Две сестры

«…Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят…»
                ( Н. Заболоцкий)
Позвякивая пустыми стаканами  на столике  в купе,  поезд неспешно подкрадывался к городу.  Павел  вглядывался в  запотевшее и забрызганное окно вагона, пытаясь разглядеть знакомые очертания окраин, города своего детства.  Вдоль, бесконечно тянулись  унылые, темные посадки.
-  Минут через пятнадцать должны быть,- мужчина, лет сорока пяти   взглянул на часы,- если верить их расписанию.
- Нет, еще полчаса- минут сорок. Еще не проехали Батуринскую,- Павел тоже взглянул на часы.
- А вы здешний?- спросил попутчик.
- В общем, да. Город детства. Родители здесь живут, а сам  лет двадцать как уехал.
-  В гости?
- Юбилей… отцу  семьдесят…
- Мм… почтенный возраст. Как здоровье?
- Да, в общем , скрипит…
- Мальчики! Постель сдали? Билеты  надо? Через пять минут туалеты закрываю, кто не успел ,я не виновата,-  проводница объявила приговор всему вагону.
- Да, мне билет,- широко улыбнулся мужчина,- жаль , что уже приехали, я бы с вами до Владивостока…
Проводница  вздохнула.
- Меня муж надолго не отпускает,- боком протиснулась в купе,- я стаканчики заберу.
- Ну, еще полчаса можно будет вами полюбоваться,-  заигрывал попутчик,- опаздываем ведь? Сосед вот говорит?
-  Да, на пятнадцать минут,- официально ответила проводница, сгребая стаканы.

                ***

- Алексей! Ну что ты купил?! Я же говорила , селедку в супермаркете не бери, только на рынке, у  Маруси. Сам будешь  её  есть. А грибы? Они же черные,- Анна Михайловна разбирала покупки принесенные юбиляром,- на тебе боже… пошли дурака богу молиться…они сидят и ждут, когда ты придешь и купишь эту дрянь.
- Вот сама и иди следующий раз,- нахмурился Алексей Степанович, - а грибы последние были, не буду же я по всему городу бегать.
- Ну так и не брал бы, чем такое… Нет ,Лёш, это черт знает что…
Анна Михайловна подняла пакет с грибами на уровень глаз и рассматривала , вращая его перед собой.
- Ей богу как ребенок. Попросила  как человека…
- Возьми и выкинь, а то зу-зу-зу, зу-зу-зу…
- Раскидаешься  Рокфеллер, иди  стол ставь, накрывай, или ты думаешь, я буду твой день рождения  устраивать, сама? У тебя  вообще день рождения не в ноябре. Мне мать твоя говорила, что в сенокос родила, так что прошел у тебя уже юбилей.
- Ну вот, опять, двадцать пять. Каждый год, одно и тоже… в сенокос, да, в сенокос,- Алексей Степанович, обрадовался полученному заданию и ушел в комнату, укрываясь от шквала критики.

Гостей на юбилей пришло не много. Давние приятели  Куликовы, соседка, баба Маша, бывший сослуживец Алексея Степановича, Валерий Николаевич с женой.  Павел, как самый молодой  распоряжался спиртным, помогал матери по кухне. Сидели душевно, вспоминали  былое. Пели, шутили.
- Жаль, Павлик сам приехал, без Светланы, без внука,- Анна Михайловна уже удобно устроившись, не бегая на кухню, немного расслабилась.
-  Ты знаешь, мам, у неё работа, Сережка  учится, да и дорога не близкая.
- Вот летом приезжайте,- подхватил Алексей Степанович,- мы с внуком на рыбалку пойдем…
- Ага , две лягушки и пескарь… и еще радикулит на неделю. Возись потом с тобой.
Гости засмеялись.
- Вот вечно ты, Нюра, настроение испортишь,- буркнул юбиляр,- наливая себе стопку.
- Лёш! И с водочкой уже достаточно… не молодец  уже… А я вчера смотрела передачу Ленки Малышевой, там врач говорит, что  супруги проходят четыре этапа. Вначале, как любовники, потом, как родители, потом, как брат и сестра… а потом… как сестры… Ха-ха-ха…,- Анна Михайловна  от души рассмеялась вместе с женской частью гостей, - так, что Лёша ты сестра…
- Ты, Нюра,  со своей Малышевой, как дурень с торбой, носишься,- парировал Алексей Степанович. Уже поесть ничего нельзя. То вредно, то вызывает рак, тфу… а жить-то не вредно?
Гости подхватили больную тему, по иронии, о здоровье.  Павел вышел на балкон, смотрел на знакомый, с детства, пейзаж. Закурил.
- Дай и я подымлю,- убежал отец от гостей,- мать не дает, все меня бережет. Для кого?
- Пап, она же права. Тебе мало инфаркта, - Павел неохотно протянул сигарету отцу.
Тот затянулся, впитывая каждой клеточкой забытое ощущение.
- Да… Как ты там, как Светка? Сережка дядька уже, лет пять не виделись?
- Да, выше меня, мужик. Нормально… только ты матери не говори,- Павел посмотрел на отца,- Я ушел, уже два года скоро, как Сережке  восемнадцать стукнуло, так и ушел… не могу.
- Да ты что? Ну дела… а живешь с кем?- отец немного закашлялся от неожиданного известия.
- Сам, пока сам.
-  Леша!  Леша! Танцы,- Анна Михайловна весело звала супруга.- Павлик, ты смотри отцу сигареты не давай.
- Хорошо, хорошо, мам, не дам,- Павел плотно закрыл балконную дверь,- Вот зачем давал, теперь учует и мне влетит.
-  Не учует, я  с соседкой потанцую,- лукаво отмахнулся отец.

     Гости расходились, еще раз поздравляя юбиляра, желая долгих лет жизни. Алексей Степанович отшучивался, что мол, пожил, пора и честь знать. Павел погостил еще один день и уехал.

                ***

Он увидел отца  через полтора года, на похоронах матери. Анна Михайловна умерла,  не дожив до семидесятилетия всего два месяца. Был рак. Запущен. Умирала, она мучительно. Алексей Степанович , встретив сына разрыдался. Выглядел совершенно разбитым и потерянным. На кладбище стояла горстка таких же старушек, отдавая дань усопшей. Когда все разошлись, Павел остался с отцом один.  Отец сидел на корточках перед свежим холмом.
- Нюра, Нюра, зачем ты меня оставила. Что я буду без тебя делать,-  его плечи задрожали, он снял с головы кепку. Редкие седые волосы разметал ветер. Он уткнулся в кепку и  зарыдал,- сестра…

Октябрь, 2012.


Рецензии
Самая несчастная, незащищённая часть человечества - это старики.
В коротком рассказе передана вся непоправимая трагедия одинокого пожилого человека.
Всего доброго Вам, Сергей!
С уважением, Галина.

Галина Ромадина   12.09.2019 09:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Очень приятно, что моя небольшая зарисовка нашла отклик. Тронут.

Сергей Куприянов   12.09.2019 12:10   Заявить о нарушении