Саранча

Известно, что Иоанн Креститель питался акридами (Мф. 3:4) и диким мёдом. Акриды - один из видов саранчи. Налет саранчи на Египет был одним из видов 10-ти "египетских казней".
Соломон видел в саранче стройную армию, выступающую без полководца или царя.
Кстати, в Апокалипсисе, в 9-й главе Откровения Иоанна саранча олицетворяет какую-то разрушительную силу, выходящую из бездны и предназначенную для наказания людей, не имеющих печати Божьей на своих лицах. Толкователи Библии видят в саранче демонизацию, секуляризацию, исламизацию и и даже милитаризацию общества.
В 1870 году в Петербурге вышла в свет книга Ф. Келпена “О саранче...”, на страницах которой предлагались различные блюда из этих насекомых. Древний историк Геродот повествовал, что африканцы эту самую саранчу сушат на солнце, обливают молоком и с аппетитом поедают. Другой историк - Диодор Сицилийский - писал о народе в Эфиопии, поедающем саранчу в несметных количествах. При появлении саранчи на горизонте эти люди разводили огонь и тучи насекомых, ошеломлённых дымом, падали на землю, где их собирали в кучи, поливали солёной водой, отчего саранча долго хранилась и получалась приятного вкуса. Затем эфиопы лакомились этими насекомыми, словно солёными семечками.
Кстати, греческий географ и историк Страбон и римский писатель Плиний Старший утверждали, что саранча у евреев и парфян считалась деликатесной пищей.
Впрочем, упомянутый Ф. Келпен, говоря о кулинарном искусстве аравийских племен, живущих в 19-м веке, подчёркивал, что саранчу обваривали кипятком с примесью соли, сушили на солнце либо поджаривалина сковородке, затем пересыпали мукой, укладывали в мешки и впоследствии употребляли в пищу как сушеную рыбу. Автор утверждал, что саранча для арабов является таким же лакомством, как раки или устрицы для европейцев. Арабы и берберы делали муку из сушёной саранчи и пекли из неё тонкие лепёшки.
Пожалуй, нет такой живности на земле, которую не ел бы человек. А с саранчой дело обстоит круто: либо она ест зелень, либо сама становится пищей для человека. Как говорится, "либо пан, либо пропал".


Рецензии