В службе честь. Часть 3. Воспоминания. Особенности

Примаченко Сергей Анатольевич

Родился во Владивостоке, в   1947 году, в семье военнослужащего. В 1965г. закончил среднюю школу и   поступил на штурманский факультет Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова. После выпуска был распределен  Камчатку. В основном проходил службу на 2 ФлПЛ Тихоокеанского флота в должностях: командир группы; командир боевой части; помощник; старший помощник и командир АПЛ. Последнее место службы  начальник ОУС-заместитель командующего ТОФ.

Награжден:
Медалями СССР и РФ.

Присвоение воинских званий:
Прошел все ступени воинской карьеры и присвоения воинских званий от лейтенанта до капитана 1 ранга.

Особенности боевого патрулирования

Восьмидесятые годы прошлого столетия. Пик большого противостояния двух сверх держав СССР и США на суше и на море, и апогея холодной войны. Прошло уже более тридцати лет с момента принятия решения о реализации в СССР Атомного проекта, одной из главных составляющих которого было создание мощного военного атомного флота СССР. Десятилетиями на пределе физических возможностей работали ученые АН СССР, конструкторы и специалисты КБ, инженеры и рабочие ССЗ. Была создана система проектирования, строительства, судоремонта и подготовки эксплуатационных кадров. Появились новые современные корабли. Атомный флот СССР по количеству кораблей превзошел все атомные подводные флоты мира и ни в чем не уступал оппонентам, а по некоторым параметрам наши подводные лодки превосходили подводные лодки противника. Количественный рост субмарин неизбежно повлек за собой и увеличение предпосылок к происшествиям, авариям и катастрофам. Я не ставлю перед собой задачу их обобщения и детального анализа, но на одном примере, свидетелем которого был, хотелось бы это проиллюстрировать и в общих чертах показать причины произошедшего.

У последней черты

В начале июля 1982 года РПК СН «К-389» вышел на очередную плановую боевую службу, в район боевого патрулирования Охотского моря. Командир корабля - капитан 2 ранга Харин Вячеслав Алексеевич. Старший помощник - капитан 2 ранга Примаченко Сергей Анатольевич. Всего на борту 113 человек экипажа.
За все время службы на подводных лодках, с учетом этого выхода, мне пришлось участвовать в десяти боевых походах. Из них три в Саргассово море и семь в Тихий океан.
Но самым злополучным был именно этот.
Мы уже месяц находились в районе боевого патрулирования. Жизнь на корабле вошла в привычное русло. Вахта, отдых, занятия, учебные тревоги. Техника работала без замечаний, не считая мелких поломок. С какими трудностями порой приходится сталкиваться морякам в длительном походе знают только сами моряки. Главное, что бы они с честью и достоинством, безо всякого пафоса с ними справлялись. Это просто наша работа.
Однако порой возникают нештатные ситуации, которые ставят под угрозу потерю не только техники, но и гибель членов экипажа.
Так случилось и в этом походе. Из-за пожара в 8-ом отсеке, боевая служба была прервана и мы вынуждены были вернуться в базу. Нет смысла подробно описывать детали этого происшествия, об этом беспристрастно говорят строки официальных документов приведенные ниже. Но, если первый документ фактически отражает сложившуюся ситуацию, то второй это докладная о героизме и стойкости подчиненных.
В результате этой аварии мы потеряли двух человек и экстренно вернулись в базу для производства ремонта и устранения последствий пожара.
А причина пожара была банальная. Матрос пылесосил электрощит, находящийся под напряжением и непроизвольно произвел короткое замыкание.
Через 10 суток после замены электрощита мы вышли на продолжение патрулирования, но и на этом наши злоключения не закончились.
В экипаже незаменимых нет, но начальник медицинской службы (НМС) в экипаже ПЛ лицо особое. Наш медик, молоденький лейтенант, от пережитого получил такую дозу адреналина, что его психическое состояние пошатнулось и встал вопрос о его эвакуации.
Всплыв в районе о. Итуруп начали передачу больного на гидрографическое судно (ГИСУ) ТОФ «Север». Штормовые условия не позволили благополучно завершить эту операцию. Повторно всплыли у Курильских островов, но уже со стороны океана и пересадили НМС на ГИСУ. Примерно через неделю с проходящего мимо транспорта нам доставили другого НМС и мы наконец-то закончили этот поход без приключений.

С тех пор я убедился: пришла беда – отворяй ворота!

Характерным в этой ситуации было то, что за 12 лет до этого в аналогичных условиях и по аналогичной причине в Баренцевом море гибнет АПЛ «К-8» Северного флота. Эта катастрофа долгие годы замалчивалась. Через семь лет после аварийного происшествия на нашей лодке на боевой службе гибнет «К-278» АПЛ «Комсомолец». Причина та же - пожар. А то, что произошло с нашей лодкой вообще не вошло ни в какие статистические сводки, не стало предметом подробного разбора и уроком для других экипажей советских субмарин. Только чудо и счастлива звезда командира спасли нашу лодку и экипаж от неминуемой гибели.

В чем причина аварии случившейся на нашей лодке и причины гибели других АПЛ?
На мой взгляд они следующие:
- на стадии создания и разработки кораблей аварийность повышалась из-за технологического отставания СССР в таких областях как кибернетика и информатика. О чем говорить, если на год принятия Атомного проекта наука «Кибернетика» официально в СССР считалась «лженаукой», а в школах учебная дисциплина «Информатика» появилась только в 1985 году одновременно с первым учебником А.П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники»;
- на стадии строительства аварии были заранее запрограммированы тем, что не соблюдалась технологическая дисциплина и требования конструкторов. Срывались сроки поставок отдельных узлов и систем, а также нарушалась очередность проведения операций. Само собой, это снижало качество работ, поскольку плановые показатели завышались, а сами работы проводились неритмично,
- на стадии испытаний и приемки тоже нередко нарушался график. Освоение выделенных финансовых средств требовало отчетности об их израсходовании к концу года. Под нажимом заинтересованных организаций корабли принимались с заведомо неисправными системами, причем недостатки предполагалось устранять в процессе эксплуатации. В этом достаточно убедиться посмотрев на дату приемки объектов от промышленности. Как правило, она соответствовала последнему дню календарного года.
- и наконец. На стадии эксплуатации росту аварийности способствовали запущенная система базирования (береговое обеспечение, судоремонт, снабжение), нарушение инструкций по эксплуатации, несвоевременные осмотры и профилактическое обслуживание техники, а также халатность. Сказывались и недостаточная выучка личного состава (особенно в вопросах борьбы за живучесть), слабая оснащенность спасательных служб, и отсутствие должной координации поисковых работ.
Но самое главное. Систему аварийности и катастроф АПЛ СССР предопределила система. Существовавший тогда порядок разработки, выпуска и поставки военной техники и вооружения регламентирован был не законом, как это естественно было бы предположить, а постановлениями несуществующих ныне организаций - ЦК КПСС и Совета министров СССР, а так же актами военно-промышленного комплекса (ВПК) и совместными решениями Минсудпрома и ВМФ. Административные органы ВПК, возглавляемые заместителем премьер-министра СССР, сами издавали нормативные акты, сами их исполняли и сами контролировали их исполнение. То есть порочная практика сращивания функций отодвигала на вторые роли главное заинтересованное лицо - заказчика. Такие ведомственные решения, утвержденные вышестоящими инстанциями, десятилетиями тянулись за каждой вступившей в строй лодкой. Чтобы победно рапортовать к установленному сроку или праздничной дате, ряд работ и испытаний сокращали, упрощали, переносили на потом... Более того, требования нормативных актов и договорных спецификаций впоследствии постоянно корректировались - разумеется, в сторону упрощения и снижения характеристик. И никого при этом не интересовало мнение тех, кто должен был эксплуатировать эту «технику» и кому потом приходилось расплачиваться здоровьем, а порой и жизнями. Их просто заставляли брать «под козырек».
И еще, лозунг, который провозгласила Америка: «Кто владеет трезубцем Нептуна, тот владеет миром» породил в СССР свой лозунг: «Дальше, глубже, быстрее! И скорее, скорее, скорее...».
Советские атомоходы первого и второго поколений создавались на скорую руку и лишь для того, чтобы хоть как-то ответить на вызов идеологического противника. И что интересно, если американцы к восьмидесятому году запустили в серийное производство лишь три типа атомных ракетоносцев, то мы девять. Но, как известно, воюют не числом.
Можно и дальше развивать эту тему, так как по прошествии многих лет есть вопросы на которые наше поколение моряков-подводников так и не получило ответов, но это уже не входит в круг моей компетенции.
Обобщенный вывод напрашивается сам собой: причиной участившихся случаев аварийности, аварий и катастроф является противоположность интересов тех организаций и ведомств, которые связаны с созданием и эксплуатацией подводных лодок. Бюрократическая проблема зачастую порождает половинчатые решения, а найденный компромисс приводит к авариям и гибели людей. В современных условиях к этому прикладывается еще и коммерция, не безуспешно предпринимающая паразитирующие попытки извлечения из ВМФ выгоды любым путем …
Подтверждением этому служат копии документов, которые я привожу ниже.

Шершавым языком рапо;рта.

Рапорт*

Настоящим докладываю обстоятельства чрезвычайного происшествия на объекте войсковой части № 00000, случившегося 05 августа 1982 года.
05 августа 1982 года в 14.27 на объекте была объявлена аварийная тревога: «Пожар в 8 отсеке, горит щит ЩПР-501 №2, остановленного для ППО и ППР».
Экипаж занимался до этого месячными ППО и ППР. Офицерский состав БЧ-1,2,3,РТС собрался в кают-компании, старший помощник капитан 2 ранга Примаченко находился в центральном посту на командирской вахте. Глубина 41 метр, скорость 4 узла шла циркуляция на ИК-302°.
После сигнала аварийной тревоги вышел из строя громкоговорящая корабельная система «Каштан». Доклады о выполнении первичных мероприятий принимались по телефону АСБ. Причиной выхода и строя ГСК «Каштан» явилась остановка ОП №-1 из-за сброса тока в сети 380в 50 гц.
В 14.30 ОП №-1 был запущен с местного поста и в 14.31 был введен в строй ГСК «Каштан».
В этот промежуток – 3 минуты времени из-за быстротечного развития большого пожара из 8-го отсека был удален посторонний личный состав в 7-ой и 9-й отсеки. Окончилось короткое замыкание в щите ЩПР-501-2Б л/борта. Начали гореть в отсеке аппараты ИДА-59 пусковые брикеты к ИП-46, резина кабельных трасс в районе щита обратимого преобразователя и теплоизоляция прочного корпуса.
В 14.30 по кораблю объявлено голосом: «Большой пожар в 8-ом отсеке на верхней палубе горит ЩПР-501-2Б». Прошел доклад из 9-го отсека о подаче ЛОХ в 8-ой отсек. Личный состав 9-го отсека по вызову личного состава 8-го отсека выполнил мероприятия согласно ст. 163 РБЖ-ПЛ-73г
С вводом в строй в 14.31 ГСК «Каштан», сработал ревун, сигнализирующий о подаче ЛОХ в 8-ой отсек. По ГСК «Каштан» голосом и сигналом объявлено по кораблю о подаче ЛОХ в 8-ой отсек. Вызов ЛОХ на себя произвел лейтенант Прокопьев - командир 8-го отсека, в условиях большого быстротечного пожара, убедившись, что не может потушить пожар системой ВПЛ при отсутствии связи с центральным постом.
В 14.33 из 8-го отсека поступил доклад от капитан-лейтенанта Ревазова о том, что пожар потушен, большая задымленность. Ему было приказано произвести разведку отсека и доложить о наличии людей и их состоянии.
В 14.35 приготовили и пустили ГК-3 7-го отсека, ЭК-10 10-го отсека на вакуумирование 8-го отсека. Из 8-го отсека прошел доклад о том, что в верхнем помещении находятся 3 человека: матрос Михеев, лейтенант Прокопьев и капитан-лейтенант Ревазов. Доложили в центральный пост из 8-го отсека о том, что в нижнем помещении находятся 6 человек: старшина 1 статьи Пономарев, матрос Сидоров, матрос Обверткин, матрос Ткаченко, матрос Ясырев и матрос Чеченев. Отдано приказание в 8-ой отсек выяснить обстановку в нижнем помещении. Из 8-го отсека прошел доклад, что в нижнее помещение убыл лейтенант Прокофьев для выяснения обстановки.

Решил: произвести вывод личного состава 8-го отсека через 7-ой отсек и тамбур-шлюз 6-го в 6-ой отсек. Начали готовить группу спасателей для выхода личного состава 8-го отсека.

В 14.55 из 8-го отсека доложили, что 4 человека в нижнем помещении в обмороке. Начали ввод группы спасателей в 7-ой отсек в составе: мичман Востриков – старший, старшина, старшина отсека мичман Саранчук, мичман Носов, мичман Сосун.
В 14.59 они включились в ИСЗ в 7-ом отсеке и в 15.01 вошли в 8-ой отсек.
В 15.01 вывел мичман Носов матроса Михеева и матроса Ткаченко из 8-го отсека.
В 15.06 вывели из 8-го отсека лейтенанта Прокопьева и старшину 1 статьи Пономарева. Из 8-го отсека получен доклад от капитан-лейтенанта Ревазова, что тление отсутствует. От матроса Ткаченко и лейтенанта Прокопьева узнали, что личный состав в нижнем помещении в тяжелом наркотическом состоянии, эвакуация затруднена буйным поведением.

Решил: всплыть в надводное положение для вентиляции 8-го отсека в атмосферу и облегчения условий спасения личного состава 8-го отсека.

В 15.13 – глубина 17 метров.
В 15.15 продули аварийно главный балласт, всплыли в надводное положение. Из 8-го отсека вышли мичман Саранчук и мичман Востриков. Доложили, что оставшийся личный состав вывести не хватает сил. Мичман Сосун остался в отсеке в буйном состоянии матрос Обверткин в обморочном состоянии.
В 15.16 по приказанию центрального поста, для подготовки системы вентиляции 8-го отсека в атмосферу, в 8-ой отсек убыл мичман Копычко.
В 15.21 был пущен вытяжной вентилятор на вентилирование 8-го отсека в атмосферу с кратковременной подачей ВВД в 8-ой отсек (20-30 секунд) после создания глубокого вакуума в 8-ом отсеке.
В 15.22 в 8-ой отсек вошла вторая спасательная партия в составе: мичмана Мазур, мичмана Заева и мичмана Вострикова.
В 15.26 замерили содержание СО в 8-ом отсеке – 50 ПКД
В 15.35 из 8-го отсека вынесли матроса Обверткина без признаков жизни.
В 15.36 матрос Обверткин был доставлен на ПМП в 5-й отсек. Начато оказание медицинской помощи. Эффекта от реанимационных мероприятий не было. Наступила клиническая смерть, о чем доложил НМС мне и записал в вахтенный журнал центрального поста.
В 15.38 в 8-ой отсек вошла 3-я спасательная партия в составе: старший лейтенант Мишуренко, мичман Ефременко.
В 15.40 из 8-го отсека вышли мичман Востриков мичман Мазур, мичман Заев. Выведен матрос Сидоров, матрос Чеченев.
В 15.42 из 8-го отсека вышел мичман Копычко и доложил, что у холодильной машины лежит мичман Сосун без признаков жизни.
В 15.50 по приказанию в 8-ой отсек убыли капитан 3 ранга Моргулис (КД-3), капитан-лейтенант Лежнев (НХС) и мичман Боргамон. Из 8-го отсека вывели матроса Ясырева.
В 15.55 из 8-го отсека вынесли мичмана Сосун, последнего из пострадавших.
В 16.00 по приказанию в 8-ой отсек убыл капитан-лейтенант Маслов и сменил на БП-88 капитан-лейтенанта Ревазова.
На среднюю палубу 5-го отсека доставили мичмана Сосун в тяжелом состоянии. Дыхания нет, тоны сердца не прослушивались. При оказании искусственного дыхания – обильные потоки рвотных масс из легких. Начальник мед. службы сделал нижнюю трахеотомию. Через трахеотомную трубку поступала рвотная масса. Реанимационные мероприятия успеха не имели.
В 16.25 в 8-ом отсеке содержание СО; - 0,5 СО – 10 ПДК
В 16.40 зафиксирована смерть мичмана Сосун.

Решил: донести на КП ТОФ о чрезвычайном происшествии.

В 17.21 и в 17.28 передал РДО №1 и РДО №2 с информацией о случившемся.
В 19.51 05 августа 1982 года получил персональное РДО от КП ТОФ с приказанием Командующего ТОФ следовать в базу.

В результате пожара выгорел щит ЩПР-501-2Б левого борта, обуглились и выгорели кабельные трассы от автомата 2АП к ОП №2 и к станции НН2, от автомата 2АЛ к РЩП №-2, от «АЗ к РЩП №2.
Выгорело 6 светильников сети 127в 400гц, РЩ №14Н/1 выведен из строя. Использовано 20 ИП-46, 8 ПДУ-1, 30 кислородных баллонов ИДА-59, 6 баллонов АКГ, сгорел 1 ИДА-59, 2 ИА-59 выведены из строя. Израсходовано 70 литров фреона.

Во время борьбы за живучесть элементов трусости и нерешительности у личного состава экипажа отмечено не было. В лучшую сторону отмечаю действия капитан-лейтенанта Ревазова, лейтенанта Прокофьева, старшины 2 статьи Михеева, мичмана Мазур, мичмана Вострикова, капитан-лейтенанта Дубова, матроса Нигметзянова.
Ход не терялся, переход в базу был обеспечен самостоятельно.
После восстановления материальной части личный состав готов к выполнению поставленных задач.
п/п Командир войсковой части 0000
капитан 2 ранга В.Харин
« ___ » августа 1982 года

Авария в Охотском море на «К-389» (проект 667АУ)
5 августа 1982 года*

Подводный крейсер стратегического назначения «К-389» (проект 667ау) с первым экипажем - командир капитан 2 ранга Харин Вячеслав Алексеевич, старший помощник капитан 2 ранга Примаченко Сергей Анатольевич, заместитель командира по политической части Багно Константин Григорьевич, командир БЧ-5 Принь находился на боевой службе в Тихом океане.
В 14 ч. 27 мин. (мск) 5 августа 1982 года в подводном положении на глубине 41 м. произошел пожар в 8 отсеке. Причина – самопроизвольное возгорание щита постоянного тока ЩПР-501-2а 8 отсека. Обесточились: щит постоянного тока левого борта и секция неотключаемой нагрузки.
В отсеке находилось 6 человек. Командир электротехнической группы капитан- лейтенант Ревазов возглавил борьбу за живучесть в отсеке. Отсек был загерметизирован, личный состав своевременно включился в средства индивидуальной защиты ПДУ, ИДА-59, ИП-46. Пожар тушился с использованием огнетушителей и станции ВПЛ. Первичные действия личного состава по тушению пожара были в основном правильными, но недостаточно эффективными для больших масштабов пожара (в результате короткого замыкания электрооборудования под огромным напряжением и пожара металлические конструкции электрощита и ближайшего оборудования испарились и сосульками свисали с оголенных шпангоутов прочного корпуса).
После доклада из аварийного отсека по приказанию ГКП в 8 отсек был подан фреон со станции ЛОХ 9 отсека. Пожар был потушен. В 15ч.01мин. из 9 отсека поступил доклад о том, что личный состав аварийного 8 отсека начал терять сознание. По приказанию ГКП в 15ч 03мин. личный состав начали эвакуировать в смежный отсек. В 15 ч.15 мин. ПЛ всплыла в надводное положение и в 15ч.21мин. начала вентилирование и ликвидацию последствий аварии.
Личный состав ПЛ проявил мужество, случаев паники и трусости не было. В ходе борьбы за живучесть погибли матрос Оберткин Александр Михайлович и мичман Сосун Иван Иванович.
Турбинист 8 отсека матрос Оберткин А.М. (боевой номер 5-8-11) с началом пожара включился в ПДУ и в 14ч.30мин. был направлен в нижнее помещение и трюм для осмотра состояния механизмов. При выходе из трюма сорвал ПДУ, потерял сознание. Усилиями товарищей был включен в новый аппарат защиты дыхания и в 15ч.30мин. доставлен на ПМП в состоянии клинической смерти. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и уколы положительных результатов не дали. Оберткин А.М. русский, рождения 13 мая 1961 года село Устоянск, Абанского района, Красноярского края, член ВЛКСМ, специалист 3 класса, участвовал во втором походе на боевую службу.
Старший специалист-моторист мичман Сосун И.И. (боевой номер 5-6-21) включился в ИП-46 и по приказанию в 15ч.03мин. в составе спасательной группы вошел в аварийный отсек для участия в эвакуации пострадавшего личного состава и лично вынес матроса Оберткина. В 15ч.45мин. после команды ГКП о выходе группы из аварийного отсека кинулся на поиски остальных подводников. Следующая спасательная группа в 15ч.55мин. вынесла мичмана Ссуна из аварийного отсека в тяжелом состоянии. Несмотря на оказанную медицинскую помощь в 16ч.40мин. наступила смерть. Сосун И.И. украинец, рождения 16 июля 1957 года, село Новолагун, Полонского района, Хмельницкой области, член ВЛКСМ, специалист 1 класса, участвовал в четвертом походе на боевую службу. Женат, имел дочь 10 лет.
Для спасения подводников в 8 отсек было введено 3 аварийные партии, при этом не допущено загазовывание 7 отсека.
После вентилирования отсеков и частичной ликвидации последствий аварии ПЛ погрузилась и по приказанию КП ТОФ самостоятельно начала переход в базу в подводном положении.
В течение 15 суток в заводских условиях был выполнен ремонт и ликвидация последствий аварии, проведены:
• пополнение запасов;
• доукомплектование экипажа;
• разбор причин аварии;
• тренировки и учения с экипажем
• контрольный выход в море.
Подводный крейсер «К-389» под командованием капитана 2 ранга Харина В.А. в кратчайшие сроки полностью восстановил свою боеготовность и 26 августа вышел в океан на продолжение выполнения задачи боевой службы.
В целом экипаж подводного крейсера «К-389» на всех этапах этих сложных испытаний проявил мужество и героизм. Судоремонтники «СРЗ-49», под руководством капитана 1 ранга Пирвели Г.М., в 10-суточный срок выполнили огромный объем работ по восстановлению корабля.
Особенно отличились Виляев П.М., Гукасьян, Прохоренко В.Т., Терещенко Э.И., Енджиевский В.В., Никулин Ю.Ф., Багаев В.И., Пискарев В.И., Титус, Бобровский.
Причины возгорания окончательно установлены не были, но личный состав перед вспышкой производил приборку в районе щита. На ПЛ не было выполнено решение конструкторского бюро десятилетней давности о замене электрощитов этого типа на более надежные. Конструкторами ПЛ не было предусмотрено гарантированное электропитание с обоих бортов систем связи и сигнализации.
Выявлены также ошибочные действия экипажа в ходе борьбы за живучесть:
1. командир корабля принял решение на всплытие в надводное положение с задержкой т.к. считал, что это лишит возможности скрытного выполнения поставленной задачи боевой службы;
2. ГКП не вел контроль за временем пребывания личного состава в ИСЗ;
3. вскрытие аварийного отсека произведено в подводном положении (ст. 153 РБЖ-ПЛ);
4. подводники 8 отсека при убытии по приказанию в нижнее помещение отсека свои аппараты ИДА-59 оставили в верхнем помещении;
5. четко не назначалось страхование в составе аварийной партии;
6. личный состав 8 отсека не был своевременно оповещен о подаче фреона в отсек т.к. система межотсечной связи «Каштан» обесточена;
7. часть мичманов отращивали бороды, что не исключало подсос отравленного отсечного воздуха под маски средств защиты дыхания.

Командир 8 дивизии РПК СН 2 ФлПЛ ТОФ,
Заместитель Командующего ТОФ по боевой подготовке,
Адмирал-инспектор подводных сил ВМФ Главной Инспекции МО СССР
Вице-адмирал в отставке  Приходько Б.Ф.

* - стилистика и орфография документов сохранены. (С.П.).

Взгляд с высоты прожитых лет …

Прошли годы, но боль за погибших товарищей, не утихает. Это касается не только моих сослуживцев, это касается всех подводников погибших в мирное время. Памятники погибшим если и существуют, то находятся на территориях закрытых гарнизонов, они приходят в упадок и не доступны российским гражданам. Семьи, потерявшие кормильца, как правило, испытывают материальные проблемы.
Расхожая фраза «Родина должна знать своих героев» так и остается фразой.
Достаточно одного. На вопрос корреспондента: «Что случилось с «Курском?». Первое лицо нашего государства ответил: «Она утонула».
Комментарии излишни.
Неизвестные общественности факты скрыты, как и в былые годы, И потому трагические ошибки повторяются. Мертвые ничему не научили живых...
Наверно прав был капитан 3 ранга 2-го экипажа «К-27» Гаррий Новицкий написав стихи посвященные молодым лейтенантам. В последствии он станет последним командиром этой лодки. Его стихи я несколько отредактировал, да простит меня Г. Новицкий, но на мой взгляд, именно командир это стержень всего экипажа ПЛ.

Уснул на плече океана-атланта
Гольфстримом нетронутый паковый лед.
Снежинки слетают с погон командира,
Над морем студеным продолжив полет.

Мятежного ветра ревущие глотки.
Тревога сегодня в глубинах, во мгле.
Вас ждут, командиры, подводные лодки,
На помощь успеть нашей хрупкой земле.

Уйдете в глубины - в накал абордажа,
Командою всей заслонить берега,
Свой воздух и хлеб разделить с экипажем,
Секунду в атаке отнять у врага.

Натянутся нервы сильнее, чем стропы.
При пуске ракет и при залпе торпед,
Иди, командир, поднимай перископы,
Отчизны кузнец ее славных побед.

Думаю, что не у одного ветерана подводника, прочтя эти стихи, какую бы должность он не занимал или какое бы звание не имел, сегодня не заноет сердечко...
Такова уж особенность службы моряков - подводников.

19 декабря 2010 г                г. Владивосток.

«Особенности боевого патрулирования»
Составитель макета и литературная обработка текста – Б. Шадрина
Использован иллюстрационный материал из личного архива В. Василишина и возможности интернет ресурса.


Рецензии
Если я ничего не путаю, то я служил на этой лодке.
С ноября 1979 года(когда командиром был капитан первого ранга Герасимов), когда мы её приняли у второго экипажа, на заводе в Большом Камне, после меж.походового ремонта, и до шестого мая 1982 года.
Я дембельнулся незадолго до той аварии...

Олег Бубнофф   08.09.2015 09:34     Заявить о нарушении
Японский остов Шикотан...
http://www.proza.ru/2012/11/25/1798

Олег Бубнофф   08.09.2015 09:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.