Деньги. 12. Ну, и память

    Всегда воспоминания возникали необычные, яркие и совсем не характерные для повседневной жизни. При всей занятости, Лийка успевала отдыхать летом и если не она искала приключения, то они находили её сами. Так произошло  на четвёртом курсе консерватории в зимнюю стужу. Зима выдалась на редкость лютой и холодной. Лийка внезапно заболела гриппом. Была сессия. И как результат или одновременно из-за болезни у неё воспалились глаза. Читать стало совершенно невозможно. А тут вдруг профком объявил, что есть путёвка на юг по совершенно бросовой для студентов цене, а в те времена для них ещё продавали  железнодорожные билеты за половину стоимости на поезда по студенческому билету. Поэтому болеть или идти к врачу докладывая о болезни для того, чтобы позже сдавать экзамены, не хотелось, так как она решила взять путёвку и отдохнуть потом, без висящих на ней хвостов, если удастся. Решив, таким образом, она закрыла  марксистский учебник и легла спать, так как все буквы расплывались как в тумане. Была только одна надежда на то, что, если она выкрутится, то поедет по путёвке, если нет, то придётся идти к врачу и брать справку о состоянии здоровья. Другого выхода не было. Но так не хотелось болеть и иметь хвосты, а ещё дурная психика, которая не любила ничего  оставлять на завтра. Это всегда тяготило Лийку. Поэтому всю жизнь она старалась ничего не забыть, всё сделать вовремя, а "хвосты"   в отпуске... это был вообще отягощающий вариант, не отдых..Поэтому она пошла на экзамен, совсем не готовясь, испытывать своё счастье. Стоя под дверью кафедры марксизма-ленинизма, (эти предметы были самыми главными в социалистическое время)она как и все узнала, что педагог требует во время ответа конкретных знаний и полного ответа. Какая - то "водичка", т.е. болтовня ни о чём, оценивалась "неудом". Но "риск - благородное дело"  и Лийка пошла, взяла билет, села, прочитала, ничего не поняла.Прочитала ещё дважды и теперь только начала соображать, что первоисточник(его содержание) ей вообще не известен, и о чём второй и третий вопросы - тоже не доходят до сознания. Решила искать выход. Написала соседке вопрос, пододвинув к ней билет вплотную: "О чём в билете говорится? Только по одному слову напиши." За одну секунду соседка, как оказалось, весьма подкованная девушка с другого факультета, написала только тему и Лия, из-за  полной безысходности своего положения, включила мозги, погрузившись во всю вложенную информацию теоретических знаний в течение всего курса обучения, начала соображать, изредка делая записи на листочке, лежащем на столе. Писала она обо всём, что соответствовало теме, что вспоминала и что её раскрывало. Потом отвечала весьма долго, но её удивляло, что никто не останавливал её красноречие. А по "сарафанному радио", говорили, что студента должна остановить именно педагог. Тут было явное несоответствие. Лийку это беспокоило, так как вообще отвечала на вопрос буквально из общего ералаша в голове и закончив один вопрос, сама приступала к ответу на второй и третий без единого слова подсказки или перерыва, думая, что поход к врачу неизбежен. Но ведь её не перебили и не выгнали ещё. "А может, пронесёт?" Мелькало в голове. И вот ответственный момент расплаты. Молча педагогу протянула зачётку и, вылетев в коридор, Лийка открыла её. Не поверила своим глазам. Там стояло "отлично". " Если б педагог могла догадаться, что книга не открывалась вообще!!!!" стучало в голове. Медицинский визит отодвигался. Следующих два экзамена не были связаны с книгами и Лийка, спокойно сдав их досрочно, укатила в сторону Махинджаури (Батуми).

    Был январь. Поездка на поезде оказалась весьма долгой. В районе Туапсе произошёл снежный обвал и пришлось трое суток торчать в  вагоне. Еда, прихваченная из дому на дорогу закончилась, а удовлетворять свои потребности пассажиры начали в вагоне ресторане. Съев и там все припасы,толпы поползли  в другие поезда. Погода, конечно, стала потеплей, мягкий снег начал размывать на третьи сутки дождь. Итак, до места назначения Лия добралась на четвёртые сутки. Видимо, плохое самочувствие в молодости проходило намного легче, чем впоследствии. Подводили только глаза. Им нужна была аптека, нормальные условия жизни, сон, чистоплотность, а тут долготягучка... В конце концов, Лия приехала. Был дождь. Спала весь следующий пасмурный день, а потом вдруг появилось солнышко, которое не исчезало все последующие дни. В первые дни шубу пришлось сменить на лёгкий плащ, а  сапоги - на каблучки. Настроение стало сразу лёгкое и весеннее. Болезненные ощущения постепенно начали исчезать тем более, что Лийка сама себе дала слово ничего не читать, не ходить в кино, не напрягать зрение. Гулять, спать, отдыхать, наслаждаться природой, морем, апельсинами, лимонами, висящими на деревьях, камелиями, подснежниками, золотистой акацией, а позже с компанией друзей, образовавшихся по комнатным и жилищным признакам (это те,которые жили в области по соседству), стали бегать на море купаться, загорать, путешествовать по горам, ходить на танцы, где их не редко обещали утопить, но не стали этого делать, поясняя тем, что им удалось не дружить ни с кем из местных. Как оказалось, многие местные молодые ребята каждый сезон  имели в доме отдыха новых подруг и меняли их, как перчатки, а их подруги, находясь здесь, не имели права взглянуть в противоположную сторону. На курортный срок каждая девица должна была принадлежать только ему одному, сезонному бабнику. После окончания смены у местных появлялись новые пассии. А те девушки, которые уезжали, часто влюблялись в них и даже страдали долго от разлуки, не понимая, видимо, всю несерьёзность отношений, принимая местных ребят за чистую монету. Эти случаи происходили при социализме и в нашей стране, о которых часто рассказывают по телеку теперь о турецкой и заграничной любви. Всё это было давно и у нас, да и теперь продолжается на курортах. Такое происходит из-за низкой самооценки. Человек стремится увязнуть в чужих чувствах, а не хочет разобраться в своих, называя всё своё безумие любовью. А ведь от этого дети случаются. А они то при чём?

    "Да, что это я ковыряюсь в чужих чувствах? Видимо, потому, что, попав впервые на серьёзный курорт, благодаря своей щепетильности, вышла с достоинством из необычной ситуации." сказала Лийка, обдумывая вариант, который мог и с ней произойти. "Ну, откуда у меня совсем зелёной были мозги? Хоть впоследствии тоже в чём-то я ломала дрова?"
"А вообще, мне хотелось рассказать совсем о другом впечатлении этого года, которое осталось незабываемым на всю жизнь." продолжила Лийка.
 
     Рано ли поздно, но финал произошёл в феврале. Опоздав немного на занятия, так как после экзаменов ещё были каникулы, Лийка вернулась домой в зимнюю стужу, в шубе, загорелой, здоровой, с букетами цветов,  мандаринами и апельсинами. Явилась на занятия в унылую аудиторию с бледно-серыми лицами. Включившись в учебный процесс, с надеждой ожидая скорейшего потепления. А в конце марта, разговаривая с сестрой по телефону, была приглашена в Москву на её день рождения. Никому не не говоря ни слова, она полетела к ней на три дня. Приехала без своей лыжной обуви. Сестра достала всё снаряжение, но не притёртое к индивидуальным изъянам и вскоре прогулка "по долинам и по взгорьям" превратилась в пытку от потёртостей на ногах. Приехав домой, нахлебавшись на подмосковных горках свежего морозного воздуха, утром умчалась в аэропорт, и через два часа была дома. В этот день был урок по специальности. Уши заложило, ноги болели, тело ломило, но надо было идти. Ведь был бы прогул без уважительной причины. Ну, какие занятия с глухой студенткой, которая занималась вообще три дня "чёрти чем",( но  это педагогу не было известно) да ещё по снегу на занятия явилась в домашних тапочках(другую обувь даже одеть не смогла),а ещё впридачу не занималась ни одной секунды с прошлого раза, успев забыть все предыдущие  замечания. Педагог задала вопрос совсем не плохой ученице: "Что случилось?" и получила ответ: "Я заболела," ответ оказался исчерпывающим. Прогула не было, проблем-тоже. Всё потом нормализовалось, но какие непередаваемые ощущения оказались позже. Жаркая зима и исцеление больной, да, морозная весна с симптомами, похожими на болезнь. Так что не все болезни одинаковые.
   


Рецензии