Приключения магнитного барабана

                ПРИКЛЮЧЕНИЯ    МАГНИТНОГО   БАРАБАНА

На фото: тоска зелёная - барабан задрался! 

http://youtu.be/oj2wnkr5pFc  пуск М-222
 http://youtu.be/aprQs-v0PlQ  строительство ВЦ-2
 http://youtu.be/FiPB2cfdKJA  взятка - бульдозер
 http://youtu.be/Oh-Ek47iMvU  разгром М-222
http://youtu.be/kejSg_pZ8Tk   Маслову 50 и видно как публика катается на барабане.      

Лет сорок – пятьдесят назад на первых ЭВМ /электронных вычислительных машинах/  в качестве промежуточной памяти применялись магнитные барабаны. Сейчас подобное использование магнитных плёнок можно встретить разве что в карточках для банкоматов.

В первых ЭВМ было три вида памяти: оперативная, на магнитных барабанах и на магнитных лентах. Разница в скорости доступа  и объёмах.   Обращение к оперативной на магнитных сердечниках занимало микросекунды, но при отключении питания информация испарялась.

Обращение к барабану занимало уже миллисекунды, но отключение питания было уже по барабану. Чтение с лены занимало уже секунды – нужно было ленту перематывать до нужного места.

Но ёмкость памяти была обратно пропорциональна скорости обращения.  На М-20  емкость ОП была всего 4к 45-разрядных слов. На М-222 уже 16 килослов. Какой прогресс!
Барабанная память. М-20 – 3 барабана по 4 килослова. М-222 – всего один банан, но уже на 48 килослов.

Магнитная лента на М-20 свободно роилась в поутораметровых карманах на 4рех магнитофонах. Основной болячкой была слабая взаимозаменяемость – лента, записанная на одном магнитофоне, с трудом читалась на другом. Поэтому в то время программы передавались не на магнитных лентах, а на перфокартах. Насколько помнится, довольно компактный транслятор ТА-1 загружали с двухметровой колоды перфокарт.

На М-222 картина была уже другая.  8 магнитофонов на более узкой ленте. Хорошая взаимозаменяемость. Программы передавались уже на бобине магнитной  ленты. В Москве, в КЭВМе, мы держали бобину с магнитной лентой с нашими разработками для всеобщего распространения.

Ну а таперича более подробно про магнитные барабаны. На М-20 алюминиевая болванка  покрывалась тривиальным коричневым ферро лаком. Магнитные головки крепились на неподвижных консолях двумя винтиками. Главной моей задачей на М-20 было выставлять эти чёртовы зазоры. Барабан бешено вращается, а ты осторожненько отпускаешь винтики и пальчиками двигаешь головку, устанавливая минимальный зазор. Пока крепишь винтиками головку,  зазор убегает. Хорошо, если в сторону увеличения. Плохо, если головка начинает писать лак! Караул!

Со временем барабан становится полосатым. Слава богу, что за эти годы не пришлось отсылать болванку на пере покрытие.  Тогда бог миловал. Что нельзя сказать про следующую ЭВМ.

ЭВМ М-222 уже была  уже полупроводниковой, следующего поколения.  Продвинутая технически до жути, а вот с операционной системой был швах. Я этим воспользовался и накропал собственную, уже продвинутую до жути.  По-моему, это была первая система разделения времени для машин среднего класса. Делала из одной ЭВМ сразу две. Или по другому –  параллельно решала две программы.

Но ведь сказка про барабаны. В комплект входил один, но емкостью уже не 12 килослов, а аж 48. Диаметром чуть поболее, но уже с блестящим   кобальтовым покрытием. И головки были другие – плавающие. Блочёк из пары головок пружинкой прижимался к поверхности барабана и плавал на воздушной подушке. Нижняя поверхность блочка имела форму лыжи,  и набегающий поток воздуха от вращающегося  банабана не давал возможности головке коснутся поверхности и  она плавала  на заданной высоте /весьма малой/.

 Все головки были смонтированы на откидывающихся консолях. Автоматика их откидывала при уменьшении числа оборотов двигателя. И, наоборот, при запуске, когда банабан набирал нужное число оборотов, автоматика со страшным грохотом шлёпала головками по  поверхности  вращающегося барабана.  Вот такие горные лыжи на воздушной подушке.

Но эта система не терпела пыли в воздухе! На этом мы и попались.  Продолжали облицовывать  шумопоглощающими плитами машзал  и после установки в зале  стойки с барабаном. А эти плиты были метр на метр, и у стен  и выступающих  потолочных балок их проходилось подгонять по месту. Пилить. Плита снаружи из алебастра с дырочками, а сзади заполнена стекловатой. Стекловата заклеена фольгой.
 
И это хлипкое сооружение – пилой! Чёртова стекловата буквально летала в воздухе. И за шиворот попадала. И попала под герметичный колпак барабана.
 
Начали отладку М-222. Барабан несколько раз запускали, не особо на него обращая внимание, пока отлаживали центр. А когда дошли до отладки барабана, то пришли в ужас. Блестящая кобальтовая поверхность была, как бы наждаком содрана. Какая-то пылинка вызвала лавинообразный процесс задира.

Срочно все административные силы были брошены на закупку второго барабана, а задранный отправили в ремонт на завод. На выбивание второго ушло примерно месяц – фантастический срок для советского времени.

Машину запустили, а через полгода у нас было уже пара барабанов. Но вначале этот избыток нам был не очень нужен. Всё стандартное математическое обеспечение было рассчитано всего на 12 барабанных килослов.

Ситуация резко изменилась, когда я начал кропать свою операционную систему – систему разделения времени. В машине считались уже две параллельные программы. А потом дело дошло и до пяти.

В ОСФ /операционная система ФТИНТа/ ещё был организован режим копирования зон магнитных лент на магнитном барабане. Обращения к зонам сокращались с секунд до миллисекунд. Так что моя ОСФ активно использовала все свободные мощности памяти на барабанах. Практически весь транслятор ТА-1 попадал с ленты на барабан после первого к нему обращения.

Вот тут пришла очередь модернизировать барабаны. Дело в том, что барабан разрабатывался на 96 К, Но не получилось. Магнитные головки не тянули на такой частоте. Частоту чуть снизили и 48 К занимали примерно 60% поверхности.  40 % гуляло!

Вот до этой свободной площади я и добрался, слепив некую электронную схему для преобразования адреса. Обошёлся примерно 12 дополнительными ячейками.  Благо, что при поставке машины мы прикупили изрядное количество запасных ячеек. Этого запаса мне хватило и на мои модернизации и на замну взбесившихся.

Эту электронную схему, увеличивающую емкость барабана с 48 до 72 К мы свободно раздавали по союзу вместе с ОСФ, не жмотничали.

Появился у нас и третий барабан. Вот его мы решили доладить до 96К. Идея состояла в подборе качественных магнитных головок. Прикупили комплект запасных и Ш. целый год пытался добиться устойчивых 96 К. Пока не сбежал в другую организацию, где от него уже не требовали невозможного.

Вот такие были приключения у магнитного барабана.

 Но это ещё не всё.  После списания М-222 болванка от магнитного барабана какими то неведомыми путями попала в сады коллектива ГЕЛИЙ. Использовалась то как табуретка, то как основа стола.  А вот у кого я видел этот артефакт – позабыл.

23.10.12


Рецензии