Пять переломных минут

Эта встреча произошла в те времена, когда люди ещё сидели в библиотеках в обнимку с толстыми книгами по нескольку часов в день, и если бы им кто-нибудь рассказал про Интернет, они  явно бы отметили способности этого человека к написанию фантастических историй.

Студент по имени Джош сидел в одной из таких библиотек вместе со своим «товарищем» на ближайшие три часа. Он учился на юриста, а к завтрашнему дню  нужно было подготовиться к ответственному выступлению. Но как бы Джош ни старался уложить что-либо в своей голове, всё было напрасно. Казалось, что глава книги никогда не кончится, а буквы, образующие непонятные слова, с каждым разом становятся всё мельче и мельче.  Единственный голос, который он сейчас слышал, был голос отца, который говорил, насколько важен для него завтрашний день. «Если ты произведёшь впечатление на комиссию, твоя жизнь может в корне измениться, разумеется, для этого ты должен приложить массу усилий. Если понадобится, не будешь спать ночами. Ведь, чтобы стать лучшим, приходится лишать себя многого, сын. Я надеюсь, что ты оправдаешь наши с матерью ожидания». Уже с малых лет голос отца не оставлял Джоша в покое, и пока ещё ничто и никто не способны были заглушить его.

- Забавная манера прочтения книги, мне не помешало бы поучиться у вас, молодой человек, - произнёс чей-то голос.

Джош сначала подумал, что обращаются вовсе не к нему, но врождённое любопытство всё-таки заставило его повернуть голову. За соседним столом справа от него сидел мужчина лет пятидесяти пяти и таинственно смотрел на Джоша. Возможно, обладатель голоса обладал природным магнетизмом, поскольку молодого человека сразу же потянуло на разговор с ним.

- Я не совсем понял, что вы имели ввиду? - обратился парень к незнакомцу.
Мужчина, с ещё большим интересом посмотрев на Джоша, тихо встал со своего места и подошёл к его столу.

- Вы позволите, если я сяду рядом с вами, не хотелось бы повышать голос в библиотеке, ведь это одно из немногих мест, где я привык соблюдать тишину.

- Разумеется, вы можете присесть, - произнёс Джош немного удивлённым голосом. - Так чему же всё-таки вам нужно у меня поучиться, вы ведь ко мне обращались, не так ли?

- Меня очень удивила ваша манера прочтения книги, молодой человек, ибо, когда вы читали, ваши глаза не двигались. А когда не двигаются глаза, человек обычно либо обдумывает прочитанное, либо ему просто-напросто неинтересно читать эту книгу. Поскольку в вашем случае я склоняюсь ко второму варианту, мне бы хотелось занять лишь пять минут вашего драгоценного времени, если конечно вы не против.

- Поскольку я уверен, что пять упущенных минут нисколько не повредят процессу подготовки к моему выступлению, и я также убеждён, что какие-то пять минут не способны изменить или даже каким-либо образом повлиять на мою жизнь, я с большим удовольствием выслушаю вас. 

- Весьма не плохо. У вас очень содержательные речи, молодой человек. Вы задали мне планку, и я постараюсь не упасть в грязь лицом. Вам когда-нибудь приходилось наблюдать за дворником, который подметает улицы?

- Разумеется. Его метла двигается то вправо, то влево, а когда он ещё и не замечает тебя, приходится очень быстро проскальзывать мимо него, выбирая момент, когда метла находится в противоположной от тебя стороне.

- А вы когда-нибудь смотрели ему в глаза или хотя бы замечали выражение его лица во время работы?

- Честно говоря, никогда не обращал внимания на подобного рода детали.

- Значит, вы считаете, что это детали?! А вы знаете, что именно эти детали подарили человеку, сидящему перед вами вторую жизнь, человеку, который потерял двадцать лет своей собственной жизни. Хотя нет, я их не потерял, я лишь растратил эти двадцать лет впустую. Пять мучительных лет я учился на того, кем не хотел быть ни при каких обстоятельствах, и ещё пятнадцать бесконечных лет я являлся тем, кем я на самом деле никогда не был. Я работал в банке. Я сидел на предназначенном мне месте, в узком пиджаке, белоснежной рубашке и, разумеется, при галстуке, который всегда являлся для меня удавкой. Ко мне подходило множество людей, я до сих пор помню их лица, мелькающие у меня перед глазами. Каждый из них обращался ко мне со своей проблемой, связанной с банковскими операциями. А я смотрел на их лица, очень часто выражающие  величайшую скорбь, заглядывал им в глаза, и мне так хотелось спросить, что у них не так, что их тревожит, что волнует, о чём они мечтают, во что верят, на что надеются. Мне всегда искренне хотелось помочь этим людям, но совсем иначе, мне хотелось заглянуть им в душу, а не в бумажки, которые они мне протягивали. 

- Вы мечтали стать психологом…

- Да, мечтал. И я осуществил свою мечту, но, несмотря на это, мысль о потерянном времени постоянно давит на мою голову. Как-то раз, выйдя из здания банка, я увидел дворника. Это был обыкновенный, ничем не примечательный мужчина, а его метла двигалась то вправо, то влево, как маятник. Не знаю, как это вышло, но наши с ним взгляды неожиданно встретились. И я увидел его глаза, я увидел его улыбку, которая, я думаю, уже давно не сходила с его лица. И в этот момент я понял, что лучше уж буду всю оставшуюся жизнь подметать улицы, дышать свежим воздухом, изучать проходящих мимо меня людей, чем ещё хоть раз войду в это здание в качестве работника банка. И сейчас я задаю себе один и тот же вопрос: «Почему я не покончил со всем этим раньше?». А всему виной чужие мнения (в моём случае во главе угла стояло мнение отца), мои страхи что-либо изменить в этой жизни, и, наверное, моя убеждённость в том, что чудес не бывает, с которой я, слава Богу, раз и навсегда покончил. А к тебе я подошёл лишь потому, что узнал себя тридцать пять лет назад, также сидящего за столом и смотрящего в книгу, в которой все слова сливались в одну бесконечную линию. Я призываю тебя лишь к тому, чтобы ты сейчас, находясь в этом здании, сидя на этом стуле, смотря в эту толстую книгу, задал себе главный в этой жизни вопрос: «Чего хочешь ты?». Ответь на него для начала себе, а потом…

- Я хочу стать актёром! – голос Джоша в этот момент напоминал крик о помощи.

- Так будь им на сцене, ибо в жизни тебе это слишком дорого обойдётся. У древних римлян было некое слово, которое идеально бы подошло к нашим с тобой жизненным ситуациям: «Carpe diem!». Ты знаешь, что это означает?

- Лови момент, - ответил он, не задумываясь. - А знаете, ведь латынь – это единственное, что вызывает у меня интерес к профессии юриста.

- Лови момент, мой мальчик! Ибо кому-то приходится вырывать из своей жизни куски двадцатилетних страданий, а кому-то даётся лишь пять минут, которые и могут стать в жизни переломными.


Рецензии