Пасхальный колобок

Предисловие.

Текст написан по мотивам сказки свящ. Константина Островского (Протоиерей Константин Островский, Приключения в египетской пустыне, 4-е изд. (переработанное), Красногорск, Успенский храм, 2012). Разрешение автора получено. Интересующимся исходным текстом можно посмотреть в интернете, например здесь:

Он был сильно переработан: большей частью, в него вставлены отрывки из стихов о. Варнавы (в миру Евгений Георгиевич Санин): Кое что подправлено под стиль сказки, поэтому, чтобы автор стихов не был на меня в обиде, я отослал ему текст для ознакомления. Автор одобрил использование его стихов.

Получилось, на мой взгляд, довольно интересно и поучительно. В виде кукольного спектакля ставился на детских праздниках. Если кто-то задумает ставить спектакль, прошу указывать вышеназванные литературные источники произведения:
1. По мотивам сказки свящ. Константина Островского
2. В тексте использованы стихотворения монаха Варнавы (Санина)
-------------------------------------------------

ВЕДУЩИЙ. Жили были дед и баба. И  не было у них курочки Рябы. И не было у них в доме даже яичек, чтобы испечь праздничный пасхальный куличик. Вот дед бабе и говорит:

ДЕД. Чем же, милая, нам  Пасху праздновать ?

БАБА. Ох, уж и не знаю. Ведь мука-то у нас давно кончилась.

ДЕД. Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометем, по сусекам поскребем, может, хоть на колобок наберем.

ВЕДУЩИЙ. Так они и сделали: помолились Богу, по амбару помели, по сусекам поскребли. Муку на водичке замесили, слёзками посолили, да в печку посадили. Испекли постный колобок да на окно положили. До утра остудиться. А сами спать пошли. Наутро проснулся колобок раньше всех.

КОЛОБОК. Что-то бабушки с дедушкой не слышно. Спят поди. Намаялись со мной вчера, даже службу проспали. Покачусь-ка я в церковь, пока они спят, попрошу батюшку, чтобы окропил меня святой водой, и буду колобок освященный, а не простой. То-то обрадуются старички.

ВЕДУЩИЙ. Соскочил колобок с подоконника на землю и покатился по тропинке прямо в церковь. Вдруг навстречу ему идет Зайчик.

ЗАЙЧИК. Колобок, колобок, целый день я прыгаю, по чужим огородам шмыгаю, ел-ел да не наелся я капусткой и морковкой с чужого огорода, так хоть тебя съем.

КОЛОБОК. Да что ты, милый, разве можно чужую морковку и капусту воровать,  ведь это грех.  Кто крадет, тот без Бога живет. Лучше подожди меня здесь, под елочкой, ведь я еще не освященный. Я у батюшки освящусь и мигом вернусь.

ВЕДУЩИЙ. И покатился колобок дальше. Вдруг навстречу ему Серый Волк.

ВОЛК. Колобок, колобок, я целый день голодный хожу, ни зайца не поймал, ни барашка не задрал, ни поросенка не слопал, дай я хоть тебя-то съем.

КОЛОБОК. Да что ты, Волк, нельзя убивать ни зайчиков, ни барашков, ни поросят, ведь это грех. Кто слабого обижает, тот Бога не уважает. А кто зверей губит, тот Бога не любит. И помни: Не только зубами, не только клыками, убить можно даже злыми словами. Лучше подожди меня здесь под кусточком, подумай. Я у батюшки освящусь и мигом вернусь.

ВЕДУЩИЙ. И покатился колобок дальше. Вдруг навстречу ему Медведь.

МЕДВЕДЬ. Колобок, Колобок, я с утра сегодня злой, в улей за медом полез, пчелы покусали, теперь я за себя не отвечаю.

КОЛОБОК. Да что ты, Медведь, разве можно так злиться, что даже за свои поступки не отвечать. Если в сердце входит злоба, наблюдай за сердцем в оба, распалясь, не трудно злу, сердце превратить в золу. Лучше подожди меня здесь, на пенечке, подумай. Я у батюшки освящусь и мигом вернусь.

ВЕДУЩИЙ. И покатился колобок дальше. Вдруг навстречу ему Лиса Патрикеевна.

ЛИСА С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, направился?

КОЛОБОК. Я, лиса, в церковь спешу.

ЛИСА. Куда, сладенький, я что-то не расслышала?

КОЛОБОК. В церковь Божию, у батюшки освятиться да святой водой окропиться.

ЛИСА. Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе, сядь на носок и спой еще разок.

КОЛОБОК. Ах, лиса, не можешь ты без обману, а ведь это грех. Кто обманом живет, тот совсем пропадет. Кто юлит и кто хитрит, тот Создателя гневит. Лучше будь послушной и простодушной. Ложь и правда, ад и рай, вот сиди и выбирай. Подожди меня здесь, на камешке. Я у батюшки освящусь и мигом вернусь.

ВЕДУЩИЙ. И покатился колобок дальше. Вдруг навстречу ему Аленушка.

АЛЕНУШКА. Целый день сегодня с подружками проболтала и горя не знала, всех пересудила-переругала, такая голодная стала, давай я тебя съем?.

КОЛОБОК. Что ты, Аленушка, разве можно без дела сидеть да болтать - язык распускать? Ведь это грех. Кто злословит да болтает, тот душу оскверняет. Раньше я сказал бы так: этот лгун, а тот дурак. И за эти осужденья в ад попал бы на мученья! А теперь, когда хочу поругать кого - молчу. Вспоминаю, как я сам врал и спорил - стыд и срам! Нет привычки благодатней, чем припомнить свой же грех. Как другого осуждать мне, если сам грешнее всех? Лучше подожди меня здесь, на травке,  подумай. Я у батюшки освящусь и мигом вернусь.

ВЕДУЩИЙ. И покатился колобок дальше. Вдруг навстречу ему Иванушка.

ИВАНУШКА. С утра на печи лежал, ничего не делал, очень устал, маме не помогал - пол не подметал, папе не помогал - дров не таскал, бабушку не слушал - ничего не кушал. Теперь голодный совсем, давай я тебя съем?

КОЛОБОК. Ну что ты, Ваня, нельзя лениться да работы сторониться. Это грех. Слушаясь папу, слушаясь маму, Ты начинаешь дорогу к храму. Заповедь эта - к Богу ступень, нужно ей следовать каждый день. А ты когда сам в храм пойдешь?

ВАНЯ. Знаешь, Колобок, я тебе честно признаюсь: на рыбалку я готов встать легко хоть в 5 часов, а как в церковь мне вставать – хоть со мной неси кровать.

КОЛОБОК. Вот что я, Ванюша, я у тебя спрошу: для чего нам жизнь дана, для еды, питья и сна? Для учебы и работы? На житейские заботы? Сделать полный чашей дом? Жить спокойно… А потом? Вот посиди тут, на дорожке, подумай немножко. Я у батюшки освящусь и мигом вернусь.

ВЕДУЩИЙ. И покатился колобок дальше. Вдруг навстречу ему Машенька. А в руке у нее узелок с куличом и пасхальными яичками.

МАША. Колобок румяный бок, куда путь держишь?

КОЛОБОК. В храм тороплюсь освятиться, водичкой святой окропиться, к светлому Христову Воскресению, дедушке и бабушке на угощение.

МАША. Колобочек, дорогой, по дороге нам с тобой. Мы ходили редко в храм, а теперь мы часто там. Почему? Да потому, что узнала мама - нет спасения без храма!

КОЛОБОК. А на ночную пасхальную службу пойдете? Как празднично будет: сначала крестный ход, потом все друг-друга по 3 раза целовать будут! Христос воскресе восклицать! А ты, как отвечать надо, знаешь?

МАША. Воистину воскресе! Ну пойдем, Колобок, в храм, а то опоздаем.

ВЕДУЩИЙ. Прикатился колобок в церковь и сразу к батюшке. Батюшка его святой водой окропил, молитовку прочитал и спрашивает:

БАТЮШКА. Где же, Колобок, твое красное яичко, да пасхальный куличик?

КОЛОБОК. Нет у меня ни красного яичика, ни пасхального куличика. Мои бабушка и дедушка бедные да смиренные. Только на меня муки и хватило. Спасибо тебе, батюшка, что меня освятил - святою водой окропил. Теперь я домой покачусь - к дедушке с бабушкой вернусь. То-то они обрадуются.

БАТЮШКА. На, возьми, Колобок, отнеси яички бабушке и дедушке, да кого встретишь на дорожке, раздай всем понемножку. И яичика, и куличика.

ВЕДУЩИЙ. А тут прихожане разговор услыхали, да колобку целую корзину яичек да куличей надавали. Катится колобок обратно, а навстречу ему выбегают звери лесные.

КОЛОБОК.  С праздником вас, звери, с Христовым Воскресением, примите от Бога угощение. Видите, у Бога всего много. Но запомните,  сначала Бог, а потом пирог. Молитовку сотворим, да куличика поедим. Ешьте звери, не унывайте, да друг-дружку не обижайте, не обманывайте, не крадите, в мире да любви живите.

ВЕДУЩИЙ. Катится колобок дальше, а навстречу ему Аленушка да Иванушка.

КОЛОБОК. С праздником вас, дети, самым радостным на целом свете, со светлым Христовым Воскресением, пусть будут между вами мир да веселие. Слушайтесь папу и слушайтесь маму, и не забывайте дорогу к храму, не злословьте и не ленитесь, а по дому работайте да учитесь. Вот вам дети, подарки от Бога, ведь у Бога всего много, молитовку сотворите, куличика да яичка поедите.

ВЕДУЩИЙ. Прибежал Колобок домой. А там дедушка  волнуется, сам не свой. И бабушка сама не своя. Волнуется вся семья.

ДЕД. Где же ты, Колобок, был?

БАБА. Мы думали, ты про нас забыл.

КОЛОБОК. Я дедушка и бабушка, в церкви был, там батюшка меня освятил, да подарков мне надарил, да люди добрые дали по яичику, да по пасхальному куличику. Половину раздал дорогой, да еще осталось много. Кушайте сами да людей угощайте, Пасху светлую справляйте!


Рецензии