователями, внесла бы новое дыхание в работу библиотек и соответствовало бы современным требованиям. Но пожилые работники, это не только опыт, но и дух, атмосфера, которую они создают вокруг себя, это носители и трансляторы культуры. Это просто очень интересные люди сами по себе. Старые кадры - это люди, способные «заразить», в хорошем смысле этого слова, любовью и уважением к книгам, привить привычку чтения. Если их убрать, то информация, которую можно получить в библиотеке останется, а вот культуры поубавится. Кстати, можно было бы устраивать демонстрации читателям старинных ценных книг, рассказывать историю их создания, об их авторах и т.п., в том числе в обычных районных библиотеках, с целью популяризации чтения вообще. Такие книги имеют свою историю и свой шарм, свою, если хотите, ауру и способны одним своим видом, рассказами о них работниками библиотек пробуждать интерес к чтению, исследованию, познанию мира и самого себя, побуждать к писательству вообще.
Почему нельзя найти новое применение работникам в обновленной, современной библиотеке, образовав новые должности, предложив новые услуги читателям, расширив функции библиотеки, увеличив ее роль в обществе? Неужели так трудно изыскать ту небольшую сумму, которая необходима для продолжения работы всех нынешних сотрудников библиотечного дела? Почему с такой завидной частотой российское государство списывает и прощает многомиллиардные долги чужим странам, выделяет новые средства другим народам, которые никогда не будут возвращены, а своих людей бросает на произвол судьбы? Зачем резать по живому? Так, например, 1 ноября 2012 четверть сотрудников Российской национальной библиотеки получат уведомления о сокращении должности. И новое место работы им будет предложено искать самостоятельно. К чему такая жестокость? Речь идет о специалистах в возрасте, которых нигде больше не ждут и которые не смогут найти новое место применения своих знаний и умений. Всем известно также, что увольнению часто подлежат не худшие, а лучшие с морально-нравственной и профессиональной точки зрения работники. Ситуация с грядущим увольнением всколыхнет каждого действующего работника, и заставит многих проявить не лучшие свои качества. Начнется стукачество, подсиживание, все между собой разругаются, хороших работников начнут подставлять, чтобы выставить их в самом неприглядном виде перед лицом начальства, чтобы уволили именно их. Так что о справедливости, как всегда, говорить не придется. Кто был честен, кто скромно, но тщательно и ответственно, глубоко профессионально выполнял свои обязанности, кто не занимался интриганством, не желал зла другому, тот и будет уволен и выставлен за дверь, будучи вынужденным уйти с тяжелым сердцем. И опять несправедливость восторжествует. Ну, систему оптимизируют, а как же люди?
Вообще на этой планет главное и самое ценное, что есть – это человек. Ради него придуман весь этот мир и прежде, чем что то совершить следует много раз подумать, оценить все риски, результаты последствий и не причинить вреда людям своими решениями и действиями. Но с человеком, похоже, у нас никто не считается. Что ж, таковы реалии современной России. (23.10.12)
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.