Повезло каменному льву в Выборге

Повезло каменному льву в Выборге

Фото: Марк на фоне входа в парк Монрепо (Выборг).2012 г.

«Итако чрез взятие сего города
Санкт-Петербургу конечное безопасение получено».
Пётр I по поводу взятия Выборга в 1710 году.
27 сентября 2012 г. состоялась поездка в Выборг на экскурсию с моим однокашником по Рижскому нахимовскому училищу Александром  Х. Чтобы Саше не заезжать за мной в центр города (из-за пробок), я подъехал на метро до Черной речки, где мы и встретились. В 9.30 начали движение по улице Савушкина на выезд из города на его стареньком, но любимом и надежном «жигуленке» 5 модели. Оказалось, что не так–то просто выехать из города. В конце улицы Савушкина  был тупик, значит,  мы проморгали указатель на Ольгино. Пришлось возвращаться и искать выход из этой мышеловки, которую устроили строители. Мне это было не впервой, т.к. месяц назад оказался в такой же ситуации, пытаясь выехать из города на машине племянника Димы при поездке в Таллинн. В этот раз потеряли времени немного меньше, около получаса, и выбрались на Приморское шоссе. Вообще должен заметить, что город превращен в грандиозную стройку, которая ведется во всех районах. Далее двигались без происшествий через Ольгино и Сестрорецк с выездом на трассу «Скандинавия», которая тоже уже не отвечает современным требованиям, т.к. не имеет разделительной полосы. К тому же,  на пути есть участок с односторонним (по сигналу светофора) движением,  где скапливается большая очередь из машин. В этом месте идет многодневный ремонт моста, видимо, через реку Сестра. Ранее я видел, как ремонтируют в подобном случае мосты, скажем, в Финляндии. Там сначала строят новый временный мост, затем без проблем и без пробок на дороге ремонтируют основной мост. Это, возможно, несколько дороже, но быстрее и качественнее. Наша очередь оказалась не очень длинной, и дальнейший путь длиной более 100 км проехали без проблем. Для левого поворота на Выборг есть виадук, а трасса продолжается в объезд города до границы с Финляндией. Сразу после виадука сделали кратковременную остановку для отдыха водителю, который, как и его пассажир, в солидном возрасте. Въезжали в Выборг по Ленинградскому шоссе с расчетом кратчайшим путем попасть на Батарейную улицу в районе Батарейной горы. Я выполнял функции штурмана, развернул на коленях карту города, которую накануне купил в Доме книги за 67 р. Мы ехали не просто на экскурсию – посмотреть город, а у меня была конкретная цель, для пояснения которой сделаю небольшое отступление.
В 2008 году была издана моя книга «Контр-адмирал К.А.Безпальчев в море и на суше». Это сборник  воспоминаний сослуживцев и учеников о своем современнике и учителе с большой буквы, который оставил о себе добрую память. Здесь же представлена краткая биография и  аннотированный перечень основных трудов этого заслуженного моряка. Среди других материалов,  сборник включает воспоминание  о Безпальчеве капитана первого ранга Полякова Г.Г., бывшего курсанта Выборгского Военно-морского интендантского училища. Эти воспоминания ценны тем, что никто более не освещал этот этап службы Константина Александровича. Ниже, кроме самих воспоминаний, представлены некоторые сведения о Полякове и об этом училище, где преподавал военно-морские дисциплины К.А.Безпальчев.


Поляков Гавриил Герасимович, капитан 1 ранга. Родился в 1922 г. В 1940 г. поступил в Военно-морское хозяйственное (интендантское) училище.
В апреле 1941 г. после сдачи экзаменов за первый курс находился на практике на Черном море на учебном корабле «Нева», который совершил переход по маршруту Одесса – Севастополь – Новороссийск – Сухуми – Батуми. Руководителем практики курсантов был капитан 2 ранга К.А. Безпальчев. С началом Великой Отечественной войны Поляков в составе курсантского батальона участвовал в боях по защите подступов к Ленинграду (в районе Ораниенбаума), где получил ранение. Вместе с оставшимися в живых курсантами в декабре 1941 г. был эвакуирован по Ладожскому озеру на Большую землю, а затем и в Москву, где были продолжены занятия и 18 мая состоялся выпуск из училища офицеров-хозяйственников. Получил первое назначение на Тихоокеанский флот на эскадренный миноносец.
В 1944 г. был направлен в командировку в Великобританию, а затем в США для приема кораблей по ленд-лизу. После окончания войны на Дальнем Востоке по своей просьбе был направлен из Петропавловска-Камчатского на учебу в Ленинград в ВВМУ им. М.В. Фрунзе, которое окончил в 1949 г. одновременно с присвоением воинского звания капитан-лейтенант. Получил назначение старшим помощником на эскадренный тральщик «Владимир Трефолев», входивший в состав 1-й Краснознаменной бригады траления, базировавшейся в Таллине (командовал бригадой опытный специалист минно-трального дела контр-адми¬рал А.М. Богданович, который во время войны командовал охраной водного района Невы). Поляков участвовал в тралении мин в Рижском заливе и Ирбенском проливе, через год был назначен командиром тральщика, затем заместителем начальника штаба этой бригады.
В 1955 г. поступил на заочное отделение ВМА им. К.Е. Ворошилова. Через год получил назначение старшим офицером оперативного отделения штаба Рижской военно-морской базы (вмб). Осенью 1959 г. окончание академии совпало с расформированием Рижской вмб. Два года служил вторым заместителем начальника штаба Лиепайской вмб. Участвовал в сверхсекретной операции по отправке советских ракет на Кубу. В 1961 г. «по замене» в третий раз оказался на Тихоокеанском флоте – в штабе Камчатской военной флотилии. В 1963 г. в звании капитана 1 ранга был уволен в запас по болезни. Местом жительства выбрал Ригу, а в 1992 г. переехал в Ломоносов. Опубликовал воспоминания о войне и службе на флоте в нескольких книгах, последняя из которых под названием «На трёх флотах» издана в Санкт-Петербурге в 1999 г.
Г.Г. Поляков. Морская практика в Интендантском училище
(Из книги «Морской курсантский батальон», вошедшей составной частью в книгу «На трех флотах).
... «Военно-морское хозяйственное училище (ВМХУ), организованное в 1938 г., переехало в Выборг в июне 1940 г. из Старого Петергофа. В марте – апреле 1941 г. сдавали экзамены за первый курс. Вместо шинелей нам выдали бушлаты и объявили
о предстоящем отъезде на морскую практику на Черное море. Учебный корабль «Нева» ожидал нас в Одессе. «Нева» – грузопассажирское судно, построенное в двадцатых годах в Испании. В 1939 г. пароход был переоборудован под учебный корабль. На случай войны «Нева» становилась плавбазой подводных лодок (так оно и было потом). Корабль большой, а пушчонки – «сорокопятки». 15 апреля 1941 г. мы вышли в первое свое плавание (по маршруту Одесса–Севастополь–Новороссийск–Батуми)... По боевой тревоге все курсанты были расписаны дублерами краснофлотцев и старшин. На робах, на левой стороне груди, нашили «боевой номер» – полоску парусины с выбитыми на ней черной мастикой цифрами, означавшими номер боевой части, боевого поста, смены… Много часов ушло на зубрежку боевых инструкций. Мы запоминали их, как стихотворение. И только потом нам показали, как и куда бежать по тревогам при свете и в темноте. «Бегом по трапу!» запомнилось на всю жизнь. Запомнились приборки. По субботам – одна большая и три – в остальные дни. Некоторые курсанты шутили: «Жизнь на флоте держится на приборках». Охотно занимались такелажными работами под руководством главного боцмана. Однако всем занятиям мы предпочитали штурманскую вахту. На прокладочной палубе в четыре ряда стояли небольшие столы  с морскими картами и прокладочным инструментом. Курсанты, склонившись над картами, наносили на них курс и место корабля, вели навигационный журнал. Одним из преподавателей штурманского дела – навигации и лоции – был лейтенант Чумаченко, который год назад уговорил меня поступить в это училище.
Иногда на прокладочную палубу поднимался руководитель практики капитан 2 ранга Константин Александрович Безпальчев. У каждого столика с морской картой останавливался на минуту-другую. На мелочи не разменивался, чаще проходил молча. Но грубых ошибок не прощал. Помню, поставил мне двойку за пользование резинкой в навигационном журнале и добавил: «Это ведь подсудное дело!»
Безпальчеву было тогда 45 лет. Коренастый, с выразительными голубыми глазами, ровным неторопливым голосом.  Был в училище начальником военно-морского цикла. Большой эрудицией, остроумием, отличным знанием военно-морского дела он покорил нас с первых дней. С завидным мастерством увлекательно рассказывал о правилах предупреждения столкновения судов в море. Предмет его был довольно скучный и усваивался с трудом. Это что-то наподобие правил дорожного движения. Когда мы начинали уставать, Константин Александрович делал паузу, переключив наше внимание на какую-нибудь забавную морскую историю или шутку. Обращаясь к курсантам, он, например, серьезно спрашивал: «Входя на корабле ночью с Финского залива в Неву, вы видите впереди два горизонтально расположенных огня: слева зелёный, справа – белый; что это?» Мы ломали голову, но ответа не находили. Преподаватель приходил на выручку: «Это трамвай «шестерка» идёт по набережной Лейтенанта Шмидта». В классе оживление. Или такой вопрос: «Ваше судно идёт в тумане. Вдруг послышался барабанный бой ...». Снова у курсантов заминка. Оказывается, турецкое судно подает «туманные» сигналы. Это правило было только у турок, и о нём мало кто знал.  Безпальчев был в Турции, точнее в Константинополе, с визитом эскадры Черноморского флота.
В двадцатых годах, когда мы только что появились на свет, Безпальчев командовал на Черноморском флоте эсминцем «Петровский». Бывший Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в своих мемуарах так характеризовал командира «Петровского»: «...Человек строгий и любящий порядок во всём». Очень точная характеристика. В Севастополе нам показали флотские склады и производственные мастерские. Везде был образцовый порядок и чистота. На следующий день весь курс привели в сухой док на очистку подводной части крейсера «Коминтерн» (20 лет назад К.А. Безпальчев вводил в строй этот корабль). На беседках за бортом курсанты работали в защитных очках. Специальными скребками сдирали ракушки и водоросли, а потом стальными щетками – старую краску и ржавчину. Невозможно забыть экскурсию на панораму «Оборона Севастополя». Творение профессора Петербургской Академии художеств Ф.А. Рубо поразило масштабностью и выразительностью.
На переходе из Севастополя в Новороссийск нам впервые довелось наблюдать тактическое учение эскадры кораблей, которым руководил командующий Черноморским флотом контр-адмирал Ф.С. Октябрьский. Командующий находился на «Неве», которая обозначала линейный корабль «синих» и подвергалась в открытом море атакам авиации и подводными лодками «красных». Свободные от штурманской вахты курсанты были расписаны по секторам наблюдения за воздухом и перископами подводных лодок. Сначала нас атаковали самолеты, затем услышали доклад сигнальщика: «Две торпеды справа шестьдесят». После торпедной атаки «Нева» застопорила ход и спустила на воду моторный катер – поднять учебные торпеды. Приняв на борт торпеды, продолжили путь и через несколько часов подошли к Новороссийску. Когда входили  в Цемесскую бухту, капитан 2 ранга Безпальчев собрал курсантов на прокладочной палубе для беседы. «В Цемесской бухте в июне 1918 г. по приказу Ленина были затоплены корабли Черноморского флота, – сказал он. Это решение было вынужденным. Нельзя было допустить захвата кораблей кайзеровской Германией». С большим интересом слушали мы рассказ бывалого моряка. Безпальчев сказал, что для исполнения решения правительства по указанию Ленина в Новороссийск был командирован член коллегии Народного комиссариата по морским делам Иван Иванович Вахромеев – наш теперешний преподаватель. На Вахромеева мы стали смотреть теперь другими глазами. Нам было очень лестно учиться у знаменитых преподавателей, какими были для нас Безпальчев, Вахромеев и Кацадзе (начальник училища).
... После Севастополя и Новороссийска «Нева» взяла курс на Батуми. Наш класс заступил на штурманскую вахту. Была полночь. Погода заметно портилась. Небо заволокли тучи, моросил мелкий дождь. Ветер не утихал – дула новороссийская бора. Качка чувствовалась всё сильнее. Мы по одному начали покидать прокладочную палубу. Капитан 2 ранга Безпальчев, как обычно, ходил между прокладочными столиками с невозмутимым видом – качка старому «морскому волку» нипочем. Неужели и мы будем такими? К утру ветер немного стих. Через несколько часов стали на якорь на Сухумском рейде, где прошло шлюпочное учение. На следующий день пришвартовались в Батуми, где было разрешено увольнение в город. С интересом впервые рассматривали субтропические растения. Долго по городу бродить не пришлось – было жарко и душно. Вечером жара спала. Курсанты вышли в город на строевую прогулку с песней. После кратковременной стоянки в Батуми отплыли в Севастополь. Снова драили палубу и медяшки, несли штурманскую вахту, стреляли из зенитных орудий, ходили на шлюпках на веслах и под парусами. В Севастополе были свидетелями «суеты» на рейде главной базы флота. К стоявшим на якорях линкору «Парижская коммуна», новому крейсеру «Ворошилов» и модернизированным – «Красному Кавказу» и «Красному Крыму» то и дело подходили плавсредства с разными видами снабжения и боеприпасов. Погрузка их на корабли проходила четко и без задержки. Кроме крейсеров, на большом рейде стояли новые эскадренные миноносцы «семерки» и модернизированные «Новики»… Вся эта армада олицетворяла собой боевую мощь Черноморского флота.
Заметным событием тех дней стал шлюпочный переход из Севастополя в Балаклаву на баркасах. Это миль 20. На больших гребных судах и так далеко от корабля мне еще ни разу не доводилось ходить. На шлюпочной базе в Выборгском заливе были только четырех- и шестивесельные ялы. На них устраивались шлюпочные гонки между ротами. О морской практике у нас остались самые хорошие воспоминания, хотя работали и учились почти без отдыха, сильно уставали. Нам очень помогла училищная закалка – ночные тревоги, марш-броски, включая лыжные кроссы. С 6 часов утра и до отбоя мы были на ногах. Через сутки-двое стояли ночную вахту. Постоянно хотелось спать. Морская практика заканчивалась в начале июня. Последний заход в красавицу Одессу. На этот раз удалось посетить знаменитый театр оперы и балета – один из лучших в Европе. Слушали патриотическую оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин». Многие курсанты, в том числе и я, ни разу в опере не были. Не все я понял в этом музыкальном спектакле, но музыка понравилась. «Нева» стояла в глубине Одесского порта. На причале построились три роты повзрослевших «морских волков». Напротив – экипаж учебного корабля. Прощальная церемония была трогательной. Командир «Невы» капитан 3 ранга Дьяконов и руководитель практики капитан 2 ранга Безпальчев обменялись краткими речами. Песня и четкий строй курсантов привлекли всеобщее внимание в порту. Среди иностранных пароходов два были со свастикой – загружались советской пшеницей – торопились. До нападения Гитлера оставалось десять дней…
Военно-морское хозяйственное (интендантское) училище (ВМХУ), организованное в 1938 г. в Старом Петергофе, в июле 1940 г. было переведено в Выборг. Училище готовило офицеров, возглавлявших на кораблях и в частях флота интендантскую службу. С началом Великой отечественной войны 22 июня 1941 г. был зачитан приказ начальника училища о переходе на военное положение. Увольнение в город было отменено, начальствующий состав перевели на казарменное положение. С бескозырок и фуражек приказали снять белые чехлы, с курсантских форменок и роб – синие воротнички – «гюйсы». Они демаскировали с воздуха. Во дворе училища, неподалеку от памятника Петру I, установили пулемет. Второй пулемет – напротив училища на гранитном пригорке. 3 июля по радио слушали выступление И.В. Сталина. Война внесла в курсантский распорядок значительные изменения. Кроме обычных занятий тренировались в стрельбе из пулемета, винтовок, в метании гранат. В конце июня училище произвело досрочный выпуск на флот старшекурсников (обучение – двухгодичное) с присвоением им звания «техник-интендант 2 ранга». Погон тогда еще не было – были серебряные нашивки на рукавах: одна средняя и одна узкая. Кроме патрулирования по городу курсанты несли полевой караул в пятнадцати километрах к северо-западу от Выборга. Задача – борьба с авиадесантом, парашютистами. В караул наряжался один взвод поочередно. Брали с собой винтовки, ручной пулемет системы Дегтярева (РПД) и каждый по две гранаты Ф-16, а также сухой паек на сутки. Занятия в прифронтовом городе из-за тревог часто срывались. Начальник управления военно-морских учебных заведений приказал 7 июля училище передислоцировать из Выборга в Знаменку (Новый Петергоф). В Знаменке разместились в здании Плодоовощного института, эвакуированного вглубь страны. Это был старинный дворец  с лепными потолками, богатой наружной и внутренней отделкой, находившийся в парке вблизи Финского залива. Здесь проводились занятия по тактической подготовке. Перед училищем командование поставило задачу – взять под охрану и оборону район от залива до деревни Горбунки, включая Ропшинское шоссе. Для этих целей привлекались три роты второго курса, а позже и роты нового набора.
Занятия в училище проходили по ускоренной программе. Одновременно роты несли поочередно боевое дежурство, но задачи постоянно менялись. В промежутках между боевыми дежурствами и классными занятиями отрабатывали штыковые приемы, стрельбу из винтовок и пулемета. Часами работали в противогазах, несколько ночей даже спали в них. Приходилось трудно, но никто не роптал. Во второй половине августа было проведено тактическое учение. Второе в году. Первое было в феврале в Выборге – в мирной обстановке, но проходило в условиях, приближенных к боевым. На лыжах, с оружием и боеприпасами прошли тогда десятки километров до полуострова Нуори. Впервые курсантам разрешалось использовать взрывпакеты и холостые патроны. Противник был условный, зато мороз – настоящий. В шинелишках и легких перчатках бороться с ним было не легко. Несколько человек обморозились. Августовское учение тоже двустороннее. Многое выполнялось фактически. Были подготовлены к минированию мосты, отрыты ячейковые противотанковые окопы. Из них курсанты бросали по макету движущегося танка бутылки с зажигательной смесью и гранаты. Так, шаг за шагом, курсанты постигали азы сухопутной тактики… Тем временем гитлеровцы все ближе подходили к Ленинграду. В конце августа пришлось покинуть Знаменку. Имущество погрузили на шлюпки, их отбуксировали на катере прямо к Адмиралтейству, где разместились в помещениях училища им. Ф.Э. Дзержинского, которое было эвакуировано в тыл. Курсанты, командиры и преподаватели совершили пеший марш-бросок на тридцать
с лишним километров с полной выкладкой. Так, неожиданно, через два с половиной месяца мы оказались снова в Ленинграде.
Командование Ленинградского гарнизона поставило училищу задачу: осуществлять местную противовоздушную оборону Адмиралтейства и вести патрульную службу в прилегающем к нему районе. 10 сентября – одиннадцатый день в Адмиралтействе. Вечернюю самоподготовку прервал очередной налет «юнкерсов». Скрепя сердце спускались по знакомым ступенькам в бомбоубежище, застегивая на ходу бушлаты. Несколько гитлеровских дивизий наступали на Красносельском направлении. Неужели нельзя их остановить? Еще 1 сентября восемь второкурсников были направлены пулеметчиками в 4 бригаду морской пехоты в район Невской Дубровки. Разговоры о посылке на фронт прерывались сигналами боевых тревог. Наконец, зачитан приказ командования Ленинградского фронта, подписанный К.Е. Ворошиловым, А.А. Ждановым и И.С. Исаковым и приказ начальника училища о сформировании из второкурсников отдельного морского курсантского батальона. Один час дали на сборы. Накормили, выдали боезапас и суточный сухой паек.
В 5 утра в составе трех рот (348 человек) батальон в бушлатах с винтовками и противогазами под командованием полковника
А.С. Дементьева направился на Балтийский вокзал. Заняли места в первых вагонах электропоезда и через час были в Ораниенбауме. Затем строем – на территорию Ораниенбаумского порта, где в завозном сарае переодели в армейское обмундирование «защитного» цвета. После обеда батальон построили в походную колонну. За спиной у каждого скатка, сбоку противогаз, шанцевый инструмент, сумки с гранатами и бутылками с горючей смесью, на поясе – длинный парусиновый подсумок с патронами. Командир роты объявил ближайшую задачу. По приказанию начальника Оранинбаумского гарнизона батальон направлялся на вторую линию обороны – в деревню Большие Илики. До неё не более часа ходу.
Навстречу шли отступающие войска, многие бойцы были ранены. Мы, молодые, крепкие и здоровые, шли к линии фронта.
У нас не было автоматов – его имел только командир батальона. Пулеметы, изъятые из учебных кабинетов, были ненадежны. Год нас учили морским наукам и чуть-чуть сухопутной тактике. У нас не было боевого опыта. Но и в таком состоянии мы были готовы к встрече с врагом. Курсанты с первых дней вступили в бой с опытным и значительно превосходящим по численности и вооружении противником. Была поставлена задача: любой ценой остановить продвижение немцев на Ораниенбаум, который остался неприступным и получил название  Ораниенбаумский плацдарм.  Батальон бросали
с одного трудного участка на еще более трудный,  придавали то одному, то другому подразделению обороняющихся войск. Курсанты несли значительные потери, только в бою за деревню Туюзи 23 и 24 сентября батальон потерял 30 человек убитыми и более 50 ранеными. Но задача была выполнена – фронт в этом районе стабилизировался.
18 октября 1941 г. остатки курсантского батальона отведены
в Ораниенбаум. 2 ноября принято окончательное решение командования: курсантов вернуть в Ленинград (из 348 курсантов прибыло только 51). Часть вернувшихся разместили в Военно-транс¬портной академии на Набережной Тучкова, 2а, раненых курсантов опытные врачи из Военно-медицинской академии лечили в училищном госпитале в Адмиралтействе. Наряду с медперсоналом дежурство у постелей раненых несли жены командиров и преподавателей, вольнонаемные сотрудники училища. В свободное от дежурства время они ездили по госпиталям города с подарками для курсантов и командиров, встречали пароходы с ранеными…  4 ноября возобновились занятия в классах Адмиралтейства, но мысли были в основном о хлебе, которого выдавали по рабочей норме – 250 грамм. Кроме внутренних нарядов несли вахту у главной арки здания Адмиралтейства. 3 декабря при очередном налёте вражеской авиации были выбиты все стёкла. Объявили, что предстоит эвакуация (254 первокурсника, 156 второкурсников, 50 – командный состав и преподаватели) через Ладожское озеро. 27 декабря с большими трудностями добрались до Вологды, преодолев за 15 дней 400 километров, из них 235-пешком. В Москву прибывали группами с 30 декабря по 2 января 1942 г. Училищу предоставили здание Института кооперативной торговли на Волоколамском шоссе, где две недели занимались ремонтом помещений. 15 января начались занятия и 18 мая произведен выпуск офицеров, окончивших двухгодичное обучение.
На выжженной боями ленинградской земле, на рубежах, где осенью 1941 г. был остановлен враг, теперь зеленеют рощи и сады, исчезли с карты и многие деревни и населенные пункты, за которые бились насмерть курсанты. Остались только памятные знаки. На десятом километре шоссе Петродворец – Гостилицы ныне стоит мемориал «Якорь», входящий в состав «Зеленого пояса Славы» (Авторы – инженеры И.Т. Иохин, А.Ф. Толочко, М.Е. Комаровский, 1967 г.) В правом углу железобетонной глыбы – амбразура,
в левом – стела из розового гранита. У подножия памятника – массивный стальной якорь. На стеле высечены медаль «За оборону Ленинграда» и слова: «На этом рубеже осенью 1941 г. в составе войск восьмой армии вели ожесточенные бои и сдерживали яростные атаки противника, рвавшегося к Ленинграду, курсанты и офицеры ВМХУ ВМФ.
Смертью храбрых пали … (перечислены фамилии 51 курсанта и офицера училища). Вечная слава героям, павшим в боях за свободу Родины!
Боевые друзья-однополчане».

В День Победы у памятника встречаются боевые друзья и родственники погибших. На переносной телескопической мачте поднимаются военно-морской флаг и флаги расцвечивания в наборе: «Никто не забыт».

Представленные выше материалы были опубликованы в упомянутом выше сборнике воспоминаний о К.А.Безпальчеве. Там только не был указан точный адрес, где размещалось Интендантское училище. Поэтому целью нашей поездки кроме знакомства с городом было предположение, что методом опроса местных жителей мы это уточним. Надеялись, правда, не только на это. Ранее,  просматривая  издания о Выборге в Доме книги на Невском,  обратил внимание на  книгу о площадях этого города. В конце публикации был электронный адрес автора книги. Я послал ей по электронной почте письмо с просьбой сообщить, если она знает, место дислокации Интендантского училище. Ответ не заставил себя ждать. Адрес: Дом № 52 по Крепостной улице в районе Батарейной горы. Есть и указание, что этот дом надо искать в районе начала проспекта Гагарина в треугольнике улиц Крепостной, Васильева и Одесского переулка.
Продолжаю рассказ о нашей поездке. Вот почему мы при въезде в Выборг свернули с Ленинградского шоссе, которое вело в центр старой части города, на Батарейную улицу  и вскоре оказались в районе  Батарейной горы. Нашли укромное место для парковки машины, и пошли пешком искать  дом №52 по Крепостной улице. К сожалению, все гладко с расположением улиц и домов было только на карте. На местности все оказалось значительно сложнее – улицы и переулочки в этом районе очень узкие и кривые, не на каждом доме есть номера. Останавливали редких прохожих пожилого возраста, но только одна старушка вспомнила, что когда-то тут было какое-то училище. Но где точно – не помнит. Ни на одном близлежащем доме номера с цифрой 52 не было.У меня была еще одна ориентировка. В районе искомого дома должна быть проходная с табличкой какого-то учебного отряда. Нашли такую проходную и рядом дом с военно-морским Андреевским флагом в палисаднике. К сожалению, дежурившее молодое поколение в морской форме ничего не слышало об истории этого здания. Однако в это время один из проходивших через КПП гражданских мужчин среднего возраста отозвался на наш вопрос и сказал, что действительно одно из этих зданий в послевоенный период принадлежало Интендантскому училищу. Он оказался бывшим директором ближайшей столовой, где он несколько лет назад кормил приехавших на встречу ветеранов училища, среди которых был и один адмирал. Он подтвердил, что действительно это здание тоже использовалось для нужд училища. Но основной корпус училища находился через несколько кварталов на этой же Крепостной улице, которое сейчас используется как общежитие. Мы отправились по указанному направлению, но похожего казарменного здания не нашли. Увидели казарму за высоким зеленым забором, но стоявший на вахте матрос не подтвердил нахождения там общежития. Я сфотографировал эту казарму. Может быть, и она тоже использовалась этим училищем.

.
Мы с Сашей потратили много времени на поиски следов училища. Вероятно, училище занимало несколько зданий, причем в разных районах этого небольшого города. Это подтверждают и мемуары Г.Г.Полякова, который упоминает другой район города у памятника Петру I.
Этот день был теплым и солнечным, и в оставшееся время решили просто погулять пешком по центру города и  посетить загородный парк. Оставили машину на прежнем месте в закутке возле небольшого дома, где уже стоял еще один автомобиль. И не спеша направились  через центр по неширокой Крепостной улице в сторону Выборгского замка.
Но вначале несколько слов об истории  города.
Город Выборг расположен на Карельском  перешейке, на побережье, островах и шхерах Выборгского залива Балтийского моря в 130 км от  Санкт – Петербурга.  История появления города скрыто в тумане древности. Малая советская энциклопедия (1958 г) сообщает, что в 12 веке на месте современного города новгородцами было основано поселение. Более позднее издание энциклопедии  «Города России» (1994 г) полагает, что город возник в 11-12  веках как небольшое русско-карельское поселение.  Всезнающая  Википедия  говорит ,  что  история  поселения  в  районе будущего города начинается  гораздо раньше 1293 года, -   года основания  шведами Выборгского замка.  Уже в  начале  первого  тысячелетия  новой эры  письменные источники  повествовали о проживании в этом районе  племени  корела,  предков современных  карел.   Корела  самостоятельно  и совместно с новгородцами  вела  торговлю с ганзейскими и  готландскими  купцами, а важнейшую роль в этой торговле играло западное  устье  реки  Вуоксы, через которое можно было попасть  во внутренние  районы Карельского перешейка и Ладожское озеро. Хотя  достоверных  сведений  о  наличии  какого-либо карельского поселения именно в районе будущего города не существует, свидетельством этого можно считать предания, сохранявшиеся в Выборге до XVI века, говорящие о том, что ещё до основания Выборгского замка на Замковом (в ту пору — Воловьем) острове, а также на другом, соседнем острове Твердыш, ранее — Линнасаари  (фин. linna — крепость, замок, saari — остров), существовало некое предшествующее ему поселение «Старый Выборг». Более того, именно такое официальное название до 1944 года носил городской район Пикируукки  (ныне северная часть Выборгского посёлка)  Именно там начались первые изыскания финских археологов, которые впоследствии продолжили советские учёные.
Не могу судить о достоверности сведений об аборигенах этих земель, но если заглянуть в еще более раннее издание «Списки населенных пунктов Российской империи» (1862 г), где меньше  политической конъюнктуры,  можно прочесть: «Исконное население всего прибрежья Финского залива Ладожского озера – финны». Может быть,   истинная история этого края и далее изложена в Википедии, но я предпочитаю опираться на издание современных исследователей и знатоков истории этого района. Это книги в красном переплете под названием «Карельский перешеек. Земля неизведанная» (часть 1, 2007 г.)  Желающим подробнее ознакомиться с историей этого края, рекомендую именно это издание. Чтобы не утомлять читателя излишними подробностями древности упомяну лишь основные вехи.
1293 год – Завоевание карельских поселений в результате третьего крестового похода под предводительством шведского маршала Торгильса Кнутссона. Основание Выборгского замка.
1403 – Дарование Выборгу прав города шведским королем Эриком  XIII  Померанским.
1495 – Осада города Выборга войсками Ивана III – «Выборгский гром».
1710 _ Осада и взятие Выборга войсками Петра I.
1808 – Вхождение Финляндии в состав Российской империи как «автономного Великого княжества Финляндского».
1917 – Признание независимости  Финляндии. Выборг соответственно город финский.
1939 – 1940 – Советско–финская (Зимняя) война. Граница отодвинута к северу от Выборга, который вошел в состав вновь образованной Карело-Финской ССР.
1941 – Возвращение Выборга в состав Финляндии наступающими финскими войсками с началом Великой Отечественной войны.
1944 – Освобождение города советскими войсками в результате успешной «Выборгской наступательной операции».
1992 – После распада СССР город входит в состав Ленинградской области Российской федерации.
1993 – Празднование 700-летия Выборгского замка и города.
Я бывал в этом городе ранее только один раз в составе групповой автобусной  тематической экскурсии «По ленинским местам Карельского перешейка». Это было в 1960-е годы. Продолжительная экскурсия начиналась с Шалаша Ленина и заканчивалась в доме-музее Ленина на окраине Выборга. Сам город мы видели из окна автобуса и в результате непродолжительной остановки с посещением туалета в районе железнодорожного вокзала.
Нынче у нас было тоже маловато времени, чтобы свободно пройтись по всем памятным местам старой части города. Идем не торопясь,  как упомянуто выше, по Крепостной - главной улице средневекового Выборга, пересекая  одну за  одной улицы с современными названиями – бульвар Кутузова, Суворовский, Московский и Ленинградский проспекты. Фотографирую некоторые знаковые объекты. Только-что  мы въезжали в город по Ленинградскому шоссе, случайно оказались на улице Ленина. Ни один российский город не обходится без улиц с такими названиями. Кварталы между улицами микроскопические по сравнению, скажем с Петербургом. Слева по нашему маршруту остается площадь Выборгских полков с оригинальным памятником.  (Фото и краткая информация  из сети).



Развитие территории, на которой в настоящее время находится площадь Выборгских Полков, было спланировано в генеральном плане градостроительства Выборга 1861 года. Территория между улицами Крепостной и Морской набережной, ограниченная по бокам проспектом Суворова и улицей Пушкинской и имеющая площадь около 10 000 квадратных метров, оказалась незастроенной. Площадь разделяла на две части Выборгская улица (ранее Государева, Монастырская). Первоначальное название площади - «Коулукенття» - «Школьное поле».  По всей вероятности, название – «Школьное поле» дали расположенные вблизи школьные здания: классический лицей, финская совместная школа, морская и торговая школы. В финское время из-за большого размера площади на ней проводились важные городские мероприятия. Площадь использовалась как место проведения различных праздников, шествий, встреч молодежи, а также как парадная, на которой проходили воинские построения, смотры. Доминирующим объектом этой части города, как в архитектурном, так и в административном смысле, был новый кафедральный собор (построен в 1893 году, ныне не сохранившийся). До Второй мировой войны южная часть площади, прилегающей к нынешней Морской набережной, служила стадионом, так называемой «Спортивной площадью». После постройки городского стадиона в 1931-1935 годах её отдали в распоряжение расположенных рядом школ. На ней проходили спортивные мероприятия, зимой она заливалась под каток.
В мае 1940 года на площади происходил военный парад, на котором М.И. Калинин, Председатель Президиума ВС СССР, вручал награды воинам Красной Армии, отличившимся в Советско-финской войне, о чём свидетельствовала мемориальная доска, прикреплённая к фасаду здания бывшего лицея. Надпись на доске гласила: «На этой площади в мае 1940 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин вручал ордена и медали советским воинам, отличившимся в боях за Родину». В связи с этими событиями площадь была переименована в 1941 году в площадь Героев. В 1947 году площадь Героев была переименована в Суворовскую площадь, в честь русского полководца А. В. Суворова, военная судьба которого была связана с Выборгом. В 1951 году на площади установили бюст И. В. Сталина. В 1953 году в северной части были проведены работы по озеленению: посажены кустарники, разбиты газоны. В центре Суворовской площади появилась скульптура пролетарского писателя М. Горького. В 1957 году на месте памятника Горькому был поставлен памятник М. И. Калинину. По инициативе ветеранов Великой Отечественной войны 20 июня 1999 года на площади был установлен гранитный обелиск с перечнем воинских подразделений, которым присвоено почетное наименование «выборгские». В 2009 году площадь получила официальное наименование «площадь Выборгских Полков». Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2010 года № 341 городу Выборгу было присвоено почётное звание «Город воинской славы». В августе 2010 года жителями города принято решение об установке памятного знака «Город воинской славы» на площади Выборгских Полков и переносе памятного знака с перечнем воинских подразделений на южную часть площади, ближе к Выборгской улице.
Проходим  далее и видим справа казарму за забором, фото которой представлено выше. Затем пересекаем  Ленинградский проспект,  и открывается  вид  на Соборную площадь.  Фотографирую соборы и выходящие справа вдоль Театральной улицы два приметных дома. Близлежащие улицы покрыты не асфальтом, а замощены темным камнем под старину.


 
Православный Спасо-Преображенский собор.
Построен в 1793 г архитектором И.Брокманом, изменившим первоначальный проект Н.А.Львова. Кафедральным собор стал в конце XIX века, когда учредили Финляндское и Выборгское архиепископство. Архиепископ Сергий в дальнейшем стал патриархом всея Руси.


Рядом через дорогу церковь Петра и Павла на Театральной площади.
Церковь построена (архитектор Ю.Ф.Фельтен)  в 1793-1799 годах для шведского и немецкого приходов. Строительством руководил губернский архитектор И.Брокман. Кирха была  освящена в 1799 году. После Великой Отечественной войны помещение церкви использовалось под склад и клуб моряков. Кирха возвращена для нужд церковной службы в 1991 году, здесь регулярно проходят также концерты органной музыки.
Проходим далее мимо кинотеатра Выборг-Палас, где и так неширокая улица превращается в идущий в горку переулок, перспектива которого хорошо видна на моем снимке.

В конце Крепостной, главной улице средневекового города, одноименная площадь. На площади – здание бывшей городской ратуши, построенной в 1643 году.

Перед ней – памятник основателю города, шведскому королю Торгильсу Кнутссону.

Рядом с площадью – остатки крепостного вала, опоясывавшего город с севера и юга. На оконечностях вала установлены бронзовые женские фигуры. Девушка с шестеренкой в одной руке другой опирается на молот. Это “промышленность”. Напротив девушка с жезлом Меркурия, бога торговли. Это “морская торговля”.



Саша сфотографировал меня на фоне основателя замка и города. Температура на улице почти летняя, и продвигаясь  вверх по улице, начинаем разогреваться. Впереди виднеется синяя полоса залива. Выходим на набережную 30-го Гвардейского корпуса, и фотографирую Выборгский замок и мост.


Большую часть своей истории Выборг был крепостью, и на неприступности его стен покоилось благополучие жителей. Неудивительно, что главные и наиболее яркие достопримечательности города связаны с фортификацией. Главная из них — Выборгский замок, настоящий символ города, и на протяжении столетий — центр притяжения городской жизни. Именно начало возведения на маленьком Воловьем островке (ныне — Замковый остров) в Крепостном проливе шведскими рыцарями в 1293 году замка, состоящего из  мощной четырёхугольной башни, окружённой крепостными стенами с амбразурами и водой, ознаменовало основание Выборга. Это единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества. Доминантой замка и всего города является башня Святого Олафа, высотой 48,6 метров.



Петровский мост,  ведущий на остров Твердыш.

Свежий морской воздух благотворно повлиял на наше самочувствие и прибавил энергии для продолжения экскурсии. С набережной свернули на неприметную Прогонную улицу и через несколько минут вышли на Рыночную площадь. Сделал несколько снимков на довольно пустынной площади, где не заметили никакой рыночной суеты.

Рыночная площадь. Вид от Круглой башни.


Круглая башня.

От Рыночной площади берет начало нынешний Ленинский проспект, правая сторона которого называется Парк-эспланада, который тянется по территории Старого города до Суворовского проспекта. Я сфотографировал деревянную скульптуру в начале парка.



Часть пути прошли парком и повернули налево на Ленинградский проспект, который привел нас на привокзальную площадь. Осмотрели современное здание вокзала снаружи и внутри, где по сравнению с вокзалами Петербурга было пустынно. Посетили бесплатный туалет, книжно-газетный киоск, где нет в продаже никаких книг или брошюр о городе.

Современное здание железнодорожного вокзала.
Здание вокзала в стиле сталинского ампира построено в послевоенный период вместо разрушенного вокзала во время последней войны. Авторы проекта — А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский и А. Н. Берков. Железнодорожное сообщение между Выборгом и Петербургом обеспечивается скоростными и обычными электропоездами. Кроме этого в  настоящее время между Петербургом и Хельсинки через Выборг ходит высокоскоростной поезд «Аллегро».
После посещения вокзала пересекли привокзальную площадь и Железнодорожную улицу и отправились в обратный путь по Вокзальной улице к оставленному в районе Батарейной горы автомобилю. По пути зашли (Вокзальная 13) в магазинчик для туристов, где я купил небольшой путеводитель по Выборгу – брошюру из 8 страниц за70 рублей. Там одиноко без покупателей скучала молодая девушка-продавец, поэтому надо было хоть что-то купить. Одновременно спросили: есть ли автобусные экскурсии по городу? Ответ удивил: нет спроса на автобусные экскурсии, но можно заказать индивидуального экскурсовода за 2 тысячи рублей. Я знаю, что один раз в неделю по субботам за 1 тыс. рублей можно поехать из Петербурга в Выборг на экскурсию.
После магазинчика в конце Вокзальной улицы пересекли конец Ленинградского шоссе и продолжали путь по Суворовскому проспекту мимо Красной площади – главной площади Выборга с памятником Ленину. Как же я мог не оставить на память образ дедушки Ленина, который является атрибутом каждого города.
.
Часть Красной площади с памятником В.И.Ленину. Авторы памятника скульптор Ш.Микотадзе, архитекторы Ю.Дьяконов, А.Алымов. 1957 г.
С Суворовского проспекта повернули налево на Крепостную улицу и около 15 часов подошли к месту оставленной машины. Сели в машину передохнуть и перекусить яблоками «Белый налив», выращенными в саду  моей дачи в Грузино. Далее двинулись на машине с целью посетить парк «Монрепо». Снова проехали почти весь Старый город по Крепостной улице, повернули направо на Ленинградский проспект и по набережным 40-летия ВЛКСМ и 30-го Гвардейского корпуса въехали на Петровский мост. Далее двигались по Петровской набережной через Петровскую площадь  с памятниками Ф.Апраксину и 300-летию Российскому флоту. Слева остался Петровский парк с памятником Петру I.

Выборгский памятник Петру I, расположенный в верхней части Петровской горки, имеет сложную историю. Решение об установке памятника в ознаменование 200-летия взятия Выборга русскими войсками было принято Николаем II в начале 1908 года. Статую Петра, стоящего во весь рост, рядом с пушкой, и держащего в правой руке лист с планом осады города, положив левую руку на эфес шпаги, изваял в бронзе скульптор Л.А. Бернштам. С 1885 года он работал в Париже. Одновременно с памятником в Выборге по моделям Бернштама сооружались два скульптурных памятника Петру у Адмиралтейства в Петербурге. Место памятника символично: именно с этой стороны осаждавшие Выборг в 1710 году русские войска обходным манёвром штурмовали замок. Для постамента выборгского памятника в каменоломне Вахкалахти был вырублен монолит розового гранита высотой 3,5 м, доставленный на место установки в мае 1910 года. Торжественное открытие монумента состоялось 14 июня 1910 года. Одновременно с открытием памятника Петру состоялась закладка православного собора на Петровской горке (построен не был, в 1932 году на его месте возведено здание архива по проекту У. Улберга).
Памятник простоял на постаменте меньше десяти лет. Когда весной 1918 года финская армия заняла Выборг, бронзового Петра сбросили на землю. Предполагалось увезти статую в Германию на переплавку, для чего её вначале отправили в Хельсинки. Однако через некоторое время скульптуру вернули обратно в Выборг, где установили в вестибюле историко-этнографического музея на Ратушной площади. Когда в начале 1930-х на бастионе Панцерлакс была построена школа искусств с музеем по проекту У. Ульберга, статую перевезли туда. К 10-летию провозглашения независимости Финляндии на постаменте сверженного памятника Петру был установлен Памятник Независимости: гранитный лев, держащий щит с гербом страны.
Когда в результате «Зимней войны» весной 1940 года Выборг заняли советские войска, Памятник Независимости был немедленно разрушен и на временный постамент водрузили статую Петра. На этот раз она простояла до августа 1941 года, когда её опять сбросили, в присутствии президента Финляндии Р. Рюти и маршала К.Г. Маннергейма. Голова скульптуры, отливавшаяся отдельно, при падении отделилась от туловища, но уцелела от переплавки, сохраняясь в кабинете тогдашнего мэра города. Третье открытие памятника Петру I произошло в августе 1954 года. Сильно повреждённая скульптура была реставрирована на ленинградском заводе «Монументскульптура» под руководством скульптора Н. Волжухина. Для памятника был изготовлен новый гранитный постамент, несколько выше первоначального, по проекту архитектора А.А. Драги.
Хочу заметить, что по дороге к загородному парку нет нормальных указателей, да и нормальных дорог. Не помогала и карта, на которой все гладко. Дважды пришлось останавливаться и спрашивать у малочисленных прохожих дорогу в Монрепо. Причем здесь, в отличие от Старого города, видны следы какой-то неухоженности.  Наконец, примерно в 15.30 подъехали к району, обозначенному на карте как Большие ворота. Тут находились два контейнера для мусора и четко не обозначенная стоянка для небольшого числа машин. Машин, правда, стояло немного. Но и свободного места  не нашли и припарковались у контейнеров.
(Из путеводителя). Самый большой и известный парк Выборга — парк Монрепо, раскинувшийся на острове Твердыш.  Ближняя часть парка благоустроена для прогулок и отдыха, а дальняя представляет собой почти первозданный карельский лес. Ранее парк Монрепо (фр. Mon Repos — Мой отдых) считался одним из красивейших парков Европы. В 1788 году эта территория переходит из частных владений выборгского оберкоменданта  герцога Вютембергского в руки барона Людвига Генриха Николаи, немецкого поэта и писателя, президента Императорской Академии наук в Петербурге. Барон вдохнул жизнь в парк. В усадебно-парковый ансамбль  входят памятники деревянной архитектуры, к созданию которых приложили руки известные архитекторы: Огюст Монферран, Тома де Томон, Александр .Штакеншнейдер, Д.Мартинелли, Ч.Тэтам. Сохранилось здание парковой усадьбы, однако там ведутся реставрационные работы.
Мы вышли из машины, и Саша запечатлел меня на фоне Главных ворот.


Вход в парк платный, но доступный – для взрослых 50 рублей, для детей и пенсионеров – 25. Касса в виде киоска, где можно купить и путеводитель, находится сразу за воротами слева. Справа за воротами несколько стендов, на одном из них – старинный план парка.  На фото схема мелкая, но на компьютере я ее увеличил и удалось прочесть все надписи.
Заголовок. Территория усадебного комплекса и пейзажного парка (слева направо):*Конец света. *Памятник Вяйнемейнену.Самое первое гипсовое изваяние главного героя финского эпоса «Калевала» Г.Борупа (1831 г) было разбито вандалами в год смерти Пауля Николаи (1871 г). Точная копия памятника выполнена выходцем из Выборга известным скульптором Й.Таканеным в 1873 г. Восстановлена в 2007 г. *Ущелье Святого Николая. *Грот. *Хижина отшельника. *Ньюфаундленд. *Пруд «Боб». *Источник «Нарцисс». Оформленный в 1820-х годах О.Монфераном,  источник ранее носил название «Сильмя» (фин.- глаз). Существовало поверье, что вода из источника исцеляет глазные болезни. *Китай. *Остров- нерополь Людвигштайн. *Капелла Людвигсбург. *Павилион Храм (Храм нептуна на острове). *Терассы Паульштайн. *Гостевой. *Липовая корзинка. *Гостевой дом. *Кафе. *Причал. *Чайная беседка. *WC. *Библиотечный флигель. *Главный усадебный дом. *Дом управляющего. Администрация музея заповедника. *Главный вход. Фамильный герб Николаи с девизом «Выдерживай и воздерживайся» не сохранился.  *Кассовый павилион. *Выездные ворота. *Камень китайского зонтика.  *Остров  турецкой палатки. * Левкатийская скала. *Обелиск братьям де Бройлям.  *Колонна Павла I и Александра I. *Китайские мостики. Шампушинка. * Падающий камень. *Мариентурм. *Кедр.

После главных ворот песчаная дорожка вела мимо Библиотечного флигеля.


Библиотечный флигель.

 
Дом администрации, который охраняет скульптура «Льва»

Лев – символ независимости Финляндии, установленный финнами на месте сброшенного Петра после гражданской войны и, в свою очередь, подорванный советской армией в 1940 году, был найден на территории Монрепо. К тому моменту царь в третий раз был восстановлен на постаменте на Петровской горе, а лев остался в парке. Будем считать, что на этот раз льву повезло.

Главный усадебный дом.
Обогнув Главный усадебный дом мы вышли к причалу бухты Защитная.


Видна часть причала бухты. Вдали, видимо, остров-некрополь Людвигштайн.
Рядом с причалом  на каменном холме возвышается Чайная беседка, ради осмотра  которой мы карабкались почти по  отвесным камням. Китайская беседка высится над сложенным из гигантских валунов холмом.  Дело в том, что один из уголков парка был устроен в восточном стиле. Несколько китайских арочных мостиков когда-то вели через протоку между холмом и островом, под ними были устроены деревянные шлюзы, с помощью которых в период мелководья поддерживался необходимый уровень воды. Там сидела и читала книгу одна из посетительниц, поэтому мы решили не покушаться на её уединение и прошли мимо.
 
Китайская беседка.

Спустившись с искусственного из валунов холма, мы прошли по дорожке к югу вдоль небольшого заливчика, где со стороны бывшего причала были хорошо видны китайские мостики, один из которых соединяет островок Турецкой палатки с материком.  Вдоль этой дорожки сфотографировали обозначенные на схеме и плане парка некоторые объекты.


Один из обелисков на скале.

Александр на одном из Китайских мостиков.

Особую живописность парку придает типичный для этих мест скальный пейзаж и порождающий чувство меланхолии, отделённый от берега мелкой протокой «Остров мёртвых» (Людвигштайн), названный так по ассоциации с известной картиной Бёклина.  На этом острове расположены опустошённые и осквернённые склепы членов семьи Николаи. На вершине острова находится декоративное сооружение, архитектура которого напоминает формы английской готики.
Примечание. Арнольд Бёклин (1827-1901) – швейцарский живописец, представитель символизма, предшественник немецкого югенстиля. Он автор вымышленных романтических пейзажей и сцен с мифологическими персонажами и фантастическими существами, сочетающих достоверность изображения с надуманной символикой. Одно из его творений – картина «Остров мертвых», написанная в 1880 г.


На заднем плане видно белое сооружение. Это Капелла Людвигсбург.

Эта же Капелла и скалистый остров, окруженный водой.


Снимок маленького заливчика и островка (справа), на который перекинут  китайский мостик.
 В дальней части парка имеется почти отвесная скала, использовавшаяся в годы предшествовавшего перестройке туристического бума для тренировок скалолазов и альпинистов с целью совершенствования своей техники, а также проведения соревнований. Со скалы открывается вид на Защитную бухту и Былинный остров, на который прежде можно было попасть по мосту.
Время нашей самостоятельной экскурсии подошло к концу. Мы побывали только на очень ограниченном участке парка. Чтобы его просто обойти по периметру (около 6 км), потребуется несколько часов. Это же касается более детального знакомства с достопримечательностями и историей Выборга. Мы же в 16.30 выехали из загородного парка домой по знакомому маршруту. С острова Твердыш через второй Замковый мост, далее по Крепостной улице до Батарейной горы и Батарейной улицы, с выездом на Ленинградское шоссе.


Рецензии