Освобождение женщины и классовая борьба

"Похоже, что несправедливый мир испытывает трудности
в деле справедливого распределения своей несправедливости"
Ульрика Мария Майнхоф "Ложное сознание"

Участникам левых организаций еще предстоит определиться со своей стратегией в том конкретном, многогранном и зачастую внутренне противоречивом феминистском движении, которое существует сегодня. Безапелляционно стоит признать только то, что социалисты должны вести борьбу за женское освобождение. Учитывая прошлый опыт и классовый анализ причин угнетения, нам необходимо заново поднимать вопрос о том, что нового мы как марксисты можем дать женскому движению, выработать свой взгляд и стратегию действий.

За последние десятилетия с введением неолиберального курса, затронувшего все мировые экономики, снизился уровень жизни, резко сузилась социальная сфера. Молодые поколения с трудом представляют себе, что такое стабильность. По женщинам этот процесс наносит двойной удар, ведь именно на их плечи чаще всего ложится забота не только о себе, но и о детях. Исследование Gender Pay Gap Unchanged for 10 Years Международной конфедерации профсоюзов (ITUC) говорит нам об отсутствии существенных улучшений в сфере женского труда во всем мире. Сегодня женщины в России получают на 30% меньше, чем мужчины. И это делает их одной из самых уязвимых общественных групп.

За время своего господства класс буржуазии поднаторел в использовании этнических, гендерных, возрастных, образовательных различий в качестве легализующего фактора для занижения оплаты труда. В действительности, нет ни одной причины платить женщинам меньше, кроме экономической выгоды. И мы утверждаем, что по собственной воле правительство не станет решать (и это подтверждается годами бездействия) ни проблемы миграции, ни проблемы женщин. В конце концов, от государства, в котором извлечение прибыли ставится всегда на десять ступеней выше проблем человеческих, не стоит ожидать добровольного отказа верхушки от лакомой наживы. Женщине платят меньше, но стоимость, которую она производит, равна стоимости труда любого другого члена общества, то есть прибыль от продаж одинаково высока. Итоговый продукт, как и его стоимость, не меняется в зависимости от того, чьи руки его создавали и какого эти руки были цвета.

Усиливается дискриминация прав женщины внутри рабочей среды, например, при вытеснении женщин в самые низкооплачиваемые сектора. Образуются так называемые женские профессии: школьными учителями и воспитателями в детских садах, как правило, являются женщины.

Так женщина становится жертвой двух параллельных процессов – вертикальной и горизонтальной сегрегации. С одной стороны, ее вытесняют с руководящих и высокооплачиваемых постов – эффект "стеклянного потолка" или вертикальная сегрегация. С другой стороны, женщину выталкивают из более оплачиваемых областей в менее оплачиваемые.

По статистике труд по уходу за детьми преимущественно ложится на плечи матери. "Женщины находятся в тисках, в тисках между работой и семьей, точнее сказать, детьми - имеющимися, ожидаемыми, имевшимися", – писала Ульрика Мария Майнхоф. Трудовой день женщины не имеет четких границ, и если с официальной службой все более-менее ясно, то второй рабочий день – уход за детьми и домашние дела – может растягиваться на бесконечные часы, снижая время на сон и не оставляя возможности для отдыха.

Еще век назад Клара Цеткин писала о том, что домашнее хозяйство не является продуктивным трудом, не создает прибавочной стоимости, при этом результаты этого труда необходимо постоянно воспроизводить. Т.е. труд домашней хозяйки по характеру своему репродуктивен, он не оплачивается и не пользуется уважением. При современном уровне развития технологий от большей части домашних дел женщина могла бы быть освобождена уже сейчас.

Низкая оплата труда, социальная незащищенность, двойной рабочий день делают женщин одним из самых угнетенных слоев. При этом ответственность, налагаемая обществом на женщину, непомерно растет. Как результат этой плачевной картины мы видим неуважение к женщине и обесценивание ее труда.

Само тело женщины принимает форму товара. Его фотографируют, снимают в кино, его демонстрируют на подиумах и в клубах, его наряжают и красят, на него работает целая индустрия, его оплачивают по самым высоким тарифам, и никого в итоге не интересует, что это тело женщины, личности, человека. Женщина – первая жертва общества отчуждения. Внутри системы, где сексуальность тиражируется в качестве продукта продаж, к женщине возникает потребительское отношение. И за подобное отношение она платит высокую цену. В итоге большая часть женщин сталкивалась с угрозой, а многие стали жертвами насилия. Женщина имеет неотъемлемое право быть сексуальной, привлекательной и реализовывать свои потребности только в то время, когда она желает, и только с тем, с кем она желает.

Итак, женщина является жертвой капитализма. Выгоды от угнетенного положения матери и работницы не очевидны, только если мы не учитываем экономический фактор. На самом деле, в патриархальном типе отношений мужчина проигрывает. Эмансипация женщины является необходимым условием освобождения и мужчины. Домашний тиран никогда не будет свободным. Общение с женщиной только как с сексуальным объектом отрезает возможность для построения партнерских, уважительных отношений. Любовь, признание, взаимоуважение возникают только в отношениях, субъектами которых являются оба партнера. Поэтому освобождение женщины выгодно представителям обоих полов и является нашей общей задачей. Как писала Рая Дунаевская: "Марксизм есть теория освобождения – или он ничто". Невозможно освободить человечество, оставив половину его за кадром.

Требование равноправия не снимает тех общественных и экономических противоречий, которые приводят женщину к ее бесправному положению. Равноправия добиваются внутри системы, которая изначально никому не предоставляет равных прав. Подлинное освобождение женщины подразумевает коренное изменение всей системы общественных отношений, ибо только в условиях упразднения иерархии и уничтожения капиталистического способа производства дискриминация по половому признаку станет невыгодной, а женщина получит необходимые ресурсы для самореализации. "Требование равенства полов более не ставит под сомнение общественные предпосылки неравенства между людьми, напротив, оно требует только последовательного проведения несправедливости и равенства в неравенстве: равноправия работниц с работниками, служащих женского пола - со служащими мужского пола, чиновниц - с чиновниками, редакторш - с редакторами, депутаток - с депутатами, предпринимательниц - с предпринимателями", - писала Ульрика Мария Майнхоф.

Революция - необходимое условие избавления от дискриминации, но не гарант того, что реальное освобождение осуществиться на практике. Уже сегодня внутри своих организаций и в рамках политической программы мы должны активно включаться в борьбу за эмансипацию. Только при условии доверия к левой политической программе, только когда наши обращения и действия станут опорой в борьбе за освобождение, мы станем свидетелями массового участия женщин в левом движении.

Нам необходимо строить левые организации, в которых женщины смогли бы действовать свободно и активно. В ситуации, когда женщины (половина населения страны) в большинстве своем, являясь одним из самых угнетенных слоев, придерживаются буржуазной идеологии; в то время, пока они, сами не осознавая своего рабства, транслируют идеи покорности своим детям и робко терпят несправедливость, мы не сможем приблизиться к радикальному преобразованию общества. Качественный перелом и изменение баланса сил возможно только при условии доминирования левой идеи.

У мужчин и женщин общая борьба, и пока не решена проблема власти капитала, никто из нас не будет свободен, вне зависимости от пола, цвета кожи и убеждений. Со сторонницами правой и либеральной идеологии нам не по пути. Борьба за освобождение женщины никогда не была и не будет абстрактной.

При этом пока женщины сами не проявят активность, пока они не возьмут на себя ответственность за собственное освобождение, все чаяния останутся бессильными. Никакие отдельные реформы и частные центры, никакие гранты и волонтерские движения не в состоянии привести к полному женскому освобождению. Нам нужно строить новое общество без эксплуатации и угнетения, общество реально равных прав и возможностей. Включайтесь в нашу борьбу, женщины!


Рецензии