Об истоках творчества
На ум сразу приходят две причины – тщеславие и страх забыть удачные мысли и прекрасные мгновения.
Тщеславие. Жажда славы. Каждый человек знает имена Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского. Каждый пишущий невольно жаждет, чтоб и его имя было в этом ряду. То есть, перефразируем знаменитое изречение Суворова: «Плох тот писатель, который не мечтает стать классиком.» Хотя слово «тщеславие» имеет явно негативную окраску, является ли эта причина негативной? Я считаю, что нет.
Вопрос в том, обладаю ли я достаточным талантом, терпением и упорством, чтобы встать в этот ряд. А так же везением. Что я подразумеваю под словом «Везение». Это свойство человека оказываться в нужном месте в нужное время. Но, давно известно, везет подготовленным. Вот здесь и нужны талант, терпение и упорство.
Эта ситуация лучше всего отражена в анекдоте:
« Верующий молится в храме:
- Господи, я верил в тебя всю жизнь. Я прошу тебя уже не один год, чтобы я выиграл в лотерею, а ты меня не слышишь. Я начинаю сомневаться в тебе.
И слышит голос с неба:
- Дай мне шанс. Купи хоть один лотерейный билет.»
Начав творить, я даю такой шанс своему тщеславию.
Вторую причину – страх забыть, лучше всего выражает слоган из рекламы: «Незаписанная мысль – утерянный клад!» Ведь все гениальные мысли, дошедшие до нас, достигли нас благодаря тому, что их кто-то не поленился записать. И не просто записать. Откуда мы знаем, сколько гениальных мыслей пылится в различных архивах, чемоданах, кладовках. Эту мысль нужно донести. А уж читатель оценит, является ли мысль гениальна, или посредственна.
И опять главную роль в этом играют всё те же четыре свойства человеческой натуры: талант, терпение, упорство и везение.
Являются ли эти две причины творчества исчерпывающими?
Однозначно, нет!
Какие ещё причины приходят на ум?
Ну, конечно же финансовые. Каждый пишущий в тайне надеется, что его оценят, опубликуют и заплатят деньги. Но в то же время большинство писателей не готовы работать по шестнадцать часов в день и выдавать на гора тонны исписанной бумаги. А простой анализ показывает, что из 150 тысяч авторов, опубликовавших свои произведения на Прозе.ру миллионером на почве своего творчества не стал ни один. Скорее авторы готовы платить за рекламу, размещение, участие в конкурсах и т.д. И хотя каждый из них знает старую истину: чтобы стать известным, даже гениям нужна раскрутка, а раскрутка – это вложение, вложение и вложение средств, всё равно более 150 000 человек разместили здесь свои творения. Это говорит о чём? О том, что финансовая сторона является не самой главной.
Тогда сформулируем вопрос по другому: для кого я пишу?
Во-первых, я пишу для самого себя. Я боюсь забыть то, что пришло ко мне в мгновения озарения, мгновения победы, мгновения счастья. Я фиксирую на бумаге свои чувства и мысли. И если мне удается их полностью передать, я снова и снова переживаю их, читая написанные мною строки. И я не боюсь, в отличии от большинства людей, открыть эти чувства другим людям. Умение сопереживать, и делает человека человеком. А умение выставлять свои чувства и мысли на всеобщее обозрение и делает человека писателем. Скрытный человек не доверит свои мысли бумаге.
И в то же время, создавая на бумаге свою собственную модель мира, я как страус в песок, прячу голову в этом мире, где я хозяин и бог, где мне всё подвластно, как кажется вначале. Но написав первое предложение, я вынужден писать следующее, следующее и следующее… Я становлюсь рабом этого мира. Наркоманом, сидящим на игле сюжета, который развивается не зависимо от тебя и тянет тебя за собой.
Во-вторых, я пишу для людей. Мгновения озарения, победы, счастья были достигнуты мной в результате каких-то действий или стечений обстоятельств.
Описав алгоритм действий, предшествовавших этому, я поделюсь с другими, как достигнуть этих мгновений. Поделюсь жизненным опытом. А опыт заключает в себе не только победы, но и поражения, не только озарения, но и ошибки, не только счастья, но и беды и несчастья. Если я опишу алгоритм действий или условия проявления отрицательных результатов, это позволит умному человеку не наступать на те же грабли, а делать уже свои собственные, новенькие с иголочки, ошибки.
На этом держится вся наша цивилизация. На передаче жизненного опыта последующим поколениям. На обучении!
Но стану ли я делиться жизненным опытом с врагом? Нет! Потому, что враг непременно использует мой опыт в борьбе со мной. Так ли это?
Не совсем. Если я раскрою секреты уничтожения своих врагов, то они ими воспользуются непременно и применят ко мне мою же методику. А если я раскрою секрет, как врага превращать в друга? И они используют мою тактику? Друзей станет больше, а врагов меньше.
Поэтому я взял на вооружение старое правило: когда говоришь то, что думаешь, думай, что говоришь!
И вновь поменяем точку зрения. Рассмотрим теперь тот же вопрос с точки зрения возраста. Являются ли побудительными одни и те же причины для творцов разных поколений (не в смысле исторических, а в смысле возрастных). Я думаю что нет.
Чем старше творец, тем больше желание сохранить накопленный опыт, поэтому старшее поколение пишет чаще мемуары.
Зрелое поколение исследует реальность в поисках новых закономерностей. Ему более свойственно описание жизненных коллизий, разгадывание загадок и обращение взгляда в далекое прошлое (и будущее).
Молодежь же строит свою мысленную модель реальности и учится её использовать. Её привлекает фэнтази. Её больше интересует вопрос: а что если...?
Вот и получается, что если назвать причины творчества своими именами, то имена эти будут:
- тщеславие;
- страх;
- жадность;
- любовь к себе;
- хитрость;
для пессимистов и:
- высокие цели;
- желание сохранить;
- бескорыстие;
- любовь к людям;
- предусмотрительность;
для оптимистов.
Я оптимист!
Если есть желание покритиковать, поспорить или дополнить – прошу…
Свидетельство о публикации №212102400417
Алекс Савин 21.04.2013 20:42 Заявить о нарушении
Олан Дуг 21.04.2013 23:04 Заявить о нарушении