Саймалуу-Таш каменные скрижали древних художников

Фотографии можно посмотреть здесь:

Саймалуу-Таш, в других источниках Саймалы-Таш – название удивительного, загадочного места. Даже у нас, в Киргизии, оно, к сожалению, известно только узкому кругу специалистов, уж не говоря о всемирной славе, которую оно по праву заслуживает. Каждый бишкекчанин сотни раз видел рисунки «родом из Саймалуу-Таша». Их мотивы используются в современных керамических, войлочных изделиях, а уж в рекламе их – пруд пруди. Если нужно показать некую древнюю самобытность Киргизии, тут как тут Саймалуу-Таш.
Вы уже догадались, о чём идёт речь? В любом случае пора открыть тайну для непосвящённых. Саймалуу-Таш – это каменные страницы древнейшей истории цивилизации. Именно цивилизации! Символика рисунков перекликается с наскальными изображениями, например, в Карелии.  Саймалуу-Таш - это сотни тысяч петроглифов удивительной сохранности. Это картинная галерея, вобравшая в себя произведения художников, творивших на протяжении нескольких тысяч лет. Это разные стили, разные сюжеты.
Больше всего ростовых портретов козлов, исключительно четвероногих. Если собрать на плато Саймалуу-Таша такое же количество живых парнокопытных, то им будет тесно в весьма широком верховье ущелья.
Иногда промелькнёт изваяние лошадей, быков или оленей.
Единично встречаются изображения стоящих птиц, подозрительно похожих на страусов, и группа мамонтов. Хотя некоторые наши спутники утверждали, что это мастодонты. Чтобы вырезать на камне мамонта, не говоря уж о мастодонте, надо было его воочию увидеть на здешних землях. Тогда почему археологи нам толкуют о двух-трёх тысячах лет до нашей эры? Климат резко изменился 12 000 лет тому назад. Вот вам загадка.
Человеки в картинной галерее тоже есть, но им не сравниться с козлиным изобилием. Зато ассортимент больше. Мы, двуногие, завсегда берём не количеством, а качеством! Большая часть рисунков выполнена в «скелетном стиле»: «Точка, точка, огуречик, вот и вышел человечек». А есть картины написанные, будто на одном дыхании. Изящные линии толщиной не более двух миллиметров прочерчены так, будто не на камне резал маэстро, а на пластилине. Мастерски прорисованы хвостатые люди и козлоголовые, идущие за упряжью быков или козлов. Таких гениальных творений раз, два и обчёлся. Да. Гениев у человечества всегда была нехватка… Учёные, конечно, не растерялись и придумали объяснение: это жрецы, надевшие на себя шкуры животных. Что ж, версия вполне правдоподобная.
Когда мне было лет 5-6, я любила рисовать красавиц. У них обязательно были кругленькие глазки и ротик серпиком. Мне казалось, что этот набор частей лица самый лучший. Однажды мои родичи посмеялись над моими барышнями, назвав их «безносой командой». Я попыталась пойти навстречу капризной публике, пририсовав по палочке, символизирующей нос. Глянула и ужаснулась: нос испортил моих красоток! Похоже, что древние художники придерживались такого же мнения. Но, в отличие от меня, шестилетней, пошли дальше. Все изображения, что людей, что животных лишены не только носа, но и глаз, и рта. Зато фаллос нигде не забыт. Где-то его форма и размеры вполне дружат с реальностью, где-то - непропорционально огромного размера, а иногда встречаются феномены с шаром на конце и (о, ужас!!!) шипами. Эдакая булава. Сексуальное оружие пращуров.
Вот вам бы хихоньки… А у древних всё было дюжа сурьёзно. Не моральная распущенность двигала ваятелями. Фаллос у стародавних народов почитался как символ плодородия. В Индии и ныне лингам – главное украшение религиозных праздников.
Я вам ещё не сказала, на какой высоте находятся каменные скрижали Саймалуу-Таша? Ооо! Это же и есть одна из загадок, коим несть числа! 3200 метров над уровнем моря. Вы осознали эту цифру? Более трёх километров! Высокогорье. Зона альпийских лугов. Чуток пониже вечных снегов. Ветры круглый год. Плато открыто от снега месяц-полтора. И туда ходили древние люди на протяжении сотен лет, нет тысяч лет! Удивительно!
Оказалось, что фотографировать петроглифы не так просто. Малейшее изменение освещённости и рисунок перестаёт «играть», он просто гаснет. Ещё один фокус сияющей патины: отходишь в сторону, чтобы с лучшего ракурса сделать фотку рисунка, он каким-то образом теряется, и перед тобой предстаёт другой рисунок, не замеченный ранее.
Когда я восторженно сообщала знакомым и коллегам: «Я была на Саймалуу-Таше!», народ впадал в задумчивость, пытаясь выковырять из памяти какую-нибудь зацепку, и вежливо кивал головой: «Ну, мало ли куда человека занесёт…». Мне жаль людей незнающих. Вернувшись домой, я вспоминала восторг, который меня охватывал, когда я любовалась солнцеголовыми Богами. И я поняла, что ниточка, привязавшая меня к этому чуду, так же держала и древних художников. Они раз за разом шли по крутым тропам, чтобы напитаться энергией этого места.
И вот вам напоследок одна отгадка: Саймалуу-Таш – это место силы.


Рецензии